Это вам не в "Доту" играть

В эти выходные в краснодарском коворкинге Co-Place уже в третий раз прошел Global Game Jam — мероприятие для разработчиков компьютерных игр, дизайнеров, программистов, сценаристов и просто энтузиастов игровой области. Чтобы оценить местную активность как Jam-движения, так и игровой тусовки в целом, на трехдневный марафон отправился редактор Кублога Никита Горбань.

В Краснодаре весьма редко проходит что-то, связанное с электронными развлечениями. Турниры по FIFA, трансляции Dota 2 — все это игры одного ракурса, взгляд только с позиции игрока. Game Jam, который организуют краснодарский IT-специалист Евгений Соколов и владелец CO-Place Станислав Бакеев, дает возможность каждому попробовать себя в роли создателя игры, а не её потребителя, — тем интереснее он кажется в местной среде.

Правила просты: на обговоренной площадке собираются люди, которых объединяет желание создать игру. Настольную ли, компьютерную или мобильную — не важно. В определенное время объявляется глобальная тема, в ходе обсуждения и интерпретации которой участники знакомятся и разбиваются на команды. С объявлением темы запускается таймер. В течении 48 часов необходимо представить миру свой проект. Победителей здесь нет — каждый приходит за опытом и удовольствием от процесса.



Начало краснодарского GGJ-2015 было решено задержать: время объявления темы (17:00) многих застало вдали от зеленых стен коворкинга. Постепенно появляющиеся участники — абсолютно разные на вид люди. Было сразу заметно, что, вопреки рекомендациям организаторов, многие пришли компанией. Были и одиночки: как выяснилось позже, некоторые отказались от участия, не найдя себе пару.

Примерно через час после планируемого старта все собираются перед экраном, на котором включается приветствие — 18-ти минутный ролик, поделенный на несколько частей. Наиболее запоминающимся моментом был рассказ молодой девушки Миту, которая возглавляет британскую игровую студию The Tiniest Shark и, кстати, является ее единственным членом. Её слова — концентрация и объяснение всех причин, из-за которых люди участвуют в подобных мероприятиях. Это и противопоставление себя крупным игровым корпорациям, и одновременно — столкновение изгоя-романтика («Ты не настоящий разработчик игр!») с глобальностью и единством, которое несет собой GGJ. «Создание компьютерной игры — погружение в огромный мир фантазии, и нет ничего плохого, если ваш проект не выглядит как игра за 60 миллионов долларов», — примерно такой посыл несло приветствие.


Сразу после включается второе видео — объявление темы. На этот раз тема — это вопрос: «What do we do now?» («Что нам теперь делать?»). И все: понимайте, как хотите. Обсуждение не заставило себя ждать. Сразу были озвучены некоторые идеи («Сделать игру, где нужно управлять шаром из людей. А шар катится по историческому пути, постепенно увеличиваясь»; «Что-нибудь вроде того японского шоу, где люди принимают разные формы»; «Сделать игру на Android, где нужно использовать гироскоп и катать шарик по лабиринту, где лабиринт символизирует принятие решений», и так далее).

Как отметили организаторы, в этом году практически не было геймдизайнеров. Большую часть участников составили программисты (как минимум один в каждой команде) и дизайнеры. В первый день джэма было заявлено шесть проектов, но до презентации дошли лишь четыре:

  1. «Поехали»;
  2. «Гравитация»;
  3. «Кто убийца?»/Who is a killer?;
  4. «Со-седи» / Roomie;
  5. What will your squid do now?;
  6. Planet Run.



По словам участников, все проекты были разработаны с нуля (несмотря на то, что разрешалось использовать свои заготовки). Это впечатляет и демонстрирует еще одно преимущество Game Jam: наличие рамок и дедлайнов. Инди-разработчик в классическом понимании — человек, предоставленный самому себе. Как известно, свобода действий может являться как минусом, так плюсом любой деятельности. Когда у тебя есть задание и 48 часов — времени на лень и нерасторопность попросту нет.



Из всех представленных игр наиболее интересными кажутся Who is a killer и Roomie. Первая выдержана в великолепной пиксельной нуар-стилистике (чем-то похоже на заметный в инди-среде Gemini Rue). Перед игроком — шесть окон с темными силуэтами, в кармане — рогатка, фонарик и блокнот. Цель — догадаться, за каким из окон скрывается убийца. Игру до конца не доделали, но заготовка отличная — стоит лишь продумать возможность повторных прохождений (сейчас действие заканчивается очень быстро) и поработать над геймплеем.



Roomie — первая самостоятельная разработка студии из Новороссийска Case Mobile, которая приехала на джэм всем составом, взяв к себе в команду только лишь художника. «Соседи» — бесконечная Android-игра в духе Dumb Ways to Die, где от игрока требуется активное использование экранных жестов. Здесь, кстати, перед нами также появляются шесть окон с разными персонажами — видимо, оба проекта оттолкнулись от общего обсуждения, но каждый развил тему по-своему. Эта игра выглядит наиболее законченной, её даже успели выложить на Google Play.

Третий проект, What will your squid do now? — браузерный полупошаговый файтинг между двумя осьминогами. Сама задумка имеет все шансы на успех (почему нет?), но, опять же, при должной доработке. Planet Run доделать совсем не успели, и презентовали как демо. Задумка — бесконечная игра-раннер по маленькой планете с управлением в один клик.



О том, кто и зачем ходит на Game Jam, мы спросили постоянного организатора джэмов, проектировщика интерфейсов из краснодарской компании Worksterdam Евгения Соколова.

Вокруг Game Jam есть энтузиасты, в Краснодаре в том числе. Их не много, но некоторые приезжают уже третий год. Как правило, это вовсе не ветераны разработки компьютерных игр — они наши приглашения как раз игнорируют, для них это бесплатная работа. Приходят молодые разработчики из небольших студий и дизайнеры-фрилансеры, и у них огонь в глазах.

Большого количества участников нет, потому как в России нет образования в сфере игр. За границей в джэмах участвуют тысячи людей – все с участием вузов, вступительное слово говорит министр культуры. Уровень совершенно другой. Да и у людей совершенно другое отношение – приходят и общаются. У нас – ты что, это же выходные, нужно отдыхать.

У Game Jam отличная цель – собрать случайные команды из специалистов и объединить их вокруг какого-то нового проекта. Получается гораздо хуже, когда люди приходят командой — они сохраняют свою структуру взаимодействия, результат получается предсказуемый. Идеальная ситуация – все пришли с утра, познакомились и цепляются не друг за друга, а за проект. Нужно вырывать людей из контекста рабочих отношений, тогда получится настоящий креативный процесс.



GGJ отлично показывает, что в городе есть люди, которым интересна тема разработки игр. Конечно, далеко не все из них перейдут в профессиональное сообщество и найдут постоянное рабочее место в какой-либо игровой студии. Но требовать этого от Game Jam просто бессмысленно — проект не ставит перед собой такой задачи. Он безоговорочно позитивен в другом. Джэмы не только способны генерировать массу новых для индустрии идей. Они также развивают локальные комьюнити, вытаскивают наружу настроенных на креативность людей, заставляют их находить контакт друг с другом и создавать что-то вместе. Повлияет ли Global Game Jam на количество игровых студий в Краснодаре? Это исключительно вопрос времени. И, кажется, пока совсем не близкого.

Никита Горбань

Читайте также:
События
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • StanislavBakeev
  • написано
Это было действительно круто! Спасибо всем кто участвовал и болел, помогал и поддерживал! Дальше только лучше!
  • avatar
  • VitaliyMovsha
  • написано
Отличная статья! Спасибо)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.