Черников и Баранцов: Сражаемся с ветряными мельницами
Кублог продолжает беседовать с краснодарскими зодчими. На этот раз мы встретились не с одним, а сразу с двумя архитекторами. Александр Черников и Алексей Баранцов рассказали о том, каково это – бок о бок сражаться с прорабами в пятом поколении, кубанским барокко и другими ветряными мельницами современного градостроительства.
Кублог: Какими из реализованных проектов вы гордитесь?
Алексей Баранцов: Если вести статистику, только 2 из 10 можно назвать удавшимся.
Кублог: А что не так с остальными восемью?
А.Б.: Поясню: по сути, кто такой архитектор? В мировой практике, архитектор — это «главный строитель», создающий не только объекты недвижимости, но целый культурный пласт в обществе.
У нас сейчас архитектор находится в статусе «чертежника», работающего не на жителей того или иного города, поселка, мегаполиса, а исключительно в интересах строительной индустрии в масштабах страны. Только недавно к людям стало приходить понимание, что архитектор — это не просто человек, исполняющий волю заказчика.
Кроме того, например, в нашем регионе, существует определенная ментальность, некий «колорит», который сказывается и на архитектуре, и на жизни в целом. Это нужно признавать и об этом нужно говорить. Традиционная архитектура присутствует и в исторических центрах городов, и в новых жилых массивах. К ней нельзя относиться снисходительно или полностью исключить её. Ею, как и любой современной архитектурой, нужно заниматься и анализировать в том или ином градостроительном контексте.
Положительные сдвиги есть. Радует то, что среди заказчиков все же находятся люди, которые готовы к диалогу с архитектором, готовы менять свой привычный сценарий жизни. Ведь архитектура признана быть социально значимым искусством.
Кублог: Насколько я знаю, вам близка эстетика Баухауза, конструктивизма и т.д. И судя по всему, эта эстетика не особенно востребована в нашем регионе, поскольку не предполагает наличие пышного экстерьерного и интерьерного декора?
![Здания школы Баухауз в Дессау. Архитектор Вальтер Гропиус](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/07ea12eb09_1000.jpg)
А.Б.: Я, в принципе, с вами соглашусь. Но, по сути, мы, архитекторы, сами виноваты в том, что не пытаемся привить заказчику вкус. Нужно, по крайней мере, пытаться это делать: предлагать что-то, пусть даже в виде концепций.
Кублог: Вы имеете в виду, что архитекторы зачастую соглашаются с тем, что хочет заказчик, и не пытаются предложить другие варианты?
А.Б.: Обстоятельства разные бывают. Иногда заказчик не требует того, что в состоянии сделать тот или иной архитектор, а архитектор просто не утруждает себя тем, чтобы предложить альтернативный вариант объекта в совершенно другой стилистике. Мы, в этом плане, готовы идти на эксперимент. Мы готовы предлагать заказчику большее, даже если в итоге вернемся к традиционной архитектуре.
Это большой плюс, когда у зодчего появляется возможность самовыражения посредством определенной архитектуры. Однако речь идет, конечно, не о «бумажной архитектуре» – той, что годится, например, в учебных целях. Любой объект будет мертв без инженерной составляющей, без инфраструктуры.
А такая архитектура (показывает на эскиз проекта) требует определенных знаний, определенного подхода, привлечения в технологическую часть профессиональных инженеров и других специалистов.
![Визуализация проекта студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/c51b6378c2_1000.jpg)
Мы ее называем высокотехнологичной архитектурой. С виду она очень проста и лаконична, но она насыщена современными технологиями (альтернативные источники энергии, геотермальные насосы, энергоэффективные светопрозрачные конструкции витражей и окон, плоские эксплуатируемые кровли и т.п.).
Например, мы видели в Нидерландах интересную систему: светопрозрачные конструкции витражного остекления накапливают свет и преобразовывают его в электроэнергию, тем самым снижая нагрузку на электросети до 50%. Такие накопители, можно, скажем, на крыше разместить. Либо сделать элементом дизайна фасадных частей здания.
![Фото из архива студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/646b3f2d43_1000.jpg)
![Фото из архива студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/3cf718850d_1000.jpg)
Это недешевые технологии, однако, как показывает практика, средства, потраченные на этапе строительства, окупаются за 4—8 лет эксплуатации, в зависимости от применяемых технологий.
Кублог: Где у нас в городе можно реализовать ваш проект?
А.Б.: На наш взгляд, для таких индивидуальных жилых домов характерны определенные земельные участки — от 10 соток как минимум, чтобы территория, с учетом площади застройки, скажем так, имела «воздух» и гармонировала с окружающей средой — лесным массивом, водоемом, парком. Например, в центре города таких просторных площадей практически не осталось. Есть квартальные участки, которые приобретают девелоперы под застройку многоквартирных жилых домов. Это гораздо выгоднее — строить в массиве городской среды высотку, нежели подобный особняк.
Вообще, для центральных районов того или иного города характерна коммерческая архитектура. Там строят то, что приносит прибыль.
Кублог: Как происходит общение с заказчиком? Часто ли приходят люди с конкретными пожеланиями?
Александр Черников: Чаще всего у заказчика есть некая идея, которую он хочет воплотить. Это его маленький замок, маленькая сказка. Ты задаешь наводящие вопросы, чтобы понять, что у него в голове, исходя из его ответов, начинаешь формировать образ будущего объекта.
У нас нет рекламы, мы не занимаемся собственным «проумортерством». Зато у нас есть грамотное понимание организации архитектурного пространства. Так что когда к нам обращается заказчик, мы отдаём себе отчёт в том, что нашу работу видели, к нам уже проявили доверие. Естественно, мы интересуемся, кто посоветовал, откуда о нас узнали. После этого происходит «аналитика общения». У нас есть некоторые приемы, позволяющие достичь взаимного притяжения.
Один из важнейших моментов, которого мы должны добиться в процессе коммуникации, это полное доверие со стороны заказчика. Именно доверие даёт нам творческий карт-бланш для реализации будущего проекта.
Есть люди в профессии, которые говорят, что, мол, ты брось на стол ключи от мерседеса, покажи какие у тебя часы…. Но мне кажется, это бред — формировать взаимоотношения с заказчиком посредством ключей. У меня это просто в голове не укладывается. Всё-таки это неуважительно по отношению к заказчику как к человеку.
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/c51f29bc58_1000.jpg)
Кублог: Кстати, к вопросу о наболевшем — о замках…
А.Ч.: «Кубанское барокко», я это так называю.
Кублог: Так вот, я на днях видела дом с большим забором, на котором висят рыцарские щиты и другая подобная атрибутика. Скажите, были такие случаи, что человек приходит и говорит: хочу вот здесь щит, здесь — голову кабана и так далее. А вы ему — нет, дорогой друг, не буду я этого делать.
А.Б.: На моей практике такого никогда не было.
А.Ч.: Вы смотрели «Игру престолов»?
Кублог: Нет. Я, кажется, последний человек, который не смотрел.
А.Ч.: Я тоже не смотрел.
А.Б.: Тогда уже и меня до кучи – и я тоже.
А.Ч.: Нас трое! Я что хочу сказать: это такой кубанский сериал — «Игра замков» называется — игра «в архитектурку», кто во что горазд. Самое интересное, что у нас хороших замков то и нет. Это же целое стилевое направление, оно включено в учебную программу, его изучают. По технологии, это одно из самых сложных архитектурных направлений.
Когда человек принимает решение «построиться», при этом, по ряду причин, игнорирует грамотного архитектора, уверяю вас, в 90% мы получаем «кубанское барокко».
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/6297788f45_1000.jpg)
Кублог: Бывают ли у вас такие ситуации: к вам пришел человек, вы поговорили, рассказали ему, сколько это будет стоить. Он развернулся и пошел строить сам.
А.Ч.: Сплошь и рядом. «Вот Василий Петрович Пупкин там за сто рублей рисует, а у вас какие цены — ууу!»
Даже если мы знаем, что в итоге сойдемся на, так называемом, двускатном варианте (двускатной кровле — прим. ред.), мы стараемся внести в объект что-то необычное. Хотя таких случаев — по пальцам пересчитать.
Знаете, ведь 80% заказчиков считают себя новаторами, они хотят, чтобы было стильно, интересно: «Вон там за забором, обрати внимание: это называется современная архитектура, это минимализм». И ты вдохновлён этим выбором стиля! Но тут мы приходим, простите, к мещанству в ментальности многих заказчиков: глаголем о минимализме, а подсознание выдаёт: «даёшь кучерявость».
А.Б.: Прошлое и настоящее нашего города не отпускают сознание заказчика. «Кукушки», немыслимый декор, витиеватые колоннады — региональная псевдоэклектика. Сатира, одним словом.
Кублог: То есть заказчик может знать, скажем, Оскара Нимейера, но при этом не готов этого самого Нимейера построить на своей земле?
А.Ч.: Любой заказчик, он же инвестор, мыслит категориями «вложения-прибыли-выгоды», это факт. Он стремится оптимизировать расходы. Следствием оптимизации является художественная деградация. Мы теряем образ.
Работы Нимейера, которого вы упомянули, отличаются пластичностью, теплотой линии, динамичностью. В его железобетонных конструкциях присутствует художественная составляющая. На подобный героический шаг наш инвестор, к сожалению, пока не готов. Я уверен, что не за горами то время, когда заказчик перевернёт «нимейровскую тарелку» в её первоначальное положение.
![Музей современного искусства в Нитерое. Архитектор Оскар Нимейер](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/f033e885fa_1000.jpg)
Кублог: То есть заказчик аргументирует свой выбор практическими соображениями? Или пытается за практическими соображениями скрыть то, что просто боится построить тарелку «вверх ногами»?
А.Ч.: Практическая часть — это то, что мы озвучиваем уже в рамках определенного сценария. Особенность нашего тандема заключается в том, что мы умеем профессионально подготовить сценарий жизнедеятельности этого организма — дома. Мы понимаем, как соединить функциональные, конструктивные особенности сооружения с его эстетической составляющей. Мы прививаем заказчику качественно иное видение «архипространства». Надеемся, что после этих прививок, в скором будущем, наш заказчик будет готов выйти в «архипространство» «вверх ногами».
Кублог: Существует некое распределение ролей в рамках вашего тандема?
А.Ч.: Несомненно, решается всё коллегиально. Мы распределяем объем работы исходя из поставленных задач. При этом понятие субординации никто не отменял. Негласно все осознают ритм рабочих взаимоотношений.
Кублог: Как давно вы работаете вместе?
А.Ч.: Год сотрудничества.
Кублог: Как вы пришли к идее командной работы?
А.Ч.: Да мы хорошего пива попили… (смеется)
А.Б.: В нашем деле очень сложно найти близкого по духу человека, единомышленника. В каждом из нас сидит мощное «эго». Я считаю, что групповая работа, (teamwork) — это очень высокая ступень профессионального развития. И она в дальнейшем дает только положительный эффект. Но, опять же, это работает при условии конструктивного диалога между участниками процесса. Нужно слышать друг друга и искать «золотую середину».
Кублог: В чем заключается положительный эффект от сотрудничества?
А.Б.: Интеллектуальная составляющая. Вот, предположим, мы заняты разработкой концепции по одному и тому же объекту. Каждый из нас делает наброски, макеты или небольшие клаузуры. Затем мы встречаемся за круглым столом, «вскрываем карты» и начинаем обсуждать.
А.Ч.: По сути, когда встречаются два мировоззрения, рождается своего рода синергия. Каждый из нас высказывает свое мнение. Если человек при этом готов ещё и услышать критику в свой адрес, поверьте, это дорогого стоит.
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/6341f404fc_1000.jpg)
Кублог: Александр, хочу у вас спросить то же, что спрашивала в начале беседы у Алексея. Какими из ваших проектов вы гордитесь?
А.Ч.: Скажу одно: за такой большой промежуток времени работы выполнено много. Но, к сожалению, воплощение многих объектов оставляет желать лучшего. Каждому архитектору знакома ситуация, когда в реализованном объекте остается примерно 50—70% от изначальной концепции. Тем не менее, ознакомившись с нашим портфолио, заказчики все же принимают решение о сотрудничестве.
Кублог: А с чем связана такая ситуация в плане реализации? С финансированием?
А.Ч.: Да, этот момент является ключевым.
А.Б.: Зачастую, в процессе работы (как ни парадоксально) прораб принимает наиболее важные решения. Можем привести пример. Не так давно один из прорабов, скажем так, напугал нашего заказчика, сказав тому, что в землю ни в коем случае нельзя лезть (речь шла о цокольном этаже будущего объекта), потому что «это очень дорого». Прораб выдвинул «гениальную» идею: то, что находится в земле, «поднять» третьим этажом. В итоге, с помощью специалистов инжиниринговой компании, мы отстояли первоначальный вариант перед заказчиком.
Кстати, эта проблема существует в масштабах страны. Я имею ввиду некомпетентность тех, кто занимается строительным делом.
Кублог: А почему или зачем прораб так поступил?
А.Б.: Это философский вопрос. По нашей неофициальной статистике, практически каждый третий житель региона — строитель. Каждый второй из них «приложил руку» к объектам недвижимости известных людей нашего города и края. Вот такой вот парадокс.
А.Ч.: Наш прораб (обычно, в пятом поколении) — чувствует себя и архитектором, и слесарем, и монтажником.
Есть еще такое явление, я его называю «домохозяичный дизайн». Каждая домохозяйка (в пятом поколении) являет себя обществу как дизайнер интерьеров. И хорошо, если только дизайнер. Периодически они посягают на святое — на архитектуру! Слава Богу, это пока единичные случаи. Но мы с этим уже сталкивались.
Кублог: Какие из недавно возведенных объектов в городе кажутся вам достойными внимания?
А.Б.: Мне по духу объект на пересечении улиц Красных партизан и 2-я линия.
![Визуализация проекта студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/c0371f2b94_1000.jpg)
А.Ч.: Какой? А, наш что ли? (смеется)
А.Б.: Еще мне нравятся чуриловские объекты (В. А. Чурилов — вице-президент Союза архитекторов России. — прим. ред.). На улице Кубанская набережная расположен один его домов.
А.Ч.: (Показывает изображение объекта на Красных партизан) Это будет административно-офисное здание. В настоящее время здесь ведутся строительно-монтажные работы. Но, на самом деле, мы не можем отвечать за конечный результат, потому что сметная стоимость строительства еще не утверждена инвестором окончательно.
Кублог: Как вам OZ МОЛЛ как архитектурный объект?
![OZ МОЛЛ. Фото Татьяны Зубковой. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/e1b7d153f1_1000.jpg)
А.Б.: Один из отличных примеров формообразования. Заказчик пошел на эксперимент, и у него все получилось. Я думаю, OZ МОЛЛ уже окупился. По-моему, это пилотный проект компании AIM Property Development.
А.Ч.: Эта его форма, волна… Он гармонично вписан в ландшафт.
А.Б.: Явно иностранные архитекторы его проектировали.
А.Ч.: Я уверен, у нас достаточно профессиональных проектных мастерских, которые могли бы предложить более интересные решения, но, как обычно, мы почему-то преклоняемся перед чем-то иноземным… Это неправильно и нечестно по отношению к нашему народу!
Кублог: Получается порочный круг: нашим архитекторам не дают довести дело до конца, построить красивый объект в соответствии с утвержденным проектом. И, в результате, заказчики смотрят на реализованные объекты и думают, что местные архитекторы ничего не могут.
А.Б.: Если бы государство стало участником этого процесса…
Кублог: Каким образом государство может участвовать?
А.Б.: Очень просто. За рубежом существует практика индивидуального лицензирования. Лицензия дает право на проектирование. Это как у врачей — только имея на руках подобный документ и сертификат, можно осуществлять свою профессиональную деятельность. Чтобы получить такую лицензию, нужно иметь профобразование, определенный опыт работы, реализованные объекты. А у нас сейчас каждый второй может быть и дизайнером, и архитектором.
Там же (за границей) за архитектором стоит система страхования, надзорный орган и т.п. Если происходит неприятный случай — скажем, стена обрушилась по вине проектировщика – страховая покрывает такие случаи, но при этом лишает лицензии архитектора.
Минимальный размер гонорара специалиста закреплен на законодательном уровне. У них нет такого дикого демпинга как у нас. В этом отношении рынок более цивилизованный.
Вот как раз там общество прекрасно осознает, кто такой архитектор и чем он занимается. Если этими болезненными вопросами не займется государство — наша профессия так и будет находиться в «андеграунде». Низы не могут, а верхи не хотят (смеется).
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/637f4d59a0_1000.jpg)
А.Ч.: Кроме того, за границей любой проект перед началом работ проходит процедуру согласования в администрации или префектуре того или иного образования. По сути, административной бюрократии не меньше, чем у нас, но она более цивилизованная. Заказчик при этом понимает: чтобы добиться разрешения на строительство своего объекта ему необходимо нанять профессионала-архитектора. Иначе его проект не утвердят, и он не пройдет определенные административные процедуры.
Таким образом (лицензия плюс согласование), происходит формирование профессионального сообщества на рынке архитектурно-строительных услуг. А у нас — хаос, у нас — свободная торговля СРО. Я нанимаю какого-то чертежника-«проектанта», говорю ему, как и что нарисовать, и получаю разрешение на строительство. Рынок услуг такого рода является «диким» по определению.
А.Б.: Это очень сложная тема.
А.Ч.: У меня есть ощущение, что наш тандем, как в «Дон Кихоте» у Сервантеса — сражаемся с ветряными мельницами и при этом верим в светлое будущее…
Беседовала Валентина Гольцберг
Кублог: Какими из реализованных проектов вы гордитесь?
Алексей Баранцов: Если вести статистику, только 2 из 10 можно назвать удавшимся.
Кублог: А что не так с остальными восемью?
А.Б.: Поясню: по сути, кто такой архитектор? В мировой практике, архитектор — это «главный строитель», создающий не только объекты недвижимости, но целый культурный пласт в обществе.
У нас сейчас архитектор находится в статусе «чертежника», работающего не на жителей того или иного города, поселка, мегаполиса, а исключительно в интересах строительной индустрии в масштабах страны. Только недавно к людям стало приходить понимание, что архитектор — это не просто человек, исполняющий волю заказчика.
Кроме того, например, в нашем регионе, существует определенная ментальность, некий «колорит», который сказывается и на архитектуре, и на жизни в целом. Это нужно признавать и об этом нужно говорить. Традиционная архитектура присутствует и в исторических центрах городов, и в новых жилых массивах. К ней нельзя относиться снисходительно или полностью исключить её. Ею, как и любой современной архитектурой, нужно заниматься и анализировать в том или ином градостроительном контексте.
Положительные сдвиги есть. Радует то, что среди заказчиков все же находятся люди, которые готовы к диалогу с архитектором, готовы менять свой привычный сценарий жизни. Ведь архитектура признана быть социально значимым искусством.
Кублог: Насколько я знаю, вам близка эстетика Баухауза, конструктивизма и т.д. И судя по всему, эта эстетика не особенно востребована в нашем регионе, поскольку не предполагает наличие пышного экстерьерного и интерьерного декора?
![Здания школы Баухауз в Дессау. Архитектор Вальтер Гропиус](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/07ea12eb09_1000.jpg)
А.Б.: Я, в принципе, с вами соглашусь. Но, по сути, мы, архитекторы, сами виноваты в том, что не пытаемся привить заказчику вкус. Нужно, по крайней мере, пытаться это делать: предлагать что-то, пусть даже в виде концепций.
Кублог: Вы имеете в виду, что архитекторы зачастую соглашаются с тем, что хочет заказчик, и не пытаются предложить другие варианты?
А.Б.: Обстоятельства разные бывают. Иногда заказчик не требует того, что в состоянии сделать тот или иной архитектор, а архитектор просто не утруждает себя тем, чтобы предложить альтернативный вариант объекта в совершенно другой стилистике. Мы, в этом плане, готовы идти на эксперимент. Мы готовы предлагать заказчику большее, даже если в итоге вернемся к традиционной архитектуре.
Это большой плюс, когда у зодчего появляется возможность самовыражения посредством определенной архитектуры. Однако речь идет, конечно, не о «бумажной архитектуре» – той, что годится, например, в учебных целях. Любой объект будет мертв без инженерной составляющей, без инфраструктуры.
А такая архитектура (показывает на эскиз проекта) требует определенных знаний, определенного подхода, привлечения в технологическую часть профессиональных инженеров и других специалистов.
![Визуализация проекта студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/c51b6378c2_1000.jpg)
Мы ее называем высокотехнологичной архитектурой. С виду она очень проста и лаконична, но она насыщена современными технологиями (альтернативные источники энергии, геотермальные насосы, энергоэффективные светопрозрачные конструкции витражей и окон, плоские эксплуатируемые кровли и т.п.).
«Дом — машина для жилья» — гласит знаменитый постулат Ле Корбюзье.
Например, мы видели в Нидерландах интересную систему: светопрозрачные конструкции витражного остекления накапливают свет и преобразовывают его в электроэнергию, тем самым снижая нагрузку на электросети до 50%. Такие накопители, можно, скажем, на крыше разместить. Либо сделать элементом дизайна фасадных частей здания.
![Фото из архива студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/646b3f2d43_1000.jpg)
![Фото из архива студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/3cf718850d_1000.jpg)
Это недешевые технологии, однако, как показывает практика, средства, потраченные на этапе строительства, окупаются за 4—8 лет эксплуатации, в зависимости от применяемых технологий.
Кублог: Где у нас в городе можно реализовать ваш проект?
А.Б.: На наш взгляд, для таких индивидуальных жилых домов характерны определенные земельные участки — от 10 соток как минимум, чтобы территория, с учетом площади застройки, скажем так, имела «воздух» и гармонировала с окружающей средой — лесным массивом, водоемом, парком. Например, в центре города таких просторных площадей практически не осталось. Есть квартальные участки, которые приобретают девелоперы под застройку многоквартирных жилых домов. Это гораздо выгоднее — строить в массиве городской среды высотку, нежели подобный особняк.
Вообще, для центральных районов того или иного города характерна коммерческая архитектура. Там строят то, что приносит прибыль.
Кублог: Как происходит общение с заказчиком? Часто ли приходят люди с конкретными пожеланиями?
Александр Черников: Чаще всего у заказчика есть некая идея, которую он хочет воплотить. Это его маленький замок, маленькая сказка. Ты задаешь наводящие вопросы, чтобы понять, что у него в голове, исходя из его ответов, начинаешь формировать образ будущего объекта.
У нас нет рекламы, мы не занимаемся собственным «проумортерством». Зато у нас есть грамотное понимание организации архитектурного пространства. Так что когда к нам обращается заказчик, мы отдаём себе отчёт в том, что нашу работу видели, к нам уже проявили доверие. Естественно, мы интересуемся, кто посоветовал, откуда о нас узнали. После этого происходит «аналитика общения». У нас есть некоторые приемы, позволяющие достичь взаимного притяжения.
Один из важнейших моментов, которого мы должны добиться в процессе коммуникации, это полное доверие со стороны заказчика. Именно доверие даёт нам творческий карт-бланш для реализации будущего проекта.
Есть люди в профессии, которые говорят, что, мол, ты брось на стол ключи от мерседеса, покажи какие у тебя часы…. Но мне кажется, это бред — формировать взаимоотношения с заказчиком посредством ключей. У меня это просто в голове не укладывается. Всё-таки это неуважительно по отношению к заказчику как к человеку.
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/c51f29bc58_1000.jpg)
Кублог: Кстати, к вопросу о наболевшем — о замках…
А.Ч.: «Кубанское барокко», я это так называю.
Кублог: Так вот, я на днях видела дом с большим забором, на котором висят рыцарские щиты и другая подобная атрибутика. Скажите, были такие случаи, что человек приходит и говорит: хочу вот здесь щит, здесь — голову кабана и так далее. А вы ему — нет, дорогой друг, не буду я этого делать.
А.Б.: На моей практике такого никогда не было.
А.Ч.: Вы смотрели «Игру престолов»?
Кублог: Нет. Я, кажется, последний человек, который не смотрел.
А.Ч.: Я тоже не смотрел.
А.Б.: Тогда уже и меня до кучи – и я тоже.
А.Ч.: Нас трое! Я что хочу сказать: это такой кубанский сериал — «Игра замков» называется — игра «в архитектурку», кто во что горазд. Самое интересное, что у нас хороших замков то и нет. Это же целое стилевое направление, оно включено в учебную программу, его изучают. По технологии, это одно из самых сложных архитектурных направлений.
Когда человек принимает решение «построиться», при этом, по ряду причин, игнорирует грамотного архитектора, уверяю вас, в 90% мы получаем «кубанское барокко».
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/6297788f45_1000.jpg)
Кублог: Бывают ли у вас такие ситуации: к вам пришел человек, вы поговорили, рассказали ему, сколько это будет стоить. Он развернулся и пошел строить сам.
А.Ч.: Сплошь и рядом. «Вот Василий Петрович Пупкин там за сто рублей рисует, а у вас какие цены — ууу!»
Даже если мы знаем, что в итоге сойдемся на, так называемом, двускатном варианте (двускатной кровле — прим. ред.), мы стараемся внести в объект что-то необычное. Хотя таких случаев — по пальцам пересчитать.
Знаете, ведь 80% заказчиков считают себя новаторами, они хотят, чтобы было стильно, интересно: «Вон там за забором, обрати внимание: это называется современная архитектура, это минимализм». И ты вдохновлён этим выбором стиля! Но тут мы приходим, простите, к мещанству в ментальности многих заказчиков: глаголем о минимализме, а подсознание выдаёт: «даёшь кучерявость».
А.Б.: Прошлое и настоящее нашего города не отпускают сознание заказчика. «Кукушки», немыслимый декор, витиеватые колоннады — региональная псевдоэклектика. Сатира, одним словом.
Кублог: То есть заказчик может знать, скажем, Оскара Нимейера, но при этом не готов этого самого Нимейера построить на своей земле?
А.Ч.: Любой заказчик, он же инвестор, мыслит категориями «вложения-прибыли-выгоды», это факт. Он стремится оптимизировать расходы. Следствием оптимизации является художественная деградация. Мы теряем образ.
Работы Нимейера, которого вы упомянули, отличаются пластичностью, теплотой линии, динамичностью. В его железобетонных конструкциях присутствует художественная составляющая. На подобный героический шаг наш инвестор, к сожалению, пока не готов. Я уверен, что не за горами то время, когда заказчик перевернёт «нимейровскую тарелку» в её первоначальное положение.
![Музей современного искусства в Нитерое. Архитектор Оскар Нимейер](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/f033e885fa_1000.jpg)
Кублог: То есть заказчик аргументирует свой выбор практическими соображениями? Или пытается за практическими соображениями скрыть то, что просто боится построить тарелку «вверх ногами»?
А.Ч.: Практическая часть — это то, что мы озвучиваем уже в рамках определенного сценария. Особенность нашего тандема заключается в том, что мы умеем профессионально подготовить сценарий жизнедеятельности этого организма — дома. Мы понимаем, как соединить функциональные, конструктивные особенности сооружения с его эстетической составляющей. Мы прививаем заказчику качественно иное видение «архипространства». Надеемся, что после этих прививок, в скором будущем, наш заказчик будет готов выйти в «архипространство» «вверх ногами».
Кублог: Существует некое распределение ролей в рамках вашего тандема?
А.Ч.: Несомненно, решается всё коллегиально. Мы распределяем объем работы исходя из поставленных задач. При этом понятие субординации никто не отменял. Негласно все осознают ритм рабочих взаимоотношений.
Кублог: Как давно вы работаете вместе?
А.Ч.: Год сотрудничества.
Кублог: Как вы пришли к идее командной работы?
А.Ч.: Да мы хорошего пива попили… (смеется)
А.Б.: В нашем деле очень сложно найти близкого по духу человека, единомышленника. В каждом из нас сидит мощное «эго». Я считаю, что групповая работа, (teamwork) — это очень высокая ступень профессионального развития. И она в дальнейшем дает только положительный эффект. Но, опять же, это работает при условии конструктивного диалога между участниками процесса. Нужно слышать друг друга и искать «золотую середину».
Кублог: В чем заключается положительный эффект от сотрудничества?
А.Б.: Интеллектуальная составляющая. Вот, предположим, мы заняты разработкой концепции по одному и тому же объекту. Каждый из нас делает наброски, макеты или небольшие клаузуры. Затем мы встречаемся за круглым столом, «вскрываем карты» и начинаем обсуждать.
А.Ч.: По сути, когда встречаются два мировоззрения, рождается своего рода синергия. Каждый из нас высказывает свое мнение. Если человек при этом готов ещё и услышать критику в свой адрес, поверьте, это дорогого стоит.
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/6341f404fc_1000.jpg)
Кублог: Александр, хочу у вас спросить то же, что спрашивала в начале беседы у Алексея. Какими из ваших проектов вы гордитесь?
А.Ч.: Скажу одно: за такой большой промежуток времени работы выполнено много. Но, к сожалению, воплощение многих объектов оставляет желать лучшего. Каждому архитектору знакома ситуация, когда в реализованном объекте остается примерно 50—70% от изначальной концепции. Тем не менее, ознакомившись с нашим портфолио, заказчики все же принимают решение о сотрудничестве.
Кублог: А с чем связана такая ситуация в плане реализации? С финансированием?
А.Ч.: Да, этот момент является ключевым.
А.Б.: Зачастую, в процессе работы (как ни парадоксально) прораб принимает наиболее важные решения. Можем привести пример. Не так давно один из прорабов, скажем так, напугал нашего заказчика, сказав тому, что в землю ни в коем случае нельзя лезть (речь шла о цокольном этаже будущего объекта), потому что «это очень дорого». Прораб выдвинул «гениальную» идею: то, что находится в земле, «поднять» третьим этажом. В итоге, с помощью специалистов инжиниринговой компании, мы отстояли первоначальный вариант перед заказчиком.
Кстати, эта проблема существует в масштабах страны. Я имею ввиду некомпетентность тех, кто занимается строительным делом.
Кублог: А почему или зачем прораб так поступил?
А.Б.: Это философский вопрос. По нашей неофициальной статистике, практически каждый третий житель региона — строитель. Каждый второй из них «приложил руку» к объектам недвижимости известных людей нашего города и края. Вот такой вот парадокс.
А.Ч.: Наш прораб (обычно, в пятом поколении) — чувствует себя и архитектором, и слесарем, и монтажником.
Есть еще такое явление, я его называю «домохозяичный дизайн». Каждая домохозяйка (в пятом поколении) являет себя обществу как дизайнер интерьеров. И хорошо, если только дизайнер. Периодически они посягают на святое — на архитектуру! Слава Богу, это пока единичные случаи. Но мы с этим уже сталкивались.
Кублог: Какие из недавно возведенных объектов в городе кажутся вам достойными внимания?
А.Б.: Мне по духу объект на пересечении улиц Красных партизан и 2-я линия.
![Визуализация проекта студии Черникова-Баранцова](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/c0371f2b94_1000.jpg)
А.Ч.: Какой? А, наш что ли? (смеется)
А.Б.: Еще мне нравятся чуриловские объекты (В. А. Чурилов — вице-президент Союза архитекторов России. — прим. ред.). На улице Кубанская набережная расположен один его домов.
А.Ч.: (Показывает изображение объекта на Красных партизан) Это будет административно-офисное здание. В настоящее время здесь ведутся строительно-монтажные работы. Но, на самом деле, мы не можем отвечать за конечный результат, потому что сметная стоимость строительства еще не утверждена инвестором окончательно.
Кублог: Как вам OZ МОЛЛ как архитектурный объект?
![OZ МОЛЛ. Фото Татьяны Зубковой. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/14/e1b7d153f1_1000.jpg)
А.Б.: Один из отличных примеров формообразования. Заказчик пошел на эксперимент, и у него все получилось. Я думаю, OZ МОЛЛ уже окупился. По-моему, это пилотный проект компании AIM Property Development.
А.Ч.: Эта его форма, волна… Он гармонично вписан в ландшафт.
А.Б.: Явно иностранные архитекторы его проектировали.
А.Ч.: Я уверен, у нас достаточно профессиональных проектных мастерских, которые могли бы предложить более интересные решения, но, как обычно, мы почему-то преклоняемся перед чем-то иноземным… Это неправильно и нечестно по отношению к нашему народу!
Кублог: Получается порочный круг: нашим архитекторам не дают довести дело до конца, построить красивый объект в соответствии с утвержденным проектом. И, в результате, заказчики смотрят на реализованные объекты и думают, что местные архитекторы ничего не могут.
А.Б.: Если бы государство стало участником этого процесса…
Кублог: Каким образом государство может участвовать?
А.Б.: Очень просто. За рубежом существует практика индивидуального лицензирования. Лицензия дает право на проектирование. Это как у врачей — только имея на руках подобный документ и сертификат, можно осуществлять свою профессиональную деятельность. Чтобы получить такую лицензию, нужно иметь профобразование, определенный опыт работы, реализованные объекты. А у нас сейчас каждый второй может быть и дизайнером, и архитектором.
Там же (за границей) за архитектором стоит система страхования, надзорный орган и т.п. Если происходит неприятный случай — скажем, стена обрушилась по вине проектировщика – страховая покрывает такие случаи, но при этом лишает лицензии архитектора.
Минимальный размер гонорара специалиста закреплен на законодательном уровне. У них нет такого дикого демпинга как у нас. В этом отношении рынок более цивилизованный.
Вот как раз там общество прекрасно осознает, кто такой архитектор и чем он занимается. Если этими болезненными вопросами не займется государство — наша профессия так и будет находиться в «андеграунде». Низы не могут, а верхи не хотят (смеется).
![Фото Дениса Яковлева. Кублог](https://2013.kublog.ru/uploads/images/topic/2015/07/08/637f4d59a0_1000.jpg)
А.Ч.: Кроме того, за границей любой проект перед началом работ проходит процедуру согласования в администрации или префектуре того или иного образования. По сути, административной бюрократии не меньше, чем у нас, но она более цивилизованная. Заказчик при этом понимает: чтобы добиться разрешения на строительство своего объекта ему необходимо нанять профессионала-архитектора. Иначе его проект не утвердят, и он не пройдет определенные административные процедуры.
Таким образом (лицензия плюс согласование), происходит формирование профессионального сообщества на рынке архитектурно-строительных услуг. А у нас — хаос, у нас — свободная торговля СРО. Я нанимаю какого-то чертежника-«проектанта», говорю ему, как и что нарисовать, и получаю разрешение на строительство. Рынок услуг такого рода является «диким» по определению.
А.Б.: Это очень сложная тема.
А.Ч.: У меня есть ощущение, что наш тандем, как в «Дон Кихоте» у Сервантеса — сражаемся с ветряными мельницами и при этом верим в светлое будущее…
Беседовала Валентина Гольцберг
- 5151
- NastyaVasilchenko
....«Долой дизайн, даешь архитектуру»…