Жажда зданий
“Вообще-то, незначительные детали обычно важнее всего”
А.К.Дойль
У нас нет цели кого-то оскорбить, обидеть или уличить — мы просто выбираем тему и показываем детали, которые проходят мимо глаз горожан. И не потому, что кто-то невнимательный, просто потому что нормальная реакция человека на пространство, в котором он обитает, — доверие. Но когда начинаешь всматриваться в детали, открывается новый, ранее невидимый нелогичный мир. Кто-то подумает, что мы придираемся к мелочам. Да, придираемся (см эпиграф).
Какое же пространство формируется в Краснодаре сегодня? Ответ: формируется пространство «вчера», а все из-за квази-исторических зданий с лепниной из пенополиуретана. Почему-то это называется «единым архитектурным обликом города», хотя разница между словами «единый» и «одинаковый», а также «подражающий», «карикатурный» и «поддельный» ясна каждому. Разберемся, что же здесь не так и как так получилось, что архитекторы, администрация и застройщики не поняли друг друга.
Что представляет собой застройка исторической части города? Это эклектика (иногда китчеватая, но все же эклектика), реже встречающийся модерн и совсем нечастые конструктивизм и модернизм. Самое интересное то, что до Краснодара московская архитектурная мода что в начале века 20, что в начале века 21, доходит с примерно одинаковой скоростью — в 10 лет. То есть, когда в Москве стиль модерн всем успевал надоесть, он обижался и уходил в Краснодар.
Похоже, то же сейчас происходит и с лужковской архитектурой. Сравните:
Источник фото: www.exist.lexx.cc
Источник фото: cdn.stolplit.ru/upload/iblock/3fd/450.jpg
Источник фото: docent.livejournal.com/131174.html
И преКраснодар:
Источник фото: vk.com/develkrasnodar
Источник фото: vk.com/develkrasnodar
И, наконец, жемчужина:
Кто-то вскинет бровь и спросит: «Что же в этом здании плохого?» Без сомнения, у него есть не только минусы, но и плюсы. Среди них:
- не угол, а «закругление», почти венчающееся почти ротондой – неплохой отсыл к исторической архитектуре города, раньше часто на углу строили круглую башенку с куполом.
- желание «попасть» в метр и ритм окон и архитектурных элементов, о чем неоднократно заявлялось. Также говорилось, что лепнина на здании такая же, как на соседнем.
- остекление с крутыми вертикальными жалюзи, которые днем действительно смотрятся необычно.
Но теперь о минусах:
- оказалось, что это никакие не жалюзи, а огромная рекламная поверхность (а что тут происходит с законом о 10% фасада, а?);
- лепнина на стеклянном фасаде – это настолько «по-лужковски» (читай — китч), что может стать символом 90-х в целом;
- и это даже никакая не лепнина, а пенополиуретан, который всегда смотрится дешево и искусственно, как огромная жвачка, приклеенная к стене.
И самое веселое:
Совпадает тут хоть что-нибудь? Может, размер окон? Может, их ритм (расстояние между ними)? Может, переплеты хотя бы похожи? Поверьте своим глазам. Ничего не совпадает. Все на разных высотах и разной ширины. Теперь лепнина: видите, как элементы новодела «кривляют» старенькое здание? Как не совпадают карнизы, как элементы произвольно уменьшаются, исчезают и появляются? Самое забавное, что пропорции даже не были сохранены. А все оттого, что характер материала другой и пропорции самого здания другие. Это напоминает то, как на дешевые китайские сумки нашивают лейблы и продают немножко дороже.
- Окна в пол на первом этаже. Это допустимо и даже приветствуется в стиле модерн, но в стиле «квази-эклектики» недопустимо.
- Высота здания: по обе стороны оно обрубается некрасивым прямым углом. В то время как остальные здания в квартале имеют одинаковую высоту.
Но мы вовсе не думаем, что нужно было строить двухэтажное здание из кирпича и красить его желтой краской, чтобы оно было больше похоже на соседнее. Наоборот, для каждого времени существуют свои материалы, свои стили и методы работы. Есть два способа создать красоту: играть на нюансе или на контрасте. Давайте посмотрим, что такое контраст в архитектуре.
Контраст может выражаться в цвете, форме, элементах. Но по высоте здание должно совпадать с окружающими, по крайней мере, на высоту угла человеческого зрения с противоположной стороны улицы.
Амстердам:
Токио:
Источник фото: noticias.arq.com.mx
А вот в Краснодаре у нас случилась проблема — не смогли найти удачных примеров. Пытались, правда! Если кто вспомнит, будем рады напоминанию. Поэтому в основном рендеры:
Источник фото: vk.com/develkrasnodar
Источник фото: vk.com/develkrasnodar
Источник фото: vk.com/develkrasnodar
Источник фото: gc-geocentre.ru/?page_id=636
Ну вот опять, непонятно, какое будет окружение у этих зданий, впишутся ли они. Но нам кажется, что если и строить в центре, то строить современные здания, подходящие по фактуре, ритмике и объёму. А не карикатуры на историческую застройку.
А теперь – игра. Как думаете, что за город?
Кто угадал Москву, тот молодец.
Авторы надеются, что через 10 лет такие панорамы можно будет заснять и в Краснодаре.
Если мы будем думать о будущем, мы будем жить в настоящем.
Наталья Машталир, Надежда Доровская.
- 2876
- daryatomilova
Но вот что интересно…
Кублог — то убеждает.
Неделю назад шел мимо обновленного здания с большим рекламным экраном и думал, какое же оно красивое.
После прочтения этого поста, сегодня, когда шел мимо, подумал, что ничего более безвкусного и более неудачного не видел в центре города :)
Московские виды органичны. А вот рендеры краснодарских улиц с подобными строениями меня лично ужасают… Никаких ассоциаций, кроме как с некоторыми примерами советской архитектуры, они не вызывают :(