Жажда зданий

Фото Бориса Мальцева, Кублог

“Вообще-то, незначительные детали обычно важнее всего”
А.К.Дойль


У нас нет цели кого-то оскорбить, обидеть или уличить — мы просто выбираем тему и показываем детали, которые проходят мимо глаз горожан. И не потому, что кто-то невнимательный, просто потому что нормальная реакция человека на пространство, в котором он обитает, — доверие. Но когда начинаешь всматриваться в детали, открывается новый, ранее невидимый нелогичный мир. Кто-то подумает, что мы придираемся к мелочам. Да, придираемся (см эпиграф).

Какое же пространство формируется в Краснодаре сегодня? Ответ: формируется пространство «вчера», а все из-за квази-исторических зданий с лепниной из пенополиуретана. Почему-то это называется «единым архитектурным обликом города», хотя разница между словами «единый» и «одинаковый», а также «подражающий», «карикатурный» и «поддельный» ясна каждому. Разберемся, что же здесь не так и как так получилось, что архитекторы, администрация и застройщики не поняли друг друга.

Что представляет собой застройка исторической части города? Это эклектика (иногда китчеватая, но все же эклектика), реже встречающийся модерн и совсем нечастые конструктивизм и модернизм. Самое интересное то, что до Краснодара московская архитектурная мода что в начале века 20, что в начале века 21, доходит с примерно одинаковой скоростью — в 10 лет. То есть, когда в Москве стиль модерн всем успевал надоесть, он обижался и уходил в Краснодар.

Похоже, то же сейчас происходит и с лужковской архитектурой. Сравните:



Источник фото: www.exist.lexx.cc




Источник фото: cdn.stolplit.ru/upload/iblock/3fd/450.jpg



Источник фото: docent.livejournal.com/131174.html

И преКраснодар:



Источник фото: vk.com/develkrasnodar



Источник фото: vk.com/develkrasnodar

И, наконец, жемчужина:



Кто-то вскинет бровь и спросит: «Что же в этом здании плохого?» Без сомнения, у него есть не только минусы, но и плюсы. Среди них:

  • не угол, а «закругление», почти венчающееся почти ротондой – неплохой отсыл к исторической архитектуре города, раньше часто на углу строили круглую башенку с куполом.
  • желание «попасть» в метр и ритм окон и архитектурных элементов, о чем неоднократно заявлялось. Также говорилось, что лепнина на здании такая же, как на соседнем.
  • остекление с крутыми вертикальными жалюзи, которые днем действительно смотрятся необычно.

Но теперь о минусах:

  • оказалось, что это никакие не жалюзи, а огромная рекламная поверхность (а что тут происходит с законом о 10% фасада, а?);
  • лепнина на стеклянном фасаде – это настолько «по-лужковски» (читай — китч), что может стать символом 90-х в целом;
  • и это даже никакая не лепнина, а пенополиуретан, который всегда смотрится дешево и искусственно, как огромная жвачка, приклеенная к стене.

И самое веселое:


Совпадает тут хоть что-нибудь? Может, размер окон? Может, их ритм (расстояние между ними)? Может, переплеты хотя бы похожи? Поверьте своим глазам. Ничего не совпадает. Все на разных высотах и разной ширины. Теперь лепнина: видите, как элементы новодела «кривляют» старенькое здание? Как не совпадают карнизы, как элементы произвольно уменьшаются, исчезают и появляются? Самое забавное, что пропорции даже не были сохранены. А все оттого, что характер материала другой и пропорции самого здания другие. Это напоминает то, как на дешевые китайские сумки нашивают лейблы и продают немножко дороже.

  • Окна в пол на первом этаже. Это допустимо и даже приветствуется в стиле модерн, но в стиле «квази-эклектики» недопустимо.
  • Высота здания: по обе стороны оно обрубается некрасивым прямым углом. В то время как остальные здания в квартале имеют одинаковую высоту.

Но мы вовсе не думаем, что нужно было строить двухэтажное здание из кирпича и красить его желтой краской, чтобы оно было больше похоже на соседнее. Наоборот, для каждого времени существуют свои материалы, свои стили и методы работы. Есть два способа создать красоту: играть на нюансе или на контрасте. Давайте посмотрим, что такое контраст в архитектуре.

Контраст может выражаться в цвете, форме, элементах. Но по высоте здание должно совпадать с окружающими, по крайней мере, на высоту угла человеческого зрения с противоположной стороны улицы.

Амстердам:



Токио:



Источник фото: noticias.arq.com.mx

А вот в Краснодаре у нас случилась проблема — не смогли найти удачных примеров. Пытались, правда! Если кто вспомнит, будем рады напоминанию. Поэтому в основном рендеры:



Источник фото: vk.com/develkrasnodar




Источник фото: vk.com/develkrasnodar




Источник фото: vk.com/develkrasnodar



Источник фото: gc-geocentre.ru/?page_id=636

Ну вот опять, непонятно, какое будет окружение у этих зданий, впишутся ли они. Но нам кажется, что если и строить в центре, то строить современные здания, подходящие по фактуре, ритмике и объёму. А не карикатуры на историческую застройку.
А теперь – игра. Как думаете, что за город?







Кто угадал Москву, тот молодец.

Авторы надеются, что через 10 лет такие панорамы можно будет заснять и в Краснодаре.

Если мы будем думать о будущем, мы будем жить в настоящем.

Наталья Машталир, Надежда Доровская.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • ilya_paschenko
  • написано
Прекрасный пост, спасибо.
Но вот что интересно…
Кублог — то убеждает.
Неделю назад шел мимо обновленного здания с большим рекламным экраном и думал, какое же оно красивое.
После прочтения этого поста, сегодня, когда шел мимо, подумал, что ничего более безвкусного и более неудачного не видел в центре города :)
  • avatar
  • Wanderling
  • написано
Про фото-угадайку подумала, что это где-то в Германии. Сама видела, когда была проездом, и на фотографиях.
Московские виды органичны. А вот рендеры краснодарских улиц с подобными строениями меня лично ужасают… Никаких ассоциаций, кроме как с некоторыми примерами советской архитектуры, они не вызывают :(
  • avatar
  • elephantAnykey
  • написано
ох, девушки, ваши бы слова да градостроителям в… мозг! :)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.