Пост-Драмокалипсис, или Все хорошо, прекрасная маркиза

Ростислав Ярский в спектакле «Жанна». Фото Елены Каск.
Вот я и уволилась из драмтеатра, вскоре за увольнением Александра Огарева по статье. Так много прочла я за последний год воздыханий о том, что у Краснодарской драмы после очередного «провала» нет будущего, что все так плохо, уходят лучшие артисты… Мне не хочется присоединяться к хору этих голосов.
Что вы, господа, оглянитесь! Несмотря на расставания с режиссерами или, скажем, провалы спектаклей, театр остается единым целым, он вполне справляется со своими культмассовыми функциями и экономическими задачами. Труппа, по большей части, сохраняется стабильной, — говорят, еще и закалилась от постоянного творческого «обезглавливания». Зрители, голосовавшие Вконтактике на странице Драмы, назвали лучшей премьерой прошлого сезона «Покровские ворота», и если это и есть приговор vox populi, то все прекрасно: Вадим Романов продолжает ставить в театре. Будут и новые новогодние сказки, и заполняющие тысячный зал комедии, и будут по-прежнему с самоотдачей работать лучшие артисты театра в своих старых ролях.
Ну, скажем, уходит из репертуара «Гамлет», из-за увольнения А.Харенко и Е.Крыжановской. Велика важность! Правда, именно этот спектакль, впервые в истории театра, собрал максимальное количество наград на федеральном фестивале, сочинском «Театральном Олимпе», в июне 2013 года. И за лучшую режиссуру, и за лучшую женскую-мужскую роль, и еще небольшую кучку. Ах да, ну награды были на региональном фестивале Куликовского — опять же, в частности, за лучший спектакль… НУ И ЧТО. Никому не нужно сохранять спектакль, который собирает в лучшем случае ползала, — неважно, как много в нем нового, как глубоко он продуман как художественное единство, как много он дает зрителю, — и даже неважно, что его хвалили московские критики. Местным критикам хвалить такое трудно. «Полоний умирает, а все смеются!» — с возмущением говорила мне всезнающая дама; «Театр таким не должен быть». (Не видала она «Гамлета» у Коляда-театра, где мама-дорогая-что-происходит, а между тем этот спектакль покоряет публику всего мира). Что ж, уходит «недолжный» Гамлет, и остаются дидактически выдержанные серьезные спектакли, не придерживающиеся лишь одной максимы: «Хорош любой театр, кроме скучного». Мы, краснодарцы, публика смирная и достойная, неприличия не принимающая. Да здравствует зрительский снобизм! Ура!
Лично для меня трагедия — больше никогда не увидеть танца Гертруды и Клавдия под «Give All To Love» Niobe. Но не о том речь, а о публике.
Уходит из репертуара, по той же причине, и «Кошка на раскаленной крыше», спектакль по сложнейшей пьесе Т.Уильямса, кстати, хорошо продававшийся. И тоже ничего страшного. Ну кому, скажите, нужна эта тонкая игра светотени, эта интонационная музыка, эта нервная пластика, эта многозначность смыслов, эта символика, этот диалог режиссера с драматургом в финале? И блестящие роли А.Катунова и С.Гронского, О.Светловой и Т.Родькиной? Никому, ребятки. Никому больше. Вернее, столь малому количеству людей, что их мнение ни к чему никого не обяжет.
Впрочем, некоторые постановки Александра Огарева имеют шанс остаться в репертуаре. Мистериальная «Панночка» в большом зале и два спектакля «Double-Пулинович» в малом.
Кстати говоря, именно«Жанна» и «Как я стал...», поставленные на весьма ограниченном бюджете и освещенные в центральных изданиях, ознаменовали для краснодарской Драмы прорыв в российское театральное пространство: они были приглашены, впервые в истории театра, на Международный фестиваль «Коляда-Plays». Причем эти постановки оказались настолько важны для программы фестиваля, что министерство культуры Свердловской области (а не Краснодарского края, как ни странно!) нашло деньги даже на дорогостоящий перелет труппы и декораций, за что им земной поклон. Обе спектакля хоть и не взяли призов, но получили высокие оценки критики, выводя краснодарский театр из состояния забвения. Для труппы и театра выезд в Екатеринбург, посещение спектаклей фестиваля было бесценным и неповторимым опытом.
Но это тоже — в общем, видимо, неважно. Как бы ни был хорош режиссер Александр Огарев, какие бы немыслимые цели он ни воплощал (а ведь именно он начал традицию проведения, например, Лабораторий современной драматургии в театре), как бы ни были совершенны его постановки — театру сегодня важно не это.
А что важно?
Этот вопрос меня не отпускает.
Но, наверное, все остальное хорошо. Все мирно в датском королевстве. Дела идут, контора пишет. Ватерпасы изготовляются. Сказки и комедии вновь соберут полные залы. Критики вздохнут с облегчением и направят перья в другую сторону.
А я вам советую сходить на спектакли Огарева, пока они еще в репертуаре. Потому что спектаклей такого уровня в нашем городе просто больше нет.
Вера Сердечная
- 2103
- VeraSerdechnaya
Не осиротел, и тем более что с моим уходом. Он, наоборот, процветает, о чем я и написала :)