И снова «Событие»!

Двадцать седьмой сезон Краснодарский Молодежный театр открыл новой версией спектакля Константина Демидова «Событие» по пьесе В. Набокова. Три года назад он стал событием в театральной жизни города, показав, что эстетика Молодежки со сменой художественной власти не умерла, а лишь спряталась до времени. И вот сейчас, в связи с уходом из театра в свободное плавание Станислава Слободянюка, в спектакль на роль Трощейкина ввелся з.а. Кубани Алексей Алексеев. Небольшое лирическое отступление. Хочу признаться в любви. Я люблю артистов. Всех. Или почти всех. Награжденные Богом тонкой душевной организацией, чутким сердцем и детской непосредственностью в восприятии окружающей действительности, они являются самыми зависимыми и ведомыми в профессии. «Отдаваясь» режиссеру, актеры доверяют ему все. Душу, тело, образное и смысловое решение спектакля и надеются на счастливое окончание дела. И как грустно бывает, когда беспомощность, ограниченность, а иногда и откровенная глупость режиссера заставляют талантливых, но подчиненных людей выглядеть смешными и нелепыми. Ведь именно режиссер ответственен за качество того продукта, который доходит до нас, зрителей. Но когда тандем режиссер – актеры складывается, происходит рождение Произведения Искусства.
В спектакле «Событие» тандем режиссера и артистов случился. Уже на премьере было понятно, что это тонкий, умный, стильный спектакль. Не «развлекушка» для заполнения свободного времени, а серьезное действо, заставляющее работать ум и сердце не только в течении 3-х с половиной часов спектакля, но и после. Однако что-то напрягало, мешало, не укладывалось в моем восприятии. И сейчас, лично для меня, эта загадка разрешилась. Появился новый герой. Он не лучше и не хуже предыдущего. Он иной. Естественно и спектакль стал иной. На мой взгляд, Алексей Трощейкин в исполнении Слободянюка был слишком мужественен, слишком брутален (не люблю это слово, но ничего другого на ум не приходит), слишком жесток. И спектакль, соответственно, был более строгим, суровым, даже немного мрачным. А теперь, сохранив всю трагедийность, фантасмогоричность, сумасшедшинку, он стал светлым, воздушным, прозрачным. История несчастного супружества, построенного на разбитой любви, смерти ребенка и бытовой неустроенности обрела человеческие черты. Стала близка и понятна каждому в зале. Потому что мы увидели человека. Разного, многогранного, и от того, интересного. Катализатором обострения отношений четы Трощейкиных становится известие о возвращении бывшего возлюбленного героини Леонида Барбашина, который неудачно стрелял в молодоженов несколько лет назад, был осужден и сейчас отпущен досрочно. При аресте он обещал добить «счастливую пару» по возвращении. Кошмар! А тут еще и день рождения тещи, ожидаются гости. И постоянная меланхолия жены, переходящая в ссоры. Да и любовник супруги сильно раздражает своей навязчивостью. Алексеев создает образ художника Трощейкина широкими, свободными мазками, используя всю палитру красок своего дарования, щедро отпущенных ему природой. Саркастичный и чуткий, слабый, трусливый но по своему заботливый, беспомощный но расчетливый, он пытается скрыть свои недостатки за показной бравадой, которая мгновенно переходит в чисто женскую истерику. Он понимает, что растрачивает свой талант в провинциальном городке, рисуя портреты местных богатеев, но тешит самолюбие, изображая их для себя, в стол, в том виде, какими они представляются ему в воображении. Он любит жену (А. Нежута), но не способен сделать ее счастливой, а потому принимает измену с Ревшиным (з.а. Кубани В. Плужников). И ненавидит ее за это. Потому и соглашается избавиться за некоторое вознаграждение. Но как смешно, гротескно выстроена сцена соблазнения Трощейкина. В этом эпизоде артисты виртуозно проходят по тонкой грани между гротеском и фарсом. И снова вливаются в драматическое повествование. Вообще, в течении всего спектакля Алексеев иногда, отстраняется от своего героя, как бы оценивая его со стороны, иронизируя и все же любя. И мы, зрители, тоже проникаемся любовью и сочувствием к Алексею Трощейкину, потому что каждый находит в нем кусочек себя.Отдельно хочется сказать о сцене «дня рождения Антонины Павловны». За три года артисты «обжились» в этой истории, притерлись и сейчас, к вящей радости зрителя, испытывают явное удовольствие, хулиганя при создании своих фантазийных героев. И благодаря их озорству, легкости гораздо серьезней и контрастней выглядят два живых человека в этом кукольном мире. Чета Трощейкиных. Ища защиты от этого сумасшествия друг у друга, они остаются бесконечно далеки, хотя и живут в одном доме. Однако, в отличии от первоначальной версии, спектакль оставляет лучик света, надежды на благополучное продолжение истории. Все отношения выяснены, угроза исчезла, призрак сына конечно никогда не покинет сердце матери, но появился шанс изменить жизнь, измениться самим и не зря автор и режиссер выводят в финале Михея Мешаева. Человека от земли, от природы, от Бога.
Огромное спасибо всем создателям этого спектакля. И в первую очередь конечно режиссеру Константину Демидову и артистам Молодежного театра. Жаль, что такие праздники мысли, стиля и вкуса не часто случаются в театральной жизни города. Однако сезон только начался, есть шанс…
Добрый зритель Александра Горбова
Фото с сайта театра.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.