Учет оленей в Кавказском заповеднике. Часть 1. Попытка зайти с Закана

Ну что ж, расскажу про очередной учет животных в Кавказском заповеднике. Осенью традиционно считаем оленей. В это раз ничего толком не получилось, сами видели какая была погода. Но обо всем по порядку.

Так получилось, что весь учет у нас поделился ровно пополам на два кусочка по 5 дней каждый. Так и буду вести свое повествование. Эта часть — первая, про учет из долины Большой Лабы (точнее ее притока Закана).

День первый. 25 сентября.

Сортировка снаряжения в Псебае. Готовы выезжать на кордон Закан — восточную оконечность заповедника.

Река Большая Лаба разлилась почти до дороги, что уже настораживало.

Пастухи сгоняют коров с пастбищ из-за раннего похолодания и выпадения снега.

Знаменитое место на Большой Лабе у южной оконечности селения Рожкао.

Долина Большой Лабы. По этой дороге нам надо проехать примерно 40 км до кордона.

На повороте к Закану установили табличку.

Дорога вполне проезжаема для любой непузотерки. Грязи нет, буксовать негде, большей частью дорога каменистая. Я заехал на заднем приводе (полный временно не работает). Одна лужа есть только перед Заканом, но тоже проехать можно, туда держаться правого края, обратно — левого, иначе в глину можно заехать. Я заехал туда, но даже на заднем приводе за 10 секунд вылез.

Кордон Закан. Это не Краснодарский край, а Карачаево-Черкесия. Единственный небольшой кусочек Кавказского заповедника, не находящийся в Краснодарском крае, охраняется двумя кордонами — Заканом и Карапырем.

Погода пасмурная, но идти надо. Переходим Закан по бревну. Нам в этот день надо добраться до балагана на реке Чусовой. Обычно там есть олени (немного, основная масса уходит в сторону Умпыря, но посчитать их надо).
10.

Погода под стать настроению. Или наоборот.
11.

Шел дождь (что на фотографиях не сильно заметно), который потом по мере нашего подъема к Чусовой быстро перешел в снег.
12.

В итоге мы вышли к «чусовому» балагану, который сделан по принципу двускатной крыши, стоящей на земле («шалаш», я ранее описывал такой тип строений в статье про домики).
13.

Там нет пола и стен, мы просто поставили внутри палатку, а костер разожгли прямо в балагане на входе. Стало даже уютно :)
14.

День второй

Всю ночь сыпал снег и утром мы тоже провели в домике, а к вечеру распогодилось. Выглянуло солнце. Желтые листья не успели еще опасть и теперь падали прямо на снег.
15.

Ели и пихты красиво присыпало снегом. Обычно мы видим такой лес на Новый год :)
16.

Периодически снег падал с веток. То тут то там в лесу раздавался шорох от падающего снега.
17.

Мы решили сходить радиально в сторону перевала Луган, чтобы не терять этот вечер. В окрестностях нашего балагана ревело пара оленей. Хотелось думать что их больше.
18.

Наш попутчик Алексей из Сочи не стал мириться с превратностями погоды и спешно смастерил себе снегоступы.
19.

Развилка на Луган или Юху. На Юху нам надобно попасть в следующие дни, этот тоже наш участок. А пока на Луган.
20.

Выглядываем оленей, пока никого…
21.

Низкое солнце, длинные тени — типичное зимнее фотонастроение.
22.

Впереди очень близко ревел олень, но как мы не подкрадывались, звук не приближался. Оказывается олень постоянно уходил от нас. Только выйдя из лесу, мы увидели его идущим по снегу в сторону перевала.
23.

Снега было относительно немного, сантиметров 10-20. Но чем выше, тем его было больше.
24.

Новый снег лежит всегда красивыми зернышками.
25.

Интересный эффект — самолет летел с запада на восток и тень от его следа накладывается на направление его движения. Кажется что он летит по своей тени.
26.

Животных оказалось очень немного, они были в шоке от раннего снега и попрятались в лес. Кроме одного оленя мы услышали еще троих, но больше так никаких и не увидели. Увидели вот одну серну, пытающуюся достать из под снега что-нибудь лакомое.
27.

Противоположный склон (тот по которому идет тропа на перевал Умпырь) был меньше покрыт снегом, ведь это южный склон (склон южной экспозиции), его дольше прогревает солнце в течение дня.
28.

Вид на долину Закана и Пхии со стороны Лугана.
29.

Ни до перевала Луган ни до одноименного озера дойти у нас уже не выходило, скорость передвижения по снегу весьма низкая, а уже время к сумеркам.
30.

Снегоступы помогали мало. Снега пока не очень много, но неудобно что в них что без. Уходим почти ни с чем. Как потом оказалось это был, наоборот, один из самых результативных дней.
31.

Послезакатные краски.
32.

День третий

Ночь провели все в том же балагане. Утром погода все еще казалось хорошей и мы решили уйти наверх, в сторону перевала Чусового, дабы начать переваливать на Юху. Собрались и покидаем это уютное место.
33.

Долина ручья Чусового была в снегу.
34.

Снега на траверсе склона было очень много, кое где по пояс, я с трудом мог вытащить ногу и найти место куда ее поставить, чтобы сделать следующий шаг. Алексей шел впереди в снегоступах, но и ему и нам помогало это мало. Постоянно сходили медленные лавинки. Но для человека они тем не менее несли большую опасность, они запросто могут волочить человека некоторое время по склону, как минимум нанося увечья.
35.

Мы зашли за гребень в то место Чусовой, где она образует небольшую ровную впадину. На этом фото как раз ручьи, текущие в нее. Эти ручьи вытекают из озера Нагорного. К сожалению, и в этот раз нам не удалось к нему попасть, это уже вторая наша безрезультатная попытка попасть на еще не посещенные нами озера в этом районе.
36.

Мы вытоптали место под палатку в этой долинке.
37.

День четвертый

Но уже ночью пошел дождь/снег/крупа и на весь следующий день небо заволокло.
38.

Один день и две ночи целиком то шел дождь то сыпала крупа без перерыва…
39.

Сугробами нас, конечно, не накрыло, но погода была очень неприятная, постоянные осадки плюс низкая видимость из-за тумана. Идти на перевал было невозможно, да и просто выходить из палатки неприятно. Собственно, то что идти на перевал по такому количеству снега было практически невозможно стало понятно еще на подъеме сюда, но мы ждали какого-то чуда, надеялись что хотя бы погода улучшится или снег хотя бы чуть-чуть растает.
40.

В тамбуре палатки был бардак, так как пришлось все свои вещи сложить туда (только я традиционно держал свой полупустой рюкзак снаружи, накрытый чехлом от дождя и снега — это видно на предыдущей фотке, я часто так делаю, чтобы оставить больше места в палатке).
41.

Настроение было соответствующее.
42.

День пятый

Карапырь вызвал нас и настоятельно рекомендовал спускаться, так как погоды нет и не предвидется. Ну что ж, идем вниз. Нам и так стало понятно, что перевалить на Юху по такому снегу мы не сможем.

Отдыхаем на спуске по Чусовой.
43.

Долина Чусовой снизу.
44.

Ручей в лесу по тропе на Закан.
45.

Подходим к кордону Закан.
46.

День шестой

«Переломный» день, мы решили не сдаваться, а переехать в долину Малой Лабы, чтобы зайти по другую сторону перевала Юха снизу, раз снег не позволил нам зайти сверху.

Переоделись, Покидаем Закан и едем спешно в Псебай.
47.

Нам надо переделать документы, докупить кое-что необходимое (и наоборот, оставить лишнее в машине), чтобы заново выйти на учет уже на другой участок.
48.

Трек здесь — http://caucasia.ru/site/track/990.