Армянский знак качества Российской империи



Кублог решил собирать историю юга России, в буквальном смысле, по кирпичику, а отправной точкой для нас стала коллекция кирпичей компании «Брикфорд». Мы показали фотографии некоторых из них эксперту — коллекционеру из Санкт-Петербурга Владимиру Смирнову, и выяснили, кто стоит за русскими фамилиями на клеймах.

Нахичевань. У многих людей это слово ассоциируется с караван-сараями, мавзолеем Гюлистан, долиной реки Аракс, испепеляющим солнцем и прохладой минеральной воды известного курорта Азербайджана. Но есть и другой Нахичевань, который теперь растворился внутри крупнейшего на юге России города на Дону, но тем не менее не потерял ни своего неповторимого лица, ни купеческой обстоятельности словно согнувшихся под гнетом времени домов, ни непоседливости армянской общины, втиснутой в сетку строго расчерченных линий улиц. Это – Нахичевань-на-Дону, с 1928 года — Пролетарский район Ростова-на-Дону.



Сюда по указу Екатерины II от 9 марта 1779 года из Крыма были переселены армяне как представители энергичных и предприимчивых слоев населения, которые очень скоро превратили Южный Дон в развитый сельскохозяйственный район, занялись прибыльной торговлей и создали кустарные производства, а также мелкие и крупные предприятия. Среди них были и кирпичные заводы (благо, глины в этих местах всегда было в избытке), потребность в продукции которых все сильнее ощущалась с бурным развитием этого региона на рубеже XX века. В 1897 году в Нор-Нихичевани (Новом Нахичевани) действовало 10 кирпичных заводов, а в начале 1900-х годов 16 кирпичных заводов Ростова и Нахичевани объединились в единый Торговый Дом по продаже кирпича.



Одним из наиболее крупных кирпичных заводчиков Нахичевани-на-Дону был Хачатур Кеворкович Алавердян, по 2-й купеческой гильдии именовавшийся как Христофор Егорович Алавердов. Он родился в 1867 году и, окончив городское четырехклассное училище, занимал сперва должность присяжного оценщика, а к 1902 году стал помощником директора Нахичеванского городского общественного банка и получил благодарность от Наказного Атамана Войска Донского. Помимо «русскоязычного» клейма «А», Алавердов, помня и сохраняя свои армянские корни, использовал и клеймо «Х.А.», выполненное на родном ему армянском языке.



Ему же принадлежит одно из наиболее изящных и оригинальных кирпичных клейм, пожалуй, всей Российской Империи – выпуклая армянская буква «айб» и расходящиеся от нее, как от солнца, лучики, число которых варьировалось от 12 до 16.



Вполне возможно, что это символизировало нередко использовавшийся орнамент на армянских фесках. На заводе Алавердова, располагавшемся в районе Кизитериновской балки, работало в разное время от 40 до 50 рабочих, а годовой объем выпуска составлял около 200 тысяч кирпичей. Завод проработал с 1891 по 1917 год, и, как сложилась судьба его хозяина после этого — нам неизвестно, но до сих пор на углу 18 линии и ул. Мурлычева стоит его дом, который наверняка помнит певучую армянскую речь.

Дом Алавердова, Ростов-на-Дону

Кстати, когда вспоминаются крупнейшие производители кирпича Области Войска Донского, на память сразу же приходят выпуклые клейма весьма распространенного в Ростове-на-Дону кирпича «ПАХАЛОВЪ».



И опять за русифицированной фамилией на нас смотрят создававшие славу Российской промышленности потомки армянских переселенцев XVIII века – ведь это на самом деле завод Авака, его сыновей Нерсеса и Натана и жены Искуги Хугасовны Пахальян.

Автор публикации: коллекционер Владимир Смирнов, www.v-smirnov.ru

Использованы материалы с сайтов:
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
… как много хорошего в России в 1917 закончилось. кстати не знал что армяне носили фески с орнаментом. все больше думал, что они платком сверху ее повязывали. спасибо повысили эрудицию.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.