Дом в мавританском стиле
Очень красивый и необычный для Краснодара голубой дом с круглыми куполами и колоннами на углу Пушкина и Седина, напротив Медакадемии. Хотим вместе с Кублогом написать про этот дом статью. Если кто-то знает что-то про него, пишите сюда.
Дом притягивает внимание прохожих даже в таком состоянии, а какие-то умные хозяйственные головы города устроили рядом мусорку. В этом кадре все отношение города к Истории. Города, страны, каждого из нас.
Вот что нашли с помощью Ярослава Егорова. Он прислал нам скриншот отрывка из книги «Зодчие Кубани» В. Бардадым:
- 7694
- ToT
В инстаграмме нашелся человек, который жил в этом доме
Иван долгое время жил в доме один, с прислугой, для которой было выделено отдельное здание. Во дворе особняка находился красивый фонтан, дорожки, вымощенные камнем, веранда, на которой архитектор принимал гостей. По словам некоторых старожилов, здесь также находилась конюшня.
В советское время дом-памятник сделали жилым многоквартирным домом. Сегодня в особняке находится более 20 квартир. «Половина из того жилья, что вы видите – советские и современные пристройки», — проводит экскурсию местная жительница Галина.
Только три квартиры выходят на фасад. Владелица самой красивой части дома – с фасадом и бывшим фонтаном – Тамара Антоненко живет здесь почти 40 лет, в 74-е году ее мужу дали эту квартиру за трудовой стаж.
«В квартире сохранился старый деревянный паркет, — показывает Тамара Антоненко, — он был закрашен обычной краской, мы восстанавливали эту старину за свои деньги».
Дом хранит не только величие старины, но и следы Великой Отечественной войны. На стенах фасада видны следы от пуль – некоторые из них замазаны.
Бассейн во дворе – бывший роскошный фонтан. Веранду давно перепланировали в жилую пристройку. Из нового – металлопластиковые окна и забор, жильцы дома модернизировали особняк на свои деньги. «Мастера боялись браться за эту работу», — говорит Тамара Антоненко, — но все прошло хорошо, к нам приходили специалисты из департамента архитектуры и заключили, что мы не нарушили памятник».
Местные жители говорят, что «мавританский дом» часто принимает краснодарских журналистов, фотографов и художников, они охотно рассказывают про «Особняк любви».
«Нам нравится здесь жить, — говорит Тамара Антоненко, — ко мне не раз приходили люди и просили продать дом, только я даже не спрашивала про деньги, сразу отказывала. Недавно приходил бизнесмен, который скупает старинные дома по нашей улице, предлагал хорошие условия всем жильцам особняка, но мы любим этот дом и надеемся, что власти сдержат обещания по его реставрации».
www.dg-yug.ru/a/2013/12/06/Osobnj
Некоторые архивные документы свидетельствуют о том, что архитектор Рымаревич — Альтманский, в конце двадцатых годов прошлого века был командирован в Воронеж для строительства новых цементных заводов.
А в 1920 году Иван Рымаревич — Альтманский был репрессирован как представитель казачьего сословия. Больше о судьбе талантливого архитектора, построившего много дорог и зданий в родном краю, ничего не известно.
Канула в лету и подлинная история единственного в Краснодаре здания, построенного в мавританском стиле. Загадкой остается и будущее восточного дворца.
В советское время дом-памятник сделали жилым многоквартирным домом. Сегодня в особняке 15 квартир.
Окна только трех квартир выходят на фасад, первой, второй и седьмой.
Владелица красивой части дома, ее окна те, что слева два, –моя собеседница, Тамара Сергеевна Антоненко, живет здесь 40 лет, в 1974 году ее мужу дали эту квартиру за трудовой стаж. Из одной большой комнаты сделали три маленькие, пристроили кухню, туалет с ванной. Веранду давно перепланировали в жилую пристройку.
На реконструкцию «мавританского дома» нужно 6,7 млн рублей ( по данным ГУК «Краснодар» ).
kuda-edem.livejournal.com/1717824
Можно говорить о том, что была псевдоготика. Но на тот момент она была вненациональной, развивалась в русле эклектики. Условно национальными можно назвать стиль «туркери», ещё его называли мавританским. Но опять-таки это было подражательство. Дом Рымаревича-Альтманского, архитектора скейтинг-ринга, где катались на роликовых коньках, и кинотеатра Монплезир (ныне – кинотеатр «Квартал» на ул. Красной). Его дом сохранился на улице Пушкина (ныне – ул. Пушкина, 61). У этого дома существует легенда. Я записал её в 1992 году со слов старожилки Виктории Фоминичны Павенской. Она рассказала такую легенду. Рымаревич – бедный дворянин, окончил Институт гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, занимался железобетонными конструкциями. На одном из балов во Втором Общественном собрании, в доме, который принадлежал Армянскому благотворительному обществу (ныне ул. Красная, 57), познакомился с молодой княжной, между ними вспыхнуло чувство. Она жила в Тифлисе, но род ее был из Баку. Поэтому молва её назвала персидской княжной. Поскольку она была из титулованного рода, а он – бедный дворянин, им не светило быть вместе. Он делал несколько попыток встретиться с ней и связать свою судьбу. Её отец увез из Екатеринодара, и она в Грузии умерла, как говорили, от тоски. На самом деле это была холера. В то время он ещё был молодым, малоизвестным и пока не построил скейтинг-ринг. И вот якобы в память о ней и о её происхождении был построен этот «восточный» дом. Один из куполов чешуйчатых утрачен, а один купол, как на Ближнем Востоке, сохранился.
Нагорная Е. В.: В городской газете писали, что во дворе этого дома, есть какой-то секретный фонтан.
Бондарь В. В.: Да, со стороны улицы Пушкина, но ничего секретного я там не видел…
Бондарь В. В.: Другое здание в мавританском стиле было там, где сейчас «Югбанк» на ул. Красной, 52. Здание выходило фасадом на улицу Красную и принадлежало Хлебникову.
Открытка: Второе Общественное собрание (ныне ул. Красная, 57). Лепнину со здания сбили в двадцатых годах XX века, когда боролись с архитектурными излишествами.
Дискуссия по лекции В.В. Бондаря
КОММЕНТАРИЙ ВИТАЛЯ БОНДАРЯ В ФБ