Наедине со спамом

Коллаж Лариса Позняк, Кублог

Когда вторгаются в твое личное пространство — это крайне неприятно. Многие люди значительную часть своей жизни проводят в смартфоне, поэтому смс-спам для них даже хуже, чем толстый потный мужчина, который толкается в трамвае. И одно дело, если ты о компании-отправители что-то слышал и когда-то пользовался ее услугами, но совсем другое — это письма вряд ли счастья от незнакомых номеров. Должно быть, каждого жителя Краснодара хотя бы раз уведомляли о том, что он может доехать с работы домой на такси, предлагали волшебным образом омолодиться или слетать в Тайланд по неприлично низким ценам.

Почему это происходит? Откуда рекламщики берут наши номера телефонов и не замешаны ли в этом операторы?

«Сотовые операторы не продают базы и ни в коем случае не выкладывают их в открытое интернет-пространство. Чаще всего клиент сам становится виновником, оставляя номер телефона при заполнении анкеты на скидочную карту и т. п. Затем этот телефон может попасть в базу провайдера, осуществляющего рассылку для одной или нескольких компаний. Отсюда и рассылки от неизвестных фирм», — объясняет Анастасия Васильченко, специалист PR Юга и Северного Кавказа ОАО «ВымпелКом» («Билайн»).

Появилась надежда, что скоро спамеры остановятся. Месяц назад был принят закон о запрете нежелательных смс-рассылок. Согласно документу, заказчик рассылки обязан получить согласие абонента сотовой сети, а оператор должен прекратить доставлять сообщения по требованию абонента, даже если запрет будет касаться одного только телефонного номера. Закон вступит в силу осенью этого года.

Фото Тимура Громова. Кублог

Еще в конце прошлого года, не дожидаясь законодательных изменений, операторы сотовой связи сами приняли меры по сокращению смс-спама.

«В третьем квартале 2013 года компания „Билайн“ начала вести активную борьбу со спамом и усовершенствовала спам-фильтры для абонентов. Например, была внедрена антиспам платформа Cloudmark. Она представляет собой интеллектуальный алгоритм мониторинга рассылок, включающий в себя современные и запатентованные алгоритмы группировки похожих сообщений, адаптирующийся механизм идентификации спама, а также способность к идентификации сложных и распределенных атак. Один день работы антиспам платформы выглядит так: из внешних сетей в сеть «Билайн» поступает примерно 10,4 млн спам SMS, что составляет 26% от всего внешнего SMS трафика. Интеллектуальные алгоритмы анализа трафика позволяют заблокировать порядка 95% спам–сообщений, это примерно 9,8 млн. сообщений. Таким образом, до конечного пользователя доходит не более 5-6% от всего объема таких сообщений», — говорит Анастасия Васильченко.

Большинство спамеров действует через компании, которые занимаются рассылками. Клиент такой компании получает доступ к интернет-программе, через которую может самостоятельно управлять рассылками. Слать предложения можно как абонентам из собственной базы, так и незнакомым людям. Базу абонентов может предоставить провайдер. В первую очередь, в зоне риска находятся те, кто оплачивает счета через уличные терминалы — именно их номера телефонов чаще всего попадают в базы спамеров. Подробно этот механизм описан на сайте вот этой компании. Также никто не застрахован от подлости со стороны компаний, которым вы разрешаете слать смс.

Фото Артура Сладкого. Кублог

«Мы используем привлечение баз данных партнеров — служб доставки, такси и так далее. Человек, когда пользуется их услугами, подписывает соглашение о том, что его номер может использоваться для оповещения и информирования. И там практически всегда присутствует пункт о том, что номера могут передаваться третьим лицам, то есть это все используется на основе партнерских соглашений», — рассказывает работник компании по рассылке спама, который предпочел сохранить анонимность.

Кстати, далеко не все фирмы, которые занимаются рассылками, спамят. Например в этой компании мне напрямую ответили, что спамом не занимаются и готовы предложить хорошие цены за свои услуги, но только если я принесу свою базу номеров.

Не все абоненты, столкнувшиеся с назойливыми рекламщиками, готовы молчать в тряпочку, есть и принципиальные люди, которые объявили войну спамерам. Один из ярких примеров — блогер ЖЖ из Краснодара под ником krasnob, который подал жалобу в УФАС на компанию, которая рекламировала свои услуги в смс. В итоге суд принял решение оштрафовать спамера на 100 тыс. рублей. Однако подобные жалобы могут выйти боком. На этом сайте есть статья о том, как человеку, написавшему заявление в УФАС, спамеры сначала угрожали, а потом мстили.

Фото Тимура Громова. Кублог

На «Кубанце» даже есть список компаний-спамеров, правда, он не обновлялся уже полгода.

Так стоит ли игра свеч? Возможно, если рекламные сообщения вызывают в основном негатив, рекламодателям стоит поискать другой канал привлечения внимания? Согласно исследованию, 90% получаемых СМС сообщений прочитываются в течение трех первых секунд, 98% полученных СМС так или иначе всегда прочитываются пользователем. На основе этих данных можно сделать вывод, что предприниматели никогда не откажутся от подобного способа рекламы. По оценкам аналитиков J’son & Partners Consulting, объем рынка SMS-рассылок в России в 2013 году составил 101 млн долл., что на 68% больше, чем в 2012 году. В агентстве отмечают, что в этом году темп роста рынка замедлится, но все равно сохранится.

Анастасия Володченкова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.