Гамбит старой дамы
Во времена, когда деревья были большими, а ваш покорный слуга знать не знал ни о театре простом, ни о театре эпическом, ни тем более о Новом театре кукол, в последнем давали «Трехгрошовую оперу» Брехта. Узнав об этой постановке спустя много лет после ее снятия с репертуара, оставалось мне только вздыхать да охать – нечасто местную публику балуют подобными кушаниями. Но вот уже в 2010-м в Новом театре кукол дают «Кина IV» по Г. Горину, а не далее как 26 мая сего года – «Визит строй дамы» по Ф. Дюррренматту. В этом экскурсе в судьбину эпического театра на краснодарской сцене я сознательно умолчу о несколько некорректной попытке интерпретировать «Стулья» Э. Ионеско, умолчу лишь из давней любви к Молодежному Театру.
Постановка «Визита старой дамы» была анонсирована еще в прошлом году, причем небезынтересным образом: любопытство к режиссерскому раскрытию Тучковым оригинального текста было подогрето обещанием показать публике кукол в стилистике картин Сальвадора Дали. Куклы и вправду получились хороши (эдакие плюшевые милые горожане – сама невинность).
Вообще, по своей сути, кукла – идеальный исполнитель. Она покажет то, чего актер не может показать в виду объективной своей живости и субъективной манеры игры. Кукла покажет безликость мужей Клары, их обесценивание (см. ремарки Дюрренматта «всех мужей может играть один актер» – читай манекен). Кукла монументально изобразит основное в персонаже будь то пузо мясника, глаза учителя, деньжата на уме г-жи Илл или всю журналистскую братию в целом.
Но кукле – куклово, актеру – актерово. Объясняться по существу приходится людям. Все ключевые сцены и монологи исполняют актеры – в нужный момент услужливый дворецкий уберет плюшевый эквивалент, а потом так же ловко и своевременно отдаст обратно. Отметим, что роль дворецкого у Тучкова приобрела гораздо большие полномочия, чем у Дюрренматта. Дворецкий тут не только идеальный компаньон Клары, припудренный и «окукленный», как и сама его хозяйка, но и ловкий сценический слуга в прямом смысле этого слова. Роль получилась интересной во многом благодаря игре Максима Михайличенко, в труппе он не так давно и, можно сказать, это был своего рода дебют, в ходе которого зрителя он покорил.
Конечно, самой ожидаемой для «читавшей публики» сценой была сцена гибели Илла. Интересно было, как разрешит режиссер эту задачу, к решению которой сам Дюрренмат дает лишь такой намек «мол, не слишком трагично, чтоб не стал Илл героической личностью, не слишком пафосно – все мы люди, все мы человеки, что нам судить горожан, да при том не надо фарсу"). Ответ получился лаконичный, в духе минимализма, в котором поставлена и вся пьеса, и в то же время символичный — театральный занавес захлопнул Илла и открывшись, показал нам пустую белую стену. Решайте сами, что для вас это значит и что это может значить вообще.
Визитной карточкой последних постановок Нового театра кукол стали песни. В песне можно выразить то, чего не получишь в дословном повторении первоисточника. Финальная песня выводит на подмостки еще одного персонажа, которого не было в тексте пьесы – искусство, которое, как водится, вечно. Не в первый раз на сцене Нового театра кукол звучит вопрос об отношениях с искусством. Ответ каждый находит сам для себя в самых неожиданных мелочах. Не всегда возвышенных и трагичных, иногда в очень даже прозаичных и смешных.
«В один прекрасный день и по нашу душу явится старая дама», – констатирует школьный учитель. Но если старая дама еще не пришла к вам, сходите вы к старой даме. Будет вам страшно или смешно, а может быть противно, а может все скопом – это даже после прочтения оригинала не угадаешь. Каждая постановка – это скрупулезное редактирование оригинала. А каждая премьера – материал для нового редактирования. Режиссер Тучков уже обмолвился прессе, что некоторые поправки будут. Что ж, нет повода не сходить еще разок и обратить внимание на мелочи, в которых самый смак. Все мы подметили работу с пространством на сцене, стулья-трансформеры и качающийся подиум на все случаи гюлленской жизни. Все мы лихо усмехнулись, когда девятый Кларин муж укатился заниматься наукой, предусмотрительно сняв голову. Ведь и в мире вокруг нас полно таких «кукольных» моментов, жестоких трюков и необыкновенно сложных подмен. Но сложно не согласиться, что в Новом театре кукол эти страшные инструменты зачастую выглядят гораздо эстетичней.
События
Места:
- 1
- 2178
- DaryaSchetinina
www.kuban.aif.ru/opinions/article/34857
И здесь все понятно. А у вас?