Александр Фомин: Краснодар - город-колхоз

Когда наш собеседник получил это интервью на согласование, он предложил смягчить текст, пояснив, что был сильно категоричен, что его мнение субъективно, а «менторский тон» высказываний просто приобретен за годы преподавания. Кублог, как всегда, неумолим. Мы предлагаем вам прочитать размышления на тему архитектуры, профессии архитектора и… безумия, мысленно добавляя «я думаю» и «по моему мнению».

С архитектором Александром Фоминым мы познакомились в офисе компании «Брикфорд». Он приехал в Краснодар по работе: курирует строительство собственных архитектурных проектов — дома и цеха по производству Белореченских тортов. Несмотря на то, что Александр большую часть жизни прожил в Москве, с краем его связывает многое: он родом с Кубани, в Краснодаре восемь последних лет преподавал проектирование на кафедре архитектуры в КубГУ, был главным архитекторам Западного округа и соучредителем ООО «Градоресурс», по его проектам построено много домов, но, как оказалось, не обо всех он говорит с радостью.

Можете назвать проекты в Краснодаре, которые вы курировали как главный архитектор?

Даже не буду. Так как все это превратилось в чудовищные извращения, стыдно даже. Смех смехом – я один свой дом узнал по адресу. Это офисное здание на пересечении улиц Карасунской и Октябрьской. У него рога наверху. Я даже ругался с заказчиком и хотел подать в суд, но мне объяснили, что за этим всем стоит некий депутат и лезть не стоит. Но это же преступление против авторства!


Как так получилось?

Я проектирую, а инвестор говорит – все будет иначе. Как говорят, в медицине и архитектуре разбираются все. Это такая местная особенность, когда люди почему-то думают, что они имеют представление об архитектуре — мол, зачем ты десять лет учился, я уже три дома построил, все знаю сам.

Что меняют в проекте — внешний облик?

Чаще всего «одежду», да. Раньше города страдали от власти, которая все запрещала: архитекторы не могли строить то, что им хочется, а их заставляли делать то, что нужно. Сейчас же появились инвесторы. Любой инвестор – это убийца города, даже самый мыслящий и прогрессивный.


Почему?

У него совсем другая парадигма бытия – он же деньги считает. Он же за копейку бьется, он же за нее удавится. Хороших инвесторов нет по определению. Архитекторы им только мешают. Сэкономить. Трудно сказать, что я голословен: посмотрите вокруг — ведь строят трущобы. Это новые трущобы. Это кто делает? Инвестор. Кстати, не всякий архитектор работает на инвестора. Инвестор чаще всего использует труд начинающих, плохо понимающих архитекторов, которые как-то подучились.

Настоящий архитектор сейчас не востребован — востребован человек, который выполняет требования инвестора, может начертить крышу и четыре стены. Скорее, это проектировщик, архитектором я бы его не назвал. А чтобы город имел лицо, нужно архитектуру к своей работе относиться как к ребенку: это мой ребенок, он на меня похож, я за него отвечаю. Архитектура есть тогда, когда есть автор, а если он у нас и появляется, то это какой-нибудь инвестор. Это все равно что акушера назвать отцом ребенка.


То есть во всем виноваты инвесторы или есть еще проблемы?

Есть очевидная проблема Краснодара, о которой никто никогда не говорит. Она в том, что менталитет жителей крестьянский. Ни в коем случае не хочу принизить крестьян и их труд — всякий труд почетен и достоин уважения, если это честный труд. Но если я начну делать хлеб, какой он у меня получится? Я буду плохим крестьянином. Поэтому я против подмен — каждый должен заниматься своим делом.

А если городом управляет крестьянин, что мы можем получить? Только колхоз. Может быть, он уважаемый, умный человек, но — крестьянин, который строит город. Если помните, в фильме «Бумбараш» роскошная фраза была о том, что мы все будем жить во дворцах. И он там наворовал скульптур, колонн и поставил у себя во дворе. Вот это мы и наблюдаем.

Сегодня волей случая ездил по «Немецкой деревне» — и вспоминал этот «Бумбараш». Это детский сад: ребята, болеющие детской болезнью дворцов. Это все настолько нелепо и бессмысленно… И чем более возвышенно, тем более нелепо.



Вы про весь комплекс или про отдельные частные дома?

Я там все видел. Все нелепо, грустно и смешно. Люди почему-то вообще не хотят думать. А еще удивляет то количество денег, которое просто выкинуто.

Но все же это не многоэтажки окна в окна, здесь все-таки есть инфраструктура, концепция. Почему такая оценка?

Если мы будем сравнивать с тем, что есть в городе или даже худшими случаями, тогда «Немецкая деревня», конечно, окажется на высочайшем уровне. На мой вкус, обычная деревня, в которой вырос я, лучше. Потому что она честная. А это хуже театральных декораций. Добавляет пошлости стремление к роскоши — в то время, когда у нас голодают старики. И ведь нет такого в традициях русского человека — жить во дворцах, которые они себе там возводят. Я понимаю, если бы с таким размахом храмы строили, школы, детские сады или спортобъекты. А свой собственный быт можно устроить удобно, качественно и без излишеств.


Для многих работа архитектора – это своеобразный полет фантазии. Хотят отличиться, видимо.

Знаете, о чем они забыли? О заветах Витрувия: польза, прочность, красота. Это как «Отче наш» для архитектора.

Человек, который не соблюдает этот закон, архитектором не является. Он кто угодно: дизайнер, инвестор, но не архитектор. И человек, который в угоду какому-то своему замыслу, чтобы оказаться лучше других, начинает выдумывать какие-то глупости, перестает быть архитектором. Я считаю, что Заха Хадид, к примеру, не архитектор. Она была архитектором, а стала дизайнером, потому что она нарушила заветы, которые должны чтить архитекторы.

«Перегибы» — это проблемы Краснодара или всей России?

В средней полосе России – чуть получше. У наших просто «крышу сорвало». Может быть, из-за наличия денег, здесь их больше.

А в Москве?

Еще хуже. Опять же, видимо, из-за денег.


Тогда где есть архитектура?

В Европе до сих пор есть. Есть люди, которые тихо-спокойно делают архитектуру. Питер Цумтор, например. Что бы он ни делал, все заслуживает уважения: сделано в тренде, как принято говорить, но с соблюдением заветов.

Архитектор Питер Цумтор, фото www.mjb.pl
Кстати, почему мы не знаем архитекторов, а знаем застройщиков?

Это тянется еще со времен СССР, когда дядя Хрущев уничтожил всю архитектуру. И как бы она ни пыталась поднять голову, убийство продолжалось. Потом народ начал что-то фантазировать, в Москве появились какие-то чудовищные «стекляшки». И они были не очень качественные, к ним было много претензий, но потом пришел инвестор и все это убил. Потому что стройка — это Клондайк.
Потому что они покупают самые дешевые строительные материалы, берут самых дешевых архитекторов?

Дешевый архитектор – не совсем правильно, потому что не всякий человек, имеющий диплом, является архитектором.

Чтобы стать настоящим архитектором, нужен талант?

Да, строго говоря, архитектуре нельзя научить: можно научить приемам, научить чертить, выполнять какие-то задачи. Но архитектор должен обладать 3D-мышлением, он должен мыслить пространством. Одна из причин, почему я не работаю на компьютере – он мне просто не нужен.

А вы как работаете? Надо же начертить проект?

В индустриальном строительстве это обязательно. Что касается индивидуальных домов, у меня совсем другой процесс, я все держу в голове. Проекты нужны только для того, чтобы показать потребителю, но мой потребитель от меня даже этого не требует. Я рисую рукой, режу макет, собираю, показываю.

И я не спорю с людьми. Рассказываю только я. Если человек говорит, что ему все это не очень нравится – я с ним расстаюсь. Но я не забываю один из важнейших тезисов: я все-таки строю дом, чтобы в нем жил человек, а не возвожу памятник себе любимому. Это принципиально.

Архитектор должен быть еще и менеджером?

Зависит от характера. Сложность работы архитектора в том, что между ним и результатом его труда огромное число посредников. Ни у музыкантов, ни у поэтов, ни у художников этого нет. А тут прорабы, строители, материал, деньги и прочее. Можно поставить еще одно звено, но чем короче цепь этих посредников, тем быстрей и точней все срастется, поэтому я свои проекты веду сам от и до.

Сколько одновременно можете вести проектов?

Сколько угодно. Сейчас их у меня пять.

Какой стиль вам ближе? Минимализм?

Я предпочитаю разумность. Она происходит из трех составляющих: место, деньги и материал. Минимализм, кстати, стиль недешевый. Он возможен только там, где есть архитектор. Минимализм – это когда ты лаконично, через очень короткие простые ходы добиваешься нужного результата. Мне еще лет 30 надо, чтобы сказать, что я вышел на нужный уровень и могу сделать минималистичный дом. Строго говоря, я еще и как архитектор-то не состоялся. Профессия архитектора – это профессия стариков.

А как вы поймете, что состоялись?

Когда кто-то со стороны скажет: вот идет архитектор.

Для этого нужно сотворить нечто потрясающее?

В архитектуре все давным-давно придумано греками да римлянами. Ничего нового никто не скажет.

А как же строительные материалы?

Разве что они. Строительные материалы, технологии — именно они позволили сформулировать пять основных принципов Ле Корбюзье: столбы-опоры, плоские крыши-террасы, свободная планировка, ленточные окна и свободный фасад.


А работа с качественным материалом и новыми технологиями может изменить архитектуру того же Краснодара?

Изменить Краснодар ничто не изменит, пока в головах у людей что-то не изменится. Надо убрать подмену, о которой я говорил. Выйти из этого безумия, которое сейчас нагнетается и становится нормой.

А как это сделать?

Делать то, что вы и делаете – выстраивать мозги людям. Говорить, что вот тут — перекос, вот это плохо. Изучать это. Выстраивать мировоззрение, и выстраивать аргументированно.

Беседовала Илона Полянская

По теме:

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • MaksimYaseneckiy
  • написано
Саша гений! Его концепция на Красную 135 мне больше всего понравилась, но по некоторым критериям не прошли. Все правильно говорит. Заказчик строит и сильно экономит, он в этом прав. Но тенденция на рынке заставит строить хорошо и стильно. Покупатель хочет выбирать, а не коробки покупать.
  • avatar
  • varo
  • написано
Очень классное интервью. Надо запостить на стену. Автору материала — респект
  • avatar
  • ToT
  • написано
Олег, запостил?
  • avatar
  • varo
  • написано
Ага, там уже перепосты пошли
  • avatar
  • prozak
  • написано
Отличное интервью!
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Интервью профессионала. Но в Краснодаре, по-прежнему, будут строить либо дома в виде корон и тортов, либо стекло-пакетные сараи(((
  • avatar
  • AndreyBannov
  • написано
Интервью хорошее, но совершенно не понимаю и не принимаю обвинений в пошлости на фоне голодающих стариков. Если строить свою жизнь и среду обитания исходя из постоянной озабоченности чьими-то проблемами — к черту такую жизнь. Так можно до бесконечности стыдиться, стесняться, ограничивать себя — благо голодающих детей в Африке и прочих бантустанах хватит еще ооочень надолго. Даже если с ними в родном отечестве разберутся. Моя жизнь, мои деньги, мой комфорт и осуществление прежде всего моих желаний. На сколько бабла хватит.
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Мне понятна боль Александра, человека творческого. Все, что он говорит об архитектуре и архитекторах актуально для творческих людей: режиссеров, актеров, художников, музыкантов так далее и так далее… И это не только гуманитарии. Инженер-это тоже творческая профессия. Качественная профессиональная работа нередко бывает невостребованной.Нужен средний результат за средние, а еще лучше за маленькие деньги. Но бывают люди, которые не умеют давать средний результат. Они умеют работать только на «отлично». (Но в отличную работу надо вкладываться заказчикам) Сложно таким отличникам зарабатывать деньги. Они или ломают себя или уходят из профессии. Что-то мне подсказывает, что Александру приходилось себя ломать. Было, было такое. Но я могу ошибаться.

P.S. Вот интересно было бы понаблюдать за отношениями архитекторов и заказчиков в Древней Греции или Древнем Риме. Мне кажется, что тогда проблемы в их отношениях были такими же как и сегодня.)))
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.