Дом в мавританском стиле


Очень красивый и необычный для Краснодара голубой дом с круглыми куполами и колоннами на углу Пушкина и Седина, напротив Медакадемии. Хотим вместе с Кублогом написать про этот дом статью. Если кто-то знает что-то про него, пишите сюда.

Фото Бориса Мальцева, Кублог

Фото Бориса Мальцева, КублогДом притягивает внимание прохожих даже в таком состоянии, а какие-то умные хозяйственные головы города устроили рядом мусорку. В этом кадре все отношение города к Истории. Города, страны, каждого из нас.

Вот что нашли с помощью Ярослава Егорова. Он прислал нам скриншот отрывка из книги «Зодчие Кубани» В. Бардадым:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • ToT
  • написано

В инстаграмме нашелся человек, который жил в этом доме
  • avatar
  • ToT
  • написано
«Мавританский дом» спроектировал кубанский архитектор Иван Рымаревич-Альтманский в память о своей возлюбленной грузинской княжне. Родители девушки были против ее брака с художником и увезли дочь в Грузию, где она зачахла от тоски и умерла. Дом, посвященный ей, был построен в 1910 г., название — «Дом Любви», «Особняк любви» придумали уже в народе.

Иван долгое время жил в доме один, с прислугой, для которой было выделено отдельное здание. Во дворе особняка находился красивый фонтан, дорожки, вымощенные камнем, веранда, на которой архитектор принимал гостей. По словам некоторых старожилов, здесь также находилась конюшня.
В советское время дом-памятник сделали жилым многоквартирным домом. Сегодня в особняке находится более 20 квартир. «Половина из того жилья, что вы видите – советские и современные пристройки», — проводит экскурсию местная жительница Галина.

Только три квартиры выходят на фасад. Владелица самой красивой части дома – с фасадом и бывшим фонтаном – Тамара Антоненко живет здесь почти 40 лет, в 74-е году ее мужу дали эту квартиру за трудовой стаж.

«В квартире сохранился старый деревянный паркет, — показывает Тамара Антоненко, — он был закрашен обычной краской, мы восстанавливали эту старину за свои деньги».

Дом хранит не только величие старины, но и следы Великой Отечественной войны. На стенах фасада видны следы от пуль – некоторые из них замазаны.

Бассейн во дворе – бывший роскошный фонтан. Веранду давно перепланировали в жилую пристройку. Из нового – металлопластиковые окна и забор, жильцы дома модернизировали особняк на свои деньги. «Мастера боялись браться за эту работу», — говорит Тамара Антоненко, — но все прошло хорошо, к нам приходили специалисты из департамента архитектуры и заключили, что мы не нарушили памятник».
Местные жители говорят, что «мавританский дом» часто принимает краснодарских журналистов, фотографов и художников, они охотно рассказывают про «Особняк любви».

«Нам нравится здесь жить, — говорит Тамара Антоненко, — ко мне не раз приходили люди и просили продать дом, только я даже не спрашивала про деньги, сразу отказывала. Недавно приходил бизнесмен, который скупает старинные дома по нашей улице, предлагал хорошие условия всем жильцам особняка, но мы любим этот дом и надеемся, что власти сдержат обещания по его реставрации».

www.dg-yug.ru/a/2013/12/06/Osobnjak_Ljubvi_gordost
  • avatar
  • ToT
  • написано
Пока мы тут озаботились поиском материала на реставрацию этому дому в фейсбуке нашелся потенциальный инвестор www.facebook.com/yasenetckiy/posts/879389782122712 :))
  • avatar
  • prozak
  • написано
Если бы нормы расселения были честными, справедливыми и достойными, то никто бы не прописывал цыганский табор. А так как у нас Родина любит своих сынов, посоветовал бы прописать футбольную команду и симфонический оркестр. А дом интересный, заходил туда, когда был снег недавно, снег, который скрывает все остальное, кроме красоты)
  • avatar
  • ToT
  • написано
Дом, посвященный грузинской красавице, был построен в 1910 году. Долгое время художник жил в доме один, с прислугой, для которой было выделено отдельное здание. Во дворе особняка находился красивый фонтан, дорожки, вымощенные камнем, веранда, на которой архитектор принимал гостей. По словам некоторых старожилов, здесь также находилась конюшня.

Некоторые архивные документы свидетельствуют о том, что архитектор Рымаревич — Альтманский, в конце двадцатых годов прошлого века был командирован в Воронеж для строительства новых цементных заводов.
А в 1920 году Иван Рымаревич — Альтманский был репрессирован как представитель казачьего сословия. Больше о судьбе талантливого архитектора, построившего много дорог и зданий в родном краю, ничего не известно.

Канула в лету и подлинная история единственного в Краснодаре здания, построенного в мавританском стиле. Загадкой остается и будущее восточного дворца.

В советское время дом-памятник сделали жилым многоквартирным домом. Сегодня в особняке 15 квартир.
Окна только трех квартир выходят на фасад, первой, второй и седьмой.

Владелица красивой части дома, ее окна те, что слева два, –моя собеседница, Тамара Сергеевна Антоненко, живет здесь 40 лет, в 1974 году ее мужу дали эту квартиру за трудовой стаж. Из одной большой комнаты сделали три маленькие, пристроили кухню, туалет с ванной. Веранду давно перепланировали в жилую пристройку.

На реконструкцию «мавританского дома» нужно 6,7 млн рублей ( по данным ГУК «Краснодар» ).

kuda-edem.livejournal.com/1717824.html
  • avatar
  • ToT
  • написано
Бондарь В. В.: Как только закончился войсковой период, т.е. город постепенно становился многосословным и многонациональным, многонациональным, в Екатеринодар «пришли» архитектурные стили, которые были в обеих столицах. Пришла эклектика (сначала в романтической форме, потом в рациональной), историзм, романтическая эклектика по византийским образцам, русско-византийским. Эклектика – это подражание различным архитектурным стилям, сочетание их в пластике фасада, те. Несколько стилей. Там может быть один господствующий стиль, например, ренессанс, добавлена готика, вроде бы как барокко, но к нему модерн. Основная цель модерна — художественно осмысливать утилитарные элементы, но он пришел в конце концов ко многим эклектическим формам. Он в романтической стадии стремился, чтобы объем был вписан в пространство. Потом, в условиях плотной городской среды, подошел к тому, что боковые фасады не оформлялись никак. Торцы смыкались. Это поздний модерн. Это понял сам Штейнгель, по проекту которого у нас был построен Зимний театр.

Можно говорить о том, что была псевдоготика. Но на тот момент она была вненациональной, развивалась в русле эклектики. Условно национальными можно назвать стиль «туркери», ещё его называли мавританским. Но опять-таки это было подражательство. Дом Рымаревича-Альтманского, архитектора скейтинг-ринга, где катались на роликовых коньках, и кинотеатра Монплезир (ныне – кинотеатр «Квартал» на ул. Красной). Его дом сохранился на улице Пушкина (ныне – ул. Пушкина, 61). У этого дома существует легенда. Я записал её в 1992 году со слов старожилки Виктории Фоминичны Павенской. Она рассказала такую легенду. Рымаревич – бедный дворянин, окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, занимался железобетонными конструкциями. На одном из балов во Втором Общественном собрании, в доме, который принадлежал Армянскому благотворительному обществу (ныне ул. Красная, 57), познакомился с молодой княжной, между ними вспыхнуло чувство. Она жила в Тифлисе, но род ее был из Баку. Поэтому молва её назвала персидской княжной. Поскольку она была из титулованного рода, а он – бедный дворянин, им не светило быть вместе. Он делал несколько попыток встретиться с ней и связать свою судьбу. Её отец увез из Екатеринодара, и она в Грузии умерла, как говорили, от тоски. На самом деле это была холера. В то время он ещё был молодым, малоизвестным и пока не построил скейтинг-ринг. И вот якобы в память о ней и о её происхождении был построен этот «восточный» дом. Один из куполов чешуйчатых утрачен, а один купол, как на Ближнем Востоке, сохранился.

Нагорная Е. В.: В городской газете писали, что во дворе этого дома, есть какой-то секретный фонтан.

Бондарь В. В.: Да, со стороны улицы Пушкина, но ничего секретного я там не видел…

Бондарь В. В.: Другое здание в мавританском стиле было там, где сейчас «Югбанк» на ул. Красной, 52. Здание выходило фасадом на улицу Красную и принадлежало Хлебникову.

Открытка: Второе Общественное собрание (ныне ул. Красная, 57). Лепнину со здания сбили в двадцатых годах XX века, когда боролись с архитектурными излишествами.

Дискуссия по лекции В.В. Бондаря «Этнические мотивы в архитектуре Краснодара»
  • avatar
  • prozak
  • написано
Отличная ретроспектива, спасибо!!!
  • avatar
  • ToT
  • написано
  • avatar
  • Anna12
  • написано
Ни у кого нет фото того как выглядят потолки под куполами, и интерьеров вообще? А может сохранились старинные фото интерьеров?
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.