Я смска, я пришла

Буквально два дня назад произошел вопиющий случай — Борису Мальцеву пришло спам-сообщение на телефон от некоего ugosti.com, который пытался убедить известного бизнесмена, фотографа и боксера в том, что тот не знает, куда ему пойти вечером. Естественно, Борис расстроился и написал пост в своем блоге, где спросил у читателей, что теперь с этой смской делать.

По удивительному стечению обстоятельств, на следующий день после появления нежданного рекламного сообщения, в «Билайне» собрали пресс-конференцию, чтобы поговорить о проблеме спама и о мерах борьбы с ним. Мероприятие проходило в формате видеоконференции, которая связала сразу несколько городов — Москву, Краснодар, Пермь, Ставрополь и Саратов.

Оператор отчитался о результатах работы антиспам-платформы Cloudmark, которая был внедрена в мае 2014 года. За это время с ее помощью удалось снизить количество спама в 12 раз. Сейчас, по расчетам «Билайна», до каждого абонента доходит не более одного мусорного сообщения в месяц. В октябре планируется эту цифру сократить до 0,5.



«Интеллектуальные алгоритмы анализа трафика позволяют блокировать около 95% спам-сообщений. Таким образом, до абонента доходит не более 5-6% общего объема спамовой рассылки», — рассказал Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом».

По статистике, чаще всего абонентов уведомляют при помощи спам-рассылок о том, что доехать с работы до дома можно на такси, о том, что есть возможность взять быстрый займ, попасть на распродажу одежды, купить автомобиль со скидкой. Также через смс до человека частенько пытаются достучаться мошенники. Конечно, оператор не занимается вычиткой корреспонденции, чтобы отличить «хорошее» сообщение от «плохого». Все делает программа.

По словам Ольги Тыриной, менеджера проекта «Анти-спам», все операторы в конце прошлого года обратили внимание, что реклама чаще всего сыпется с коротких номеров (98%). После того, как операторы эту возможность прикрыли, в марте 2014 года спам стал приходить с длинных номеров, причем зачастую не только с российских.

«Каждое смс-сообщение имеет определенную продолжительность, символы. Структура спам-писем, обычно, схожа. Анализируя структуру сообщения, система может с большой долей вероятности определить спам-сообщение, которое тут же блокируется», — говорит Алексей Назаров.



Кроме того, играют роль такие показатели, как частота отправки сообщений с одного номера: абонент физически не может слать больше 3-4 писем в секунду, если только он не робот. Антиспам платформа отслеживает также, активен ли номер отправителя, зарегистрирован он где-то или нет. Как отметили в «Билайне», вероятность, что «хорошее» сообщение от вашей бабули попадет под санкции программы, которая решит, что алгоритм похож на рекламное сообщение, есть, но она минимальна и постоянно сокращается.

Конечно, спамеры тоже не дремлют. В ответ на защитные меры оператора они придумывают новые ухищрения и способы обойти защиту и доставить свое послание. По словам Алексея Назарова, когда спамеры понимают, что трафик перестает проходить, они меняют свои алгоритмы в течение 15 минут. К счастью, платформа, которая призвана с ними бороться, умеет подстраиваться под новые решения.

Иногда спамеры не только делают себе рекламу, но и другим антирекламу. Зная, какое раздражение вызывают непрошеные смски, недобросовестные отправители «подкладывают свинью» конкурентам, рассылая от их имени сообщения ночью, например. Бывает и такое, что спамить начинают с номера какого-то человека — среднестатистического токаря, который трудится в поте лица на заводе и не подозревает даже о том, что предлагает всем услуги такси. Иногда жертвой становятся и медийные персоны. Показателен случай с Максом Фадеевым, с номера которого в прошлом году была проведена массовая рассылка спама.

В ходе конференции из Ставрополя был задан интересный вопрос: «Что делать человеку, который приобрел номер, и теперь получает звонки от людей, которые принимают его за другого человека? Ведь иногда звонят не просто друзья и коллеги, а коллекторы, например».



«Проблема существует, — согласился Алексей Назаров. — Помимо звонков от коллекторских агентств, есть ряд мошеннических схем, когда люди забывают отключить старый номер от мобильного банкинга, например. В нашей компании сейчас идет работа над проектом, который решит проблему, в первом квартале следующего года все должно быть сделано. Это не совсем простой проект, потому что он требует от оператора усилий. Наша задача при расторжении договора с абонентом, вычистить этот номер из всех баз, в том числе из банковских. К счастью, технически мы уже понимаем, как это сделать».

Так что же все-таки делать с смской, которая уже пришла? Никаких откровений сейчас не будет, предупреждаю. Можно самостоятельно связаться с отправителем и попросить удалить номер из рассылки. А можно переложить это со своей головы на голову оператора.

Если вы абонент «Билайн», то жалобы в форме смс отправлять нужно на короткий номер 007. В сообщении укажите номер или подпись, с которого пришел спам, текст и дату получения рекламы. Это нужно сделать в ближайшие несколько дней после получения смс. В «Билайне» обещают, что ответ по вашей проблеме получите в течение двух недель.

У других операторов такой же алгоритм действий. Если вы абонент «МТС», то пересылать нежелательные сообщения нужно на номер 6333. «Мегафон» принимает подобные жалобы на номер 1911.

После этого обидчик больше не должен вас беспокоить. А как быть с другими? Остается надеяться, что новая умная анитиспам-платформа не подведет.

Анастасия Володченкова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.