Тонкая красная линия или эклектика по-кубански (со сметанкой, естессно)

Тонкая красная линия — это не только любимый ответ моего друга и чгкшника Олега на любой вопрос про "три слова пропущено", но и то, чем вообще можно описать архитектуру старого Краснодара. Эклектика, кирпич, малоэтажность — и в результате весь центр вытягивается по горизонтали, маскируясь зеленью полуторовековых платанов.

Если вы идете по городу и не видите архитектуры — это нормально. Городок зелёный, маленький, да. Но здесь есть что увидеть и о чём рассказать.

7ф <lj-cut text=«всё тлен… в том числе архитектура»>

          Путешествие по краснокирпичной эклектике города займёт не один день. Тем более нет смысла громоздить всё в один пост. Сегодня мы обойдём стороной знаковые архитектурные сооружения и остановимся на рядовой застройке.

Что же такое эклектика? Согласно Википедии, экле́ктика, также (др.-греч. ἐκλεκτός «избранный, отборный» от др.-греч. ἐκλέγω «выбираю, отбираю, избираю») — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п.

          После отмены войскового статуса в Краснодар хлынули потоки переселенцев в поисках лучшей жизни. В основном это были активные, деятельные люди, начинавшие всё с нуля на новом месте. Каменный Краснодар получил свой облик именно благодаря "буржуа", прибывшим из разных точек мира: из России, Греции, Армении. Культуры замешивались и варились в сорокоградусной жаре кубанской столицы. Екатеринодар постепенно становился каменным. Эклектика с её нестрогими формами, с её "многоточиями", обещающими продолжение (возможность делать пристройки, достраивать этажи), декоративностью и независимостью формы от содержания (что является скорее минусом для архитекторов, но практическим плюсом для владельцев) стала господствующим стилем растущего города.

          В плане практически все здания представляют прямоугольники, поэтому о планировочных решениях тут особо не поговоришь. Зато о фасадах можно говорить бесконечно! Элементы классических ордеров, классицизма, народного творчества! Правда, простор для фантазии был ограничен практическими соображениями. Солнце светит настолько ярко, что о проживании на этажах, которые находятся выше крон деревьев, можно было и не думать. Зато земля была относительно недорогой, и красные "сардельки" тянулись вдоль центральных улиц. Трёхэтажными были только дома на самой дорогой улице города — Красной, о ней в следующем посте :)

          Главным "оружием" в придании городского облика городу стали ризалиты. Вот такие вот :)

77986
          С одной стороны, они несильно выступают за красную линию, с другой — придают зданию, особенно длинному и малоэтажному, немонотонный вид. Самыми многочисленными являются здания с двумя ризалитами по бокам, в одном из которых находится вход и парадное крыльцо.

          Например, эти два здания-близнеца расположены зеркально друг к другу, и у правого вход с крыльцом остался на месте, а у левого прекрасные люди с художественным вкусом зачем-то перенесли его подальше.
6ф
          Характерной особенностью краснодарской эклектики является асимметричность, даже некоторая "кособокость". Проявляется это как в оформлении плоскости фасадов, так и в горизонтальном и вертикальном членении на плоскости.

4ф        Если говорить про ордерность (для нубов: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B5%D1%80), нужно отметить совершенно вольное её трактование. Очень мало зданий в Екатеринодаре было выполнено с применением какого-либо ордера. В основном их элементы использовались просто для декорирования поверхности, украшательства, в то время как фасадное членение и объемы самого здания оставались свободными. Метрическое и ритмическое разбиение выполняли не функциональные элементы, а лепнина и другие орнаментальные включения. Если поднапрячь воображение, можно представить это первым шагом на пути к постмодернистской архитектуре :)13ф
1ф          Крылечки — это отдельная большая тема для другого поста, просто здесь не могла не поделиться такой красотой! Вот это, с драконами, на мой взгляд, самое офигенное.2ф

8ф

3ф          Двери — тоже отдельная тема, но эта дверь — моя любимая, и мне очень хочется, чтобы вы её увидели)10ф          Кое-что отреставрировано и даже продаётся. Правда, только кусок.14ф          А за углом — в сто тысяч раз круче — нет.
          Очень люблю я улицу Пушкина за её кирпичные домики и не люблю пластиковые окна и сплит-системы. А ещё железные двери и машины. Ну и гвоздь программы — черно-белый бордюр! Здравствуй, бордюрчик, ты такой славный.15ф          Соседнее здание — мой любимчик. Уж не знаю, почему так случилось, но я попала под обаяние каждого его элемента. Окна хоть и в ужасном состоянии, но всё же аутентичные, деревянные.16ф

17ф 
          Не удержалась — вместе с хозяйкой заглянула внутрь. Вот где настоящий тлен. Малюсенькие тёмные комнатки с высокими потолками и бетонным полом. Разочарование.18ф          Это здание — тоже одно из интереснейших, но фотографировать его надо зимой, иначе ничегошеньки не видно.19ф20ф

27ф
        Не так широко краснокирпичная архитектура представлена в псевдорусском стиле. Но согласитесь, это здорово :)
26ф
        А вот и обещанная сметанка — дом с намёком на французский стиль. Кирпичный фасад, одетый в бетонные элементы, синие рамы, башня, шпиль, двери в стиле модерн, растительные орнаменты, гиперболизированные волюты… Добро пожаловать в страну чудес по-кубански: с цветущим в ковке лучком и завёрнутым в сало фасадом (охо-хо!) :)))29ф

30ф

31ф

32ф

33ф

Оригинал взят у /> в Тонкая красная линия или эклектика по-кубански (со сметанкой, естессно)

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.