Послушай, что тебе говорит Быстроновский, твою мать

Коллаж Бориса Мальцева, Кублог
В феврале арт-директор студии Артемия Лебедева Людвиг Быстроновский посетил Краснодар, чтобы поделиться своим опытом с «менеджерами, испытывающими проблемы с личным временем и взаимодействием с коллегами» и со специалистами в области дизайна. Что может побудить арт-директора одной из ведущих веб-студий Рунета начать зарабатывать проведением мастер-классов по полторы тысячи рублей за каждый в российских городах? Очевидно, то же, что заставило почти полсотни горожан прийти в выходной день на платное занятие, — желание учиться и развиваться.

Из двух лекций, заявленных в афише, я заинтересовался первой — «Хьюстон, у нас все хорошо (на самом деле нет)». Название второй звучало как «Дизайн +1». Выбранный формат лекции — довольно строгий, почти академичный — не вязался с атмосферой коворкинга Co-Place, где она проходила. Даже вопросы лектору не задавали вслух, а писали вместо этого записки.

Основу лекции составили проблемы, с которыми Людвиг сталкивался лично во время работы над управлением проектами в самой крупной российской студии дизайна. Это были советы на самые разные темы — начиная с эффективного использования электронной почты, заканчивая формированием правил увольнения сотрудников.

Фото Ильи Середы. Кублог

Идея, которую автор протащил через всю лекцию, звучала коротко и ясно: заплати сначала себе. Сладкозвучный принцип, отсылающий к голливудской истории про американского школьника с его утопичной идеей платить «вперед», лектор рекомендовал применять во всем.

Вот некоторые примеры. Если кто-то из коллег обратился к тебе за помощью по электронной почте, после ответа сразу же удаляй письмо из инбокса и не пытайся контролировать ход дел по твоему совету. Если человеку нужно, он свяжется с тобой сам. Не назначай встречи на то время, когда ты наиболее продуктивен.

«В своем календаре на все дни на несколько месяцев вперед я отметил, что с 8:00 до 14:00 я занят. Я никому ничего не объяснял и ни с кем это не обсуждал. Я просто занят! За год работы возник только один случай, когда человеку надо было встретиться в это время, он сам позвонил и лично договорился о встрече. Это не вызвало никаких проблем», — рассказывает Людвиг.
Хороший арт-директор, по мнению Людвига, в первую очередь должен хорошо разбираться в себе. Прежде чем предпринимать те или иные действия, нужно трезво оценивать свое состояние. Если ты находишься в состоянии перенапряжения и переутомления, не отвечай на письма, которые требуют взвешенного ответа. Если ты раздражен работой своей команды, не устраивай истерик, — разберись в причинах хладнокровно, не давай эмоциям управлять ситуацией. Менеджер — это лидер, и если лидер будет в смятении, то это настроение передастся всей команде, что отрицательно скажется на результате.

Фото Ильи Середы. Кублог

Менеджеру необходимо смириться с тем, что результат будет не таким, как задумывался изначально. Людвиг провел аналогию с проектированием домов:

«Взгляните на дома, они похожи на говно! Они такие не потому, что их плохо спроектировали, а потому, что строителям не было дела, что швы между бетонными блоками были задуманы белого цвета, а не серого», — не стесняясь в выражениях, объяснял лектор.
Тон лекции становился все более экспрессивным, автор все чаще вворачивал в речь хлесткие фразы, много ругался матом и разъяснял так, чтобы к концу лекции ни у кого не возникло вопросов типа «а о чем он вообще твердил здесь битый час?».

«Работать нужно не по графику, а в эффективное для себя время, — продолжал разъяснять Людвиг. — Например, мне хорошо думается, когда я иду, вот просто встаю и иду. На карте у меня отмечено несколько заведений, до которых идти примерно час. И когда встречается не решаемая с ходу задача, я просто встаю и иду в одно из этих заведений. Когда оказываюсь у цели, у меня, как правило, в голове есть ответ, который я тут же пересылаю по почте».
Череда всевозможных «ты должен» и «тебе нужно» лилась из уст автора мощным потоком:

  • менеджер проекта всегда, в любой ситуации, должен оставаться спокойным;
  • если заявленное количество задач вызывает раздражение, необходимо больше работы передавать под ответственность подчиненным;
  • менеджер не должен делать из себя «бутылочное горлышко», — любую работу, которую может делать кто-то другой, нужно делегировать;
  • с клиентами следует контактировать лично как можно реже, но «пропускать» контакты через другого члена команды;
  • при передаче своих обязанностей другому нужно чаще задавать себе вопрос: «ну и что, если какая-то часть работы будет сделана не так хорошо, как если бы за нее взялся я?»
  • .
Если нанятый человек не соответствует ожиданиям, не стоит на него давить, утверждает Людвиг, — пусть он сам дойдет до этого. Не нужно вести человека «за руку», достаточно лишь наталкивать и ставить задачи. Человек не станет брать на себя больше ответственности, если будет делать все по указке.

Если результат получается не таким, каким задумывался, по вине членов команды, то это ошибка менеджера, который предъявил команде завышенные требования. Начинать вообще лучше с малого: если пробуете какой-то новый подход в управлении командой, то пусть этот провал будет с командой из двух человек, а не из 15-ти. Если это новое технологическое решение, то пусть это будет проект с посещаемостью в 100 человек, а в 100 тысяч человек.

«У любой фигни (здесь была не фигня, как вы понимаете — прим. авт.) есть польза и вред», — призвал Людвиг больше думать о том, что мы делаем. — И количество вреда не должно превышать количество пользы. Когда хочется внедрить какую-то фишку в проект, необходимо задуматься — что в ней является пользой, а что вредом".
Продолжительная лекция постепенно стала сводиться к немногочисленным принципам, которые Людвиг Быстроновский стал озвучивать в виде тезисов:

  • лучший способ самомотивации — задавать себе правильные вопросы. Начинаться все должно не с «да, надо пойти в спортзал», а с «ну что, сходил вчера в спорт зал?»;
  • меньше думать о людях. Прежде всего, думаем о себе: когда все думают о себе, от этого все выигрывают. Если твое окружение это начнет не устраивать, тебе об этом обязательно скажут. Наша жизнь слишком коротка, чтобы думать о других, тем более ваши догадки могут быть ошибочными;
  • в мультиках — вранье! Нет никакой «вселенской справедливости»: если сам о себе не подумаешь, о тебе никто не подумает.

Напоследок Людвиг рекомендовал прочесть книгу Джима Кэмпа «Нет». Мотивацию выбрал подобающую: в студии Артемия Лебедева, по его словам, на переговоры с клиентом не берут тех, кто еще не прочел эту книгу. Пожалуй, я приступлю.

Илья Середа

Лекция Людвига Быстроновского «Дизайн дизайнера» в Нижнем Новгороде:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Ого! Автор — Илья Середа? Программный мозг Кублога пишет статьи! Это что же его вдохновило?
  • avatar
  • ToT
  • написано
Анна, тема конечно же и Кублог )))
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Интересно, как ответит сам автор.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Ждем :)
  • avatar
  • weberdever
  • написано
Я всегда хотел себя попробовать в роли автора статей. Но без помощи Russo и ToT заготовка статьи так и продолжала бы пылиться цифровой пылью в моем Google Docs'е.
  • avatar
  • prozak
  • написано
а мне понравилось ))… афтор жги! жизнь слишком коротка, чтобы ждать ))
  • avatar
  • EugenSokolov
  • написано
Отличные лекции об опыте, который приходит не сразу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.