"Франкенштейн" в программе National Theatre HD: стильно, красиво, изобретательно
Мы посмотрели в «Формуле OZ» видеозапись спектакля «Франкенштейн», поставленного Дэнни Бойлом в Королевском национальном театре. Спектакли показывают в рамках программы National Theatre HD, которая представляет на больших экранах мира лучшие спектакли Великобритании.
В зале было незаслуженно мало народу: возможно, что играет свою роль удаленность OZ'а от города, в может быть — и сравнительно высокая цена на билеты (450 р). И еще — больше половины фильма зрителям была видна только часть субтитров! А вторая строка просто исчезла. Впрочем, потом дело поправили.
Я бы сказала, что программа дает зрителям бесценный опыт иной театральной культуры. О да, это был далеко не скучный театр, но это был театр погружения. Громкий, яркий, сильный театр.
Уже первая сцена рождения Создания (его здесь играл, и очень удачно, Джонни Ли Миллер) захватила меня — изобретательной игрой света, которая превратила серые стены в красные своды рождения, и бесконечно подробной пластикой актера.
Создание ощущало свои возможности, пробовало пользоваться мускулами, осваивало одну за другой ноги… Тема безблагодатного творения, Голема, проявилась во всей своей яркости, — и в то же время образ получилось создать не только устрашающий, но и трогательный. Повторяемое на разный манер, Созданием и о нем, different — слово, затрагивающее главное отношение современного общества. Постановка затронула массу тем, актуальных для сегодняшнего дня: возможность и способность другого жить рядом с нами, воздействие общества на человека, проблема воспитания.
Сцену рождения и побега прерывает весело и грозно несущаяся стимпанк-повозка, с грохотом, музыкой и современными танцами обозначающая вехи технологического настоящего.
Создание, ужасное на вид и смердящее, не умеющее говорить, отвергается обществом; его избивают. Но оно не чуждо прекрасного, оно радуется солнцу, траве, дождю.
Кажется, в этой начальной фазе и следующей полуиронически воплощается идея Руссо о природном человеке. Потому что Создание неожиданно, и ненадолго, обретает себе учителя — доброго слепого старика, воплощенное Просвещение, который принимает шрамы его за раны, полученные на войне. Скиталец получает доброе отношение и… идеалистическое образование; он разделяет со стариком одинокие дни и учится говорить, читает Мильтона — «Потерянный рай», конечно.
Сатана он сам или Адам — этот вопрос Создание еще задаст своему создателю.
Домик старика — еще одна красивая выдумка сценографа (а сценография вообще очень изобретательная!), — украшен гравюрами Блейка: очевидно, что Создание пока находится в состоянии Невинности, а не Опыта. Сцены, когда еще недовочеловеченное Создание читает по буквам Paradise и цитирует Мильтона — среди самых пронзительных в спектакле. Также как и посылающая привет Бертону сцена танца Создания и его придуманной возлюбленной — такой же, как он…
Падение неизбежно: сын и невестка старика, которым до того доброе Создание помогало тайком, увидев его, ужасаются и изгоняют «монстра». Его блуждания теперь направлены… литературой: он будет «мстить», «подобно римлянам», и, предав огню дом на отшибе, он идет искать своего создателя.
Я рада, что мы увидели Камбербетча не в роли Создания — потому что из него получился прекрасный полоумный ученый, четко вписывающийся в образ времени (привет, Шерлок!).
Дальнейшее — убийства, месть, безумные опыты, неслучившиеся романы — пересказывать нет смысла; нужно смотреть. Смотреть, как нарастает конфликт между Созданием и создателем, и как один становятся отражением другого; смотреть, как Создание обретает свое человеческое-нечеловеческое лицо, социализируется в своей наивности и хитрости; смотреть, как по-разному заканчивается обещание любви у каждого из них. Для того чтобы заострить вопросы, так и не решаемые героями пьесы: откуда берется душа? В чем тайна жизни и любви? Имеет ли человек право на творение?
История Голема в романтическом пересказе Мэри Шелли решена изобретательно, разнообразно, с юмором и изящной стилизацией, с удивительной игрой светом, с потрясающей пластикой. Гротески и противоречия, так любимые романтиками, заострены; проблематика гордыни оказывается весьма насущной и сегодня, а образ несчастного ожившего Создания вызывает и сострадание, и ужас. И почему-то он все равно кажется гуманнее и честнее своего создателя: этот новый Адам технологической эры честно пытается разобраться в делах людей, будучи пасынком рода человеческого, — и не его вина, что общество обходится с ним так, что провоцирует к мести, злобе, обману и той же гордыне.
Итог: спектакль зрелищный, глубокий, и при всей философичности не чуждающийся эффектов; опыт — очень важный, формат — удобный, дающий полное представление о спектакле (сколько раз я ловила себя на ощущении, что передо мной не экран, а собственно сцена)!
Вот только одно меня капельку смутило,но я же сознаю, что я дикий кубаноид: афроамериканцы. Папа Виктора, простите, очень чернокожий, — так что сразу рождается ощущение, что мама прижила самого юного профессора от другого (при том что младший братик его тоже темненький). Невеста Виктора — также обворожительная, но негритяночка. И приходят в голову совсем ненужные коннотации колонизаторства…
Пожалуй, других вопросов к спектаклю нет.
В зале было незаслуженно мало народу: возможно, что играет свою роль удаленность OZ'а от города, в может быть — и сравнительно высокая цена на билеты (450 р). И еще — больше половины фильма зрителям была видна только часть субтитров! А вторая строка просто исчезла. Впрочем, потом дело поправили.
Я бы сказала, что программа дает зрителям бесценный опыт иной театральной культуры. О да, это был далеко не скучный театр, но это был театр погружения. Громкий, яркий, сильный театр.
Уже первая сцена рождения Создания (его здесь играл, и очень удачно, Джонни Ли Миллер) захватила меня — изобретательной игрой света, которая превратила серые стены в красные своды рождения, и бесконечно подробной пластикой актера.
Создание ощущало свои возможности, пробовало пользоваться мускулами, осваивало одну за другой ноги… Тема безблагодатного творения, Голема, проявилась во всей своей яркости, — и в то же время образ получилось создать не только устрашающий, но и трогательный. Повторяемое на разный манер, Созданием и о нем, different — слово, затрагивающее главное отношение современного общества. Постановка затронула массу тем, актуальных для сегодняшнего дня: возможность и способность другого жить рядом с нами, воздействие общества на человека, проблема воспитания.
Сцену рождения и побега прерывает весело и грозно несущаяся стимпанк-повозка, с грохотом, музыкой и современными танцами обозначающая вехи технологического настоящего.
Создание, ужасное на вид и смердящее, не умеющее говорить, отвергается обществом; его избивают. Но оно не чуждо прекрасного, оно радуется солнцу, траве, дождю.
Кажется, в этой начальной фазе и следующей полуиронически воплощается идея Руссо о природном человеке. Потому что Создание неожиданно, и ненадолго, обретает себе учителя — доброго слепого старика, воплощенное Просвещение, который принимает шрамы его за раны, полученные на войне. Скиталец получает доброе отношение и… идеалистическое образование; он разделяет со стариком одинокие дни и учится говорить, читает Мильтона — «Потерянный рай», конечно.
Сатана он сам или Адам — этот вопрос Создание еще задаст своему создателю.
Домик старика — еще одна красивая выдумка сценографа (а сценография вообще очень изобретательная!), — украшен гравюрами Блейка: очевидно, что Создание пока находится в состоянии Невинности, а не Опыта. Сцены, когда еще недовочеловеченное Создание читает по буквам Paradise и цитирует Мильтона — среди самых пронзительных в спектакле. Также как и посылающая привет Бертону сцена танца Создания и его придуманной возлюбленной — такой же, как он…
Падение неизбежно: сын и невестка старика, которым до того доброе Создание помогало тайком, увидев его, ужасаются и изгоняют «монстра». Его блуждания теперь направлены… литературой: он будет «мстить», «подобно римлянам», и, предав огню дом на отшибе, он идет искать своего создателя.
Я рада, что мы увидели Камбербетча не в роли Создания — потому что из него получился прекрасный полоумный ученый, четко вписывающийся в образ времени (привет, Шерлок!).
Дальнейшее — убийства, месть, безумные опыты, неслучившиеся романы — пересказывать нет смысла; нужно смотреть. Смотреть, как нарастает конфликт между Созданием и создателем, и как один становятся отражением другого; смотреть, как Создание обретает свое человеческое-нечеловеческое лицо, социализируется в своей наивности и хитрости; смотреть, как по-разному заканчивается обещание любви у каждого из них. Для того чтобы заострить вопросы, так и не решаемые героями пьесы: откуда берется душа? В чем тайна жизни и любви? Имеет ли человек право на творение?
История Голема в романтическом пересказе Мэри Шелли решена изобретательно, разнообразно, с юмором и изящной стилизацией, с удивительной игрой светом, с потрясающей пластикой. Гротески и противоречия, так любимые романтиками, заострены; проблематика гордыни оказывается весьма насущной и сегодня, а образ несчастного ожившего Создания вызывает и сострадание, и ужас. И почему-то он все равно кажется гуманнее и честнее своего создателя: этот новый Адам технологической эры честно пытается разобраться в делах людей, будучи пасынком рода человеческого, — и не его вина, что общество обходится с ним так, что провоцирует к мести, злобе, обману и той же гордыне.
Итог: спектакль зрелищный, глубокий, и при всей философичности не чуждающийся эффектов; опыт — очень важный, формат — удобный, дающий полное представление о спектакле (сколько раз я ловила себя на ощущении, что передо мной не экран, а собственно сцена)!
Вот только одно меня капельку смутило,
Пожалуй, других вопросов к спектаклю нет.
События
Места:
- 5388
- VeraSerdechnaya
Это можно списывать на театральную условность. Просто если подходить к чернокожим актерам с таким мерилом, то им вообще играть нечего будет (ну, разве что в очень современных пьесах, или рабов на плантациях). :) Это же несправедливо, согласитесь? Это для нас они бросаются в глаза, а там люди с таким цветом кожи — дело естественное. Так что списывайте на театральную условность. В кино такого всё же нет. :)
В это воскресенье. В зале было человек 30-40.
Как сказала моя подруга, которая в теме: «Одна треть пришла благодаря тебе. Кинотеатру пора тебе приплачивать»
Я же согласна, взять оплату изменением «сетки вещания». Т.к. вчера не получилось добраться к началу «Доктора Фауста», при всем моем горячем желании.
Про сам спектакль. Ли Миллер проигрывает по пластике однозначно. Тело Камбербетча до конца остается телом собранным из кусков, он монстр не только благодаря гриму.
Ли Миллер ближе к концу начинает «вышибать слезу», т.е. в его игре появляются ноты мелодраматизма. Начинаешь ему излишне сочувствовать. Излишне, потому как они — Франкенштейн и Создание равны в своей монструозности.
Вывод: всем кто не видел в роли Создания Камбербетча однозначно рекомендую — идти. Остался один сеанс
Но если предположение об игре актеров подтвердилось, то разноуровневая операторская работа(или может это больше монтаж)была неожиданной. В воскресной версии при выборе ракурса съемки были многократные ошибки. Почему-то, очень много было ракурсов сверху, не оправданные, проигрышные для конкретного эпизода.
Например, полностью был смазан эффект сцены с паровозом. Когда прямо на тебя из клубов пара выезжал этот монстр промышленной революции, под лязг пробирающей до костей «музыки», и «черти» этого ада чумазые рабочие начинали двигаться в ритме машинного отделения — это было «ах, п… ц!»
В воскресном показе этот выезд зачем-то снимали сверху и зритель видел декорации — полосатый пол, с редкими клочками дыма, и передвигающихся по нему людей. Так скомкать сцену!
Ну и таких ошибок было не мало. Стало даже интересно — снимали/монтировали фильмы разные команды?
Что еще про воскресный показ… Впервые увидела среди зрителей представителей наших краснодарских театров — актеров театра драмы и Одного театра Алексея и Аллу Мосоловых.
Мне-то казалось, что эти записи английских театров должны были быть интересны в первую очередь нашим краснодарским актерам, режиссерам. Уникальная возможность увидеть коллег другой страны! Но нет(((
Рада, что кому-то из театрального сообщества эти постановки все же интересны.
Народ, кто еще не видел — идите! Это очень мощная постановка. Производит впечатление и на очень далеких от театра людей.
Совершенно согласна, что Ли Миллер по пластике проигрывает. :) Но мне не показалось, что он к концу добавляет мелодраматизма. По-моему, он довольно ровно гнет свою линию на протяжении всего спектакля. Возможно, такой эффект возникает из-за полной чудовищности Франкенштейна-Камбербетча — на его фоне Создание выглядит жертвой, честно говоря. Очень показательна сцена, когда Создание убивает Элизу, а Франкенштейн это как раз застает — и не вмешивается. У Ли Миллера Франкенштейн застывает, парализованный ужасом, у него буквально руки-ноги отнимаются. У Камбербетча Франкенштейн — просто жалкая тряпка, размазня, которая застывает от страха и нерешительности.
Но у меня вот слезы наворачивались, когда я смотрела на Камбербетча-Создание. Мне кажется, у него несколько иная концепция, чем у Ли Миллера. Тот играет ребенка, который с чистого листа впитывает всё окружающее. А Создание Камбербетча никогда не было чистым листом, в нем всегда проглядывали какие-то черты другой, состоявшейся, но забытой личности, через которую он в определенные моменты переступает, и это причиняет ему боль.
А может это просто эффект накопления. Версия с Ли Миллером ведь уже вторым просмотром была, да? Меня тоже стало пробивать на сочувствие на втором просмотре — он как раз был с Камбербетчем-Созданием. :) Думаю, так и задумано. Появляется некая целостность восприятия (несмотря на все различия). Как-то они очень гармонично друг друга дополняют.
Ли Миллер в обоих ролях ближе к обычному человеку. Созданием менее пугает и отталкивает(не смотря на вечно слюнявый подбородок), Виктором, проявляет, какие-то чувства к невесте, семье.
Сочувствие возникает обоим персонажам, ведь ни тот ни другой не выбирал, каким ему стать, их такими сделал создатель. Гений тот же монстр в глазах обычного человека(пара-тройка честных биографий о таких людях и сомнений в этом нет :) ) Но по мне Ли Миллер все же сочувствия добивается, через «слезу», через очеловеченные больные глаза. У Камбербетча и глаз то почти не видно, один страшный рот и пластика ДЦП. Ну, я любительница мелодрамы, но не в этом случае.
Хм, нет. Я так не думаю. Как не присоединяюсь и к мнению, что идеальным был бы спектакль, где обе роли играл бы Ли Миллер (такая точка зрения очень популярна среди моих знакомых). Я считаю, что два спектакля как раз друг друга дополняют и создают очень объемную картинку.
Забавно, как люди после просмотра примыкают к какой-то партии (любителей одного или любителей другого). Начинают отстаивать свою точку зрения, аргументы приводить, хотя всё дело в том, кому какая интерпретация больше на душу ложится, гармоничнее сообразуется с какими-то внутренними предпочтениями.
У Камбербетча и глаз то почти не видно, один страшный рот и пластика ДЦП
Ну да, и еще голос. В отличие от Ли Миллера, он не кричит, он говорит тихо, и по сравнению с ним кажется немногословным (хотя количество реплик одинаково). Но в голосе временами прорывается такое, что просто за сердце хватаешься.
Интересно, что в театре воздействует сильнее — голос или глаза? :))
Кстати, мне вот совершенно не показалось, что Ли Миллер добивается сочувствия через «слезу». Как-то не заметила.
Есть такой российский актер Максим Суханов (Свинья в «Стране глухих») — я его видела на сцене процентовку харизмы сравнила:) Или Сергей Безруков — прекрасный театральный актер, про его роли в кино лучше промолчу…
Но Вы правы, говоря о
Так что предмета для спора нет.
Может соберемся компанией (я подтяну кого то из своих друзей) на Гамлете? Время удобное — добраться в OZ реально будет.
А не подскажите, может можно найти эти спектакли в сети? Может не для скачивания, а для он-лайн просмотр, возможно платно?
Да, мы знакомы. :))))) В реале, в смысле. Хотя это было давно. :)
может можно найти эти спектакли в сети?
Можно, почему нет? :) Я нашла «Аудиенцию» (сейчас с еще одной энтузиасткой мы делаем к ней субтитры), «Фауста», «Макбета», «Двенадцатую ночь». Наверняка и остальное есть, надо только поискать. Даже «Франкенштейна» нашла (оба варианта). В ужасном качестве, правда: на двд спектакль не выходил, так что все записи сделаны в кинотеатре, изображение хреновое, звук тоже, впереди всякие головы маячат. :)
Мои способности по поиску ограничены руторгом и рутрекером:)
Так что пишу Вам личное сообщение.