"А зори здесь тихие": без шанса на сочувствие

Коллаж Мистера Д. КублогВ зрительском восприятии «А зори здесь тихие» стала завершающей, третьей картиной о судьбе женщины на войне, сделанной в преддверии 70-летия победы в Великой Отечественной. И если прошлые работы «Батальонъ» и «Битва за Севастополь» исповедовали модную уже который год концепцию «основано на реальных событиях», то здесь создатели решили пойти немного дальше и замахнулись на экранизацию культовой повести Бориса Васильева, которая все еще является неотъемлемой частью патриотической школьной программы. Десятки критиков тут же набросились на фильм, пытаясь сравнивать его с советской экранизацией, и с ног до головы изучили каждую сцену в поисках неточностей и сюжетных несоответствий оригиналу. Предвкушая нападки, приехавшая в Краснодар на предпремьерный показ исполнительница одной из ролей Кристина Асмус (также как и съемочная группа в своем видеообращении), пыталась донести до зрителя, что сравнивать новую экранизацию с лентой Станислава Ростоцково некорректно. Мол, все они очень её любят и считают нестареющей классикой советского кино, но в своей работе они больше старались опираться на литературный первоисточник. Самое страшное, что если в сравнении с лентой 30-летней давности картина Рената Давлетьярова еще хоть как-то могла оправдать свое существование модой на ремейки, то если посмотреть на нее через призму всем известной повести — не выдерживает просто никакой критики. И дело здесь совсем не в том, что снимать фильмы по старым книжкам уже давно стало преступным моветоном.

Сюжет фильма изначально пытается во всем досконально следовать первоисточнику. Вот вам пять бравых девочек-зенитчиц, таких же зеленых и испуганных подступившей им за спину войной. Вот их бравый командир Федот Васков, все так же, по-крестьянски, распевно учащий их уму-разуму. Никуда не делись и немцы, высадившиеся в десятке километров от их места дислокации, чтобы совершить диверсию на важной транспортной развязке в районе Беломорканала. Как и в повести, под конец в живых останется только пресловутый командир, который затем через всю жизнь пронесет груз ответсвенности за судьбы своих подопечных, которых он не смог спасти от беспощадного фатума женщины на войне. Все ингредиенты правильно поданы, нарезаны и смешаны. Только, в конечном итоге, перед зрителями предстает не пронзительная драма человеческих характеров, а красиво снятые пострелушки с парнями в немецкой форме. Впрочем, как всегда.

Главной и, пожалуй, роковой ошибкой режиссера и сценариста картины стала, как это не покажется странным, именно попытка досконально адаптировать экранизацию под первоисточник. «А зори здесь тихие» были написаны во времена господствующей политики соцреализма, когда в своих произведениях авторы пытались критиковать власть/войну/соотечественников украдкой, при помощи недомолвок и прозрачных намеков. Именно Васильев был одним из первых, кто попытался в своей повести отказаться от героико-возвышенной патетики военной прозы, обратившись не к громким лозунгам, а к характерам своих персонажей, через которых показывался весь ужас творившегося беспредела на советской земле. Давлетьяров, снимая свою ленту, почему-то уделил огромной внимание первой особенности, а вот на вторую решил категорически наплевать.

В фильме зачем-то аккуратно было сохранено очень много моментов из книги, которые современному зрителю покажутся тотально непонятными, да и просто странными. Так, например, перенесена почему-то без изменений знаменитая сцена, в которой девушки решают провести комсомольское собрание прямо на поле боя, чтобы осудить свою струсившую подругу, а Васков пресекает инициативу на корню. Советскому читателю было понятно, что Васильев хотел показать бунт против номенклатурного малодушия, сконцентрировать внимание на общечеловеческом, а не партийно-догматическом. Нынешний же зритель ее просто не поймет, подумав что бравый командир всего-навсего решил приструнить болтливых баб. И таких сцен здесь превеликое множество.

Зато сделать каждую участницу повествования полноценной личностью Давлетьяров категорически не смог. Да, нам показывают флешбеки, в которых описывается судьба каждой героини, мы вроде бы должны начать сочувствовать им, но никакой душевной отдачи персонажам почему-то не происходит. Ко всему прочему, в биографии девушек сценаристы внесли некоторые коррективы. Так, сирота Галя Четвертак оказалась дочкой репрессированной в 37 году матери, в Соня Гурвич превратилась в истинный образ несколько озлобленной на советскую власть интеллигентки. Посыл авторов новой экранизации понятен: мол, люби и защищай родину, несмотря на то, что она тебе ничего хорошего в жизни не дала, даже еще хуже — все лучшее поломала. Но из-за такой смены ракурса и отношения к первоисточнику, ничего кроме бравурного патриотизма почему-то не остается. Несчастные актрисы изо всех сил пытаются изобразить на экране какие-то эмоции, но режиссеру это совсем не нужно. Вместо личной трагедии отдельно взятых участников войны, нам показали классическую, пропитанную дешевыми патриотическими догмами агитку. И ни о каком следовании букве оригинала после этого говорить не приходится.

Во время просмотра фильма меня не покидало ощущение, что режиссер в каждой сцене просто выдавливает из себя креатив и, самое страшное, ничего нового сказать ему, похоже, просто не было. Во всех интервью Ренат Давлетьяров не уставал делать акцент на то, что свой фильм он снимал не для критиков. Главная аудитория, по его мнению — «молодежь, с которой мы говорим на понятном им языке». Но все, что он смог сказать «от себя» — лишь внешняя форма, но никак не содержание. Да, фильм снят действительно современно, видно, что отечественные кинематографисты успели за последнее десятилетие набить руку на высокобюджетных картинах. Но если понятный молодежи язык — это просто неплохая постановка, то у меня для режиссера есть плохие новости: этого недостаточно для того, чтобы новая аудитория смогла полюбить эту давнюю историю.


Я не стану, как многие мои коллеги, говорить о том, что после такой экранизации Борис Васильев, наверно, вертится в гробу по нескончаемому кругу. Фильм, несмотря на многие опасения, не оказался надругательством как над кинематографической, так и над литературной классикой — на это у постановщика просто не хватило смелости. Новая версия «А зори здесь тихие» получилась самым ужасным из всех возможных итогов двухлетней работы — пустой, абсолютно не трогающей ни одну струну души картиной. Ведь что может быть хуже фильма о войне, в котором зрителю не дают даже маленького шанса проявить сочувствие? Наверно, только «Сталинград» Федора Бондарчука, который с каждой новой картиной этого года кажется уже не таким уж плохим.

0 клубков

Денис Юрьев
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
груз ответсТвенности
РостоцкоГо
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.