Не верь старушке

Фото Михаила Чернова. Кублог

Если грустная одинокая старушка звонит вам и срывающимся на слезы голосом говорит, что случайно положила 500 рублей не на тот номер мобильного телефона, умоляя вернуть деньги, задумайтесь. Возможно, она не та, за кого себя выдает.

Мобильные операторы регулярно сталкиваются со случаями мошенничества и «развода» абонентов. Они отмечают, что активность мошенников обычно возрастает в период праздников: именно в эти дни люди становятся более доверчивы и восприимчивы. Кроме того, у мошенников существуют различные схемы выманивания средств клиентов, связанные именно с праздниками. «Всплески» мошенничества приходятся на Новый год, 23 февраля, 8 марта, майские праздники и начало учебного года. Наименьшая активность наблюдается в июле. Видимо, мошенники в это время отдыхают.

По словам Анны Степцюры, специалиста по внешним коммуникациям «Билайна», в последнее время участились случаи мошенничества, связанные с банковскими картами.

«Абонент привязывает банковскую карту к определенному номеру телефона, а спустя какое-то время меняет номер. В банковской системе он привязывает карту к новому номеру, а старый не удаляет (к одной карте можно привязать несколько номеров телефонов). Номерная емкость у любого оператора ограничена, поэтому через какое-то время сим-карта со старым номером абонента вновь поступает в продажу. Оператор не может нести ответственность за действия нового владельца номера, когда тот обнаружит, что его сим-карта привязана к банковскому счету. Он может либо сообщить об этом в банк – и тогда номер «отвяжут» от банковского счета его законного владельца, либо воспользоваться чьей-то невнимательностью и снять часть денег со счета. Поиском и наказанием таких мошенников занимаются правоохранительные органы», — рассказывает Анна.

Фото Ольги Вирич. Кублог

Мы решили привести здесь наиболее распространенные случаи мошенничества, основываясь на данных службы безопасности «Билайна»:

Пополнение баланса: это когда старушка просит вернуть деньги. Перед ее звонком вам приходит смс-сообщение с непонятного номера о том, что на счет зачислены деньги. При этом самих денег, скорее всего, нет, стоит проверить.

«Ложный приз»: вы выиграли приз от радиостанции, на которую никогда не звонили и с ведущими не играли. Но стать победителем приятно, особенно если приз стоящий. Машина, например. Для получения выигрыша, вас просят срочно купить карту пополнения счета и сообщить ее данные «виджею».

Платный код или «акции» оператора: вы получаете сообщение об акции, проводимой оператором. По условиям «акции», до конца недели (месяца, года, жизни) можно бесплатно звонить по стране. Для этого вам необходимо всего лишь отослать в службу информационной поддержки (телефоны прилагаются) «оператора» коды нескольких карт оплаты.

Фото Тимура Громова. Кублог

Открытка — подписка: человек получает от мошенников SMS, оповещающее его о том, что он может посмотреть присланную ему поздравительную открытку со своего сотового телефона, пройдя по указанной ссылке. После перехода по ссылке абонент автоматически подписывается на один из платных сервисов или «цепляет» вирус, в результате чего в последующем происходит ежедневное списание средств с его телефонного счета.

«Блокировка банковской карты»: абонент получает СМС-сообщение:«(bank) Заявка с карты 5.500р. Принята. Инфо 8(ххх) ххх-хх-хх». При звонке на указанный номер отвечает якобы «служба финансового контроля». На вопрос, о чем идет речь, собеседник отвечает, что, скорее всего, это ошибка, с которой будет разбираться «служба безопасности банка». Но для того чтобы избежать перевода денег, необходимо отправиться к банкомату, перезвонить снова и выполнить несколько действий с пластиковой картой под диктовку мнимого сотрудника банка.

Еще массу вариаций кражи денег со счетов мобильных телефонов можно найти на форумах. Облапошенные форумчане с удовольствием рассказывают о своих ситуациях в научение другим:

«У нас вчера пропала собака. Повесили объявление в интернете и буквально на следующее утро нам позвонили и сказали, что собака нашлась, были не против встретиться, но сказали, что вроде бы бояться сразу так встречаться и попросили «в знак лояльности» положить деньги им на номер телефона, что мы и сделали очень шустро. Потом эти люди перестали отвечать на звонки, проверка номера показала что сим-карты зарегистрированы в других регионах. Так что будьте бдительный — не лажайтесь как мы. (в оправдание могу сказать одно — очень уж хотелось поверить, мы все на нервах и рассуждать трезво не получается). Денег не жалко, жаль что надежда не оправдалась», — сетует пользователь под ником Beta.


«8 января 2013 года мне на мобильный телефон пришло уведомление о том, что надо срочно обновить настройки, а также, имеется возможность установить приложения «Opera» для мобильного телефона. Ни слова о том, что эти услуги платные, написано не было.
Я обновил настройки и установил приложение, и с моего номера телефона мгновенно, без моего ведома и согласия, было отправлено несколько sms на неизвестные мне номера. Через несколько минут выяснилось, что с моего счета было списано более 330 рублей», — ужасается юзер pioneerr.

Фото Ольги Вирич. Кублог

Откуда же мобильные мошенники узнают номера мобильных телефонов своих жертв? Возникает резонное предположение — мобильные операторы работают с ними в связке?

«Коды (+7962, +7964 и т.д.) любого мобильного оператора не являются тайной. Зная их, можно комбинировать случайные наборы цифр, попадая таким образом в реальные номера абонентов. Поэтому, например, смс с текстом «Мама, у меня неприятности, срочно положи деньги на номер ххх-ххх-хх-хх» периодически приходит на номера 17-18-тилетних молодых людей», — отвечает на этот вопрос Анна Степцюра.

На сайте любого мобильного оператора, будь то «Билайн», «МТС», «Мегафон» и пр., можно легко найти распространенные способы мошенничества и порядок действия в случае, если вы стали жертвой.

Даже если вы уже перевели деньги любителям быстрой наживы, не стоит отчаиваться — их еще можно вернуть. Для этого позвоните своему оператору. В серьезных компаниях есть сотрудники, которые занимаются такими случаями. Их задача состоит в том, чтобы выявить телефонный номер, с которого действуют мошенники, проанализировать трафик и денежные движения по этому номеру и принять меры к немедленному прекращению его обслуживания, а в отдельных случаях — передаче информации в органы внутренних дел.

Анастасия Володченкова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • id23956924
  • написано
Говорили, писали, предупреждали уже 100 раз про подобные способы обмана, но лох не мамонт, не вымрет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.