С миру по нитке

Фото Евгения Резника. Кублог

Вчера Кублог опубликовал статью о группе инициативных ребят, которые пытаются собрать деньги на реализацию своего проекта благодаря краудфандинговой платформе. Но их случай не первый. В Краснодаре и до этого находились люди, которые пытались сделать нечто подобное. Что такое краудфандинг, чем он отличается от попрошайничества и кто из местных инициаторов сумел собрать деньги, мы решили рассказать в этой статье.

Слово краудфандинг образовано двумя английскими словами сrowd и funding, что дословно переводится как «народное финансирование». Идея краудфандинга состоит в том, что незнакомые люди добровольно объединяют свои деньги, чтобы поддержать идеи других людей. Чаще всего сбор средств происходит на специальных ресурсах, в России это planeta.ru, boomstarter.ru, dreamstarts.ru и пр. Инвестирование через краудфандинговые платформы похоже на игру: человек не просто жертвует деньги, как это происходит в благотворительных фондах, а становится «акционером» предприятия — покупает акции. Это не ценные бумаги, а поощрение за поддержку. Акции могут выражаться в публичной благодарности, сувенирах или экземплярах продукции, которую планируют производить нуждающиеся в финансировании. Если кампания не смогла собрать нужную сумму, то деньги обычно возвращаются владельцам.

Фото Василия Смирного. Кублог

История краудфандинга началась в 1997 году, когда поклонники британской рок-группы Marillion без какого-либо участия самой группы организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Им удалось собрать 60 тыс. долларов. В России к подобному способу сбора средств зачастую прибегают музыкальные группы, авторы необычной идеи и даже те, кто пытается собрать деньги на лечение. Некоторые проекты вообще умудряются долгое время существовать только благодаря пожертвованиям, например, сайт colta.ru вот уже два года работает за счет добрых меценатов.

Из проектов местного уровня можно назвать кампанию краснодарского блогера Алины Десятниченко.

«В первые три месяца этого года я пытала собрать пять тысяч долларов на свой проект. В тот момент я жила в Мексике, а деньги планировала потратить на покупку лошади, снаряжение, оформление документов и прочие сопутствующие расходы, чтобы на ней пересечь Латинскую Америку от Мексики до Аргентины и потом написать книгу об этом. В первый месяц я активно рекламировала свой проект в своем ЖЖ, паблике, среди знакомых, купила рекламу в туристических пабликах и ЖЖ. Собрала где-то 10 тысяч рублей. А потом у меня изменились планы и я спустила все на тормозах», — рассказывает о том, чем закончилась эта идея автор проекта.

Алина сумела собрать благодаря сайту planeta.ru около 5% от необходимых 165 тыс. рублей. За покупку самой дорогой акции автор обещала «набор подарочных открыток, отпечатанных из лучших моих фотографий, видеообращение с благодарностью, открытку с каждой посещенной страны в рамках проекта, фенечку, созданную своими руками, майку с фотографией лошади, ее подкову и благодарность в социальных сетях».


В конце прошлого года за помощью к другой площадке — boomstarter.ru — обратилась пара дизайнеров Валера Покотилов и Лера Фет, которые хотели издать книгу «Любовь, пельмени и фотошоп». Ребятам удалось собрать почти половину необходимой суммы — около 115 тыс. рублей. Финансирования этот проект не получил.

Несмотря на кажущуюся безысходность, есть и удачные примеры сотрудничества краснодарских идейных рябят с площадками для коллективного сбора средств. Например, Александр Думкин собрал благодаря boomstarter.ru 32 тыс. рублей, что на 2 тыс. рублей больше необходимой суммы. С помощью этих денег он снял ряд видеороликов под названием Help-шоу “Думкин” — что-то вроде психологической консультации нуждающихся в совете пользователей сети.

Сейчас на свой проект о вежливости на дорогах пытается собрать деньги Илья Фейгенов. Рекламные щиты с баранами появятся на улицах Краснодара при условии, что предприниматель успеет собрать 90% необходимой суммы — 150 тыс. рублей — за две недели.







«С краудфандинговыми ресурсами я столкнулся впервые. Считаю это прекрасным инструментом для сбора денег и проверки своей идеи на прочность. Честно признаться, думал, что сбор средств будет идти поживее. Но пока рано бить тревогу, деньги приходят», — говорит Илья Фейгенов.

Он добавляет, что выбрал именно площадку boomstarter.ru потому что сам три или четыре раза жертвовал через эту платформу понравившимся проектам. Илья отмечает, что если не успеет собрать деньги, то от своей идеи с щитами откажется и собственные деньги в это мероприятие вкладывать не станет.

Анастасия Володченкова
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • AntonZhadchenko
  • написано
Только подумывал, не сделать ли акцию, а в подарок сувенирку… видимо не стоит...=)))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.