Тот, кто высек передовиков производств и председателей колхозов

В редакцию Кублога пришло письмо от девушки по имени Анна. Она рассказывала о своем дедушке, который всю жизнь занимается скульптурой и никогда не предавал своего дела. «В этом году ему исполняется 65 лет, и мне бы хотелось, чтобы молодое поколение узнало немного больше об этой исчезающей профессии», — поделилась Аня. Кублог всегда открыт предложениям, и, посовещавшись, мы решили встретиться с Аниным дедушкой Николаем Борисовичем.

Он высек передовиков производств, председателей колхозов, героев Советского Союза. Казалось бы, в чем они могли провиниться… Но речь о скульпторе Николае Буртасенкове и его работах, которые он предпочитает рубить в камне.

Скульптор в конце 70-х учился на худграфе Кубанского госуниверситета. Сегодня справа от входа в альма-матер стоит одна из работ Буртасенкова – памятник Петру Столыпину.


Мы встретились с Николаем Борисовичем в Скульптурном цехе Краснодарского отделения Российского союза художников. В окружении угрожающего набора пил-молотков-стамесок заслуженный деятель искусств Кубани Буртасенков рассказал о мастерстве скульптора, хороших памятниках и необходимости худсоветов.

Из каменного века в бронзовый

Я вбил себе в голову с детства: скульптор – человек, высекающий из камня. Сейчас камень один я рублю. В перестройку многие просто бросили это ремесло.

Сейчас большинство работает с бронзой. Ты слепил, снял форму, перевел в гипс, отдал литейщику, он залил металлом – получили копию. Это проще. И все пошли отливать свои работы.

Иногда скульпторы делали так: выставляли во дворе бронзовую голову. И дети, кто проходил, пощупают то нос, то ухо. Если сам начнешь по бугоркам полировать, то лишнее сделаешь, а руки детские помогут. Работа оживает, когда как можно больше людей к ней прикасается.


Мои университеты

Скульптура это не та работа, которую можно механически исполнить. Надо или душу вложить, или просто не браться за нее. Я видел, как создавались хорошие скульптуры Владимира Жданова, автора краснодарского памятника Пушкину, Александра Аполлонова, он возродил памятник Екатерине II.

Я ученик Николая Александровича Бугаёва (автор памятника Брежневу в Новороссийске — прим.ред.). Учился у всех понемножку, но в основном у него. Он был человечный, брал учеников, делился своим временем.


Фильтр худсовета

Я становился скульптором в те хорошие времена, когда нашему занятию придавали государственное значение. Школа была на таком высоком уровне, что работы принимала комиссия. Был худсовет, туда входили пять живописцев, два архитектора, три скульптора. И они решали, достойная работа или нет, ставить ее в городе или не ставить. Сейчас очень просто: сделал работу – заплатили, поставил скульптуру – она стоит. Никто не может претензии предъявить, неважно, классно ты сделал или тяп-ляп.

Петр Великий и ужасный

Конный памятник Петру I (перед Михайловским замком в Санкт-Петербурге – прим.ред.) сделан с душой. Его хоть маленьким сделай — он красиво смотрится на столе, хоть большим — впишется в город. Растрелли — великий скульптор. Ведь посмертная маска Петра I даже страшненькая. А какого мы Петра видим? В этом и заключается смысл искусства: улучшить, облагородить образ. Я тоже Петра лепил. Не получалось лучше, чем у Растрелли сделать, как бы я ни хотел.


Культурная остановка

Под интеллигентностью я понимаю культурное развитие личности. К сожалению, многие люди проходят мимо памятников равнодушно. Через квартал спросишь у человека, видел ли он, что там скульптура стояла? Он скажет, видел, но так же, как видел столб, дом, фонарь. А культурный человек у хорошей работы всегда остановится хоть на минуту, это естественное желание насладиться красотой.

Что культурному человеку посмотреть в Краснодаре

Скульптор Иван Шмагун сделал памятник воинам-освободителям (напротив Городского сада – прим.ред.). Я считаю, один из лучших памятников, образный. «Аврора», отражающая советское время, тоже авторства Шмагуна.

«Созидатель» скульптора Олега Коломойцева (Монумент Человеку-Созидателю возле краснодарской ТЭЦ – прим.ред.). Этот монумент называют «Фантомас». Хороший памятник, отражающий эпоху, восхваляющий рабочий класс.


Владимир преткновения

Я видел проект 25-метрового памятника Владимиру Крестителю на Воробьевых горах в Москве авторства Салавата Щербакова – задуман хорошо. На территории Кремля я бы поставил. Это стержень нашей Руси. А делать большим не надо. Чем больше человек, тем надо скромнее. Потому что все великие люди были скромны. Эйнштейн ходил в пиджачке чуть ли не протертом. Или Микеланджело – спал там, где камень рубил.

Анна Федорова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
Как жаль что скоро таких захватывающих и познавательных статей не будет. Ровно как и скульпторов, высекающих из камня. Такой же атавизм как и пыльный советский ростер на фото подле мастера. Очень символично.
  • avatar
  • Gusak
  • написано
Классно. Интересная статья.
Я бул у него в мастерской. А теперь о нем узнал больше. Спасибо.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.