Последний раз редактировалось
Маркус Миллер – публика поняла

Крупнейший в России международный джазовый фестиваль начался 4 ноября 2013 года в краснодарском Музыкальном театре концертом великолепного джазмена-мультиинструменталиста, дважды лауреата премии «Гремми» Маркуса Миллера. Концерт являл собой открытие уже второго по счету на кубанской земле Международного джазового фестиваля GG Jazz, посвященного памяти выдающихся деятелей культуры Леонарда Гатова и Георгия Гараняна. Фестиваль в этом году будет проходить на нескольких концертных площадках в нескольких городах края в течение шести дней и откроет публике полноту и богатство стилей, направлений современной джазовой музыки. Ради этого праздника ценителей джазовой музыки соберутся именитые мировые звезды — виртуозные, талантливые музыканты.
Концерт предваряла пресс-конференция с Марком Миллером, его агентом, организаторами фестиваля и краевыми деятелями культуры. В холле театра на втором этаже собирались журналисты, фотографы, телевизионщики — всего, наверное, человек сорок. Первое слово взяла ген.директор творческого объединения «Премьера» Татьяна Михайловна Гатова. Представив собравшихся, она поздравила собравшихся с открытием фестиваля, подняла тему и значение данного события в культурной жизни края (прошлый фестиваль проходил также в Анапе, Сочи, а в этом году музыканты кроме кубанской столицы также посетят солнечную Анапу и Белореченск).
«Все последние культурные события на Кубани жизнеутверждающи, как сам джаз! Но масштаб события потрясает. Такого ранее не было!»— таковы слова Татьяны Михайловны.
И все благодаря упорному труду и хорошей подготовке министерства культуры края и русско-австрийскому партнерству «World Jazz, Art & Music» (J.A.M.). Джаз в нашем городе давно не новость, концерты проходят довольно часто и регулярно собирают полные залы. Отрадно слышать, что наши деятели хотят вывести местный джазовый фестиваль в один ряд с лучшими европейскими. Председатель партнерства «World J.A.M.» Косолапов Валерий Викторович отметил, что по сравнению с прошлым годом, в этот раз фестиваль проходит с размахом: «Такого нет даже в Москве — чтобы фестиваль шел неделю, а не 2-3 дня!». И Великий Маркус Миллер привез нам программу «Реннесанс» — в которой постарался раскрыть темы, близкие к музыке начала его творческой карьеры. Это возрождение, возвращение к истокам джаза, к любимым мотивам, но при этом в современном звучании. При этом уже готовится следующий, 3-й музыкальный фестиваль, в котором сольются стили джаза и различной мировой музыки — как, например,- фламенко в джазе, будет звучать интеллектуальный джаз, джаз с другими примесями европейских, латинских национальных мотивов, съедутся именитые мастера-исполнители, аранжировщики, оркестры, певцы.
В дальнейшем в фестивалях будут и новые имена, целые находки самобытных музыкантов. Так и в цикле освещаемых концертов будет «Русский день», посвященный творчеству молодых российских джазовых музыкантов, успевших выйти на сцену с мировыми звездами в своих гастролях по Америке и Европе. Что касается гвоздя программы — Маркус появился через полчаса. Темнокожий мужчина в стильной желтой майке, черной шляпе с полями, и темных брюках, с сияющими глазами, улыбкой и серьгой с камнем в левом ухе… Быстрыми шагами, приветствуя собравшихся веселым ауканьем, прошел к столу с микрофонами. По слухам, запоздание вышло по причине мастер-класса, который он давал в краснодарском межшкольном эстетическом клубе. Маркус начал говорить о программе, что он вложил в нее мелодии специально для нового, молодого состава; поведал, как собирал молодых музыкантов для своего коллектива, периодически заглядывая в именитые образовательные музыкальные учреждения, отыскивая молодежь, которая в свою очередь дает ему заряд для дальнейшего творчества. С программой по миру он ездит год, музыка развивается и дополняется в ходе гастролей. Задавать вопросы ведущие попросили в кратко: времени оставалось мало, поэтому я своих вопросов не успел огласить.
Несколько вопросов от не представившихся представителей прессы просили рассказать звезду джаза о значении «Реннессанс», о любимом инструменте и музыкантах, с которыми хотел бы выступить, дальнейших планах в области совместных концертов и продюсирования. Маркус ответил, что играет на многих инструментах, но его «душа» — это, конечно, бас-гитара, она выражает его чувства. Программа «Реннессанс» — это возвращение к простоте. Ему стало, как в ранние годы творчества, просто писать альбомы: всего за пару дней, путешествуя с гастролями и живыми концертами, в то время как бывали года, когда программу писали, месяцы, просиживая в студии. Главным критиком для Миллера является Майлз Дэвис, которому нравится его творчество. Но в последние годы Маркус заметил, что в музыке, как и в жизни, освободится от оценок и делать то, что нравится тебе самому — вот эта оценка, которая действительно важна:
«Если я что-то чувствую, то это правда. Я сосредотачиваюсь на музыке. Наверняка не всем нравится моя музыка, но это не значит, что я должен этому огорчаться».
В планах — выступить с Полом Маккартни, в этом направлении идет работа. Мастер заметил, что молодым музыкантам нужно стараться развивать свой оригинальный стиль. Это может быть смесь мотивов и ритмов 60х-70х-80х годов, смесь латино-американской музыки, фолка, даже хип-хопа. И это есть среди современных музыкантов, это хорошо. Кто-то спросил еще, что музыкант знает о русских музыкантах, о нашем Биг-бенде, о сотрудничестве с другими музыкантами. Миллер заметил, что купит записи, что слышал о Биг-бенде, познакомится с их музыкой. А в планах — сотрудничать с разными музыкантами, в том числе из России. М. Миллер раскрыл важную идею: как артист мира и музыкант, он хочет показать, что сотрудничать и принимать людей разных культур возможно. Маркус жаждет научить этому политиков. Ответив на это, музыкант поблагодарил собравшихся, собрался идти готовиться к выступлению. Организаторам мероприятия пришлось вытаскивать его из кольца столпившихся вокруг журналистов. В холле на первом этаже играла веселая джазовая музыка, и под нее танцевали три пары — так проходила реклама школы джазовых и латиноамериканских танцев «Простые Движения». Публика собиралась колоритная: дамы в вечерних платьях, импозантные мужчины в ярких пиджаках — все это создавало ощущение праздника, предвкушение действительно значимого события в жизни города. Здесь были и преподаватели музыкальных учреждений, их студенты и выпускники, местные шоумены и продюсеры. К 19-ти часам зал был полон, собралось, очевидно под полтысячи человек. Синие софиты, большой плакат Маркуса Миллера на сцене. Часть музыкантов, участвующих в фестивале также устраивалась в зале.

На сцене появились модные молодые люди. Ритм, африканские мотивы. Саксофон, тромбон, ударные, фортепиано. Вступил Маркус с золотой, блестящей бас-гитарой в руках. Пошло его соло, поддерживаемое ритмом другого гитариста. Скользящие, плавные движения, ломаный ритм. Саксофон оттеняет и обогащает мелодию. Снова «бацает» бас. Маркус врывается по полной, кивает, танцует, и зал визжит и танцует на сидениях в ответ. Другая композиция более мелодична, в жанре мюзиклов. Свет прожекторов сменяется на зеленый. Вновь на синий, фиолетовый… Да, ощущение на концерте, будто в столице мирового джаза — чего и добивались организаторы. Басист шлепает пальцами по струнам, пальцы бегают по струнам, он меняет технику игры, входит в образ и всей мимикой показывает вовлеченность в полет музыкальной фантазии.
Немного тумана поддают на сцену. Набирают темпы, гремят колонки и это отдается в груди. Жемчужная россыпь звуков фортепиано дублирует басовый ход. Жаль, ритм-гитариста не слышно за этим шквалом музыки. Хроматическое звучание и вибрация синтезатора с эффектом джазового органа — вот оно, трепетно. И пошла мелодия, близкая по стилю к мелодии из «Черного плаща». Солисты сходятся навстречу друг другу, пританцовывают в такт. Пианист тоже танцует между двух синтезаторов и рояля. Очень наполненное, насыщенное звучание. Призывное соло духовых инструментов. Однако несменяемость инструментов дают картину однообразия музыки и ритма. Солисты самозабвенно закатывают глаза и плывут в музыкальном экстазе. Бомонд начинает скучать. Виной тому — затянутое соло духовых. Следующая мелодия более медленная, звучит, как транс и дает публике отдохнуть от перегруженных трелей и «пиццикато» басиста. Музыка вершин. Вновь меняют ритм, все вибрирует — космическое ощущение. Музыкальная Вселенная. Овации в зале! Свист восхищения! Да, джаз нужен нашему городу, и он востребован. Из зала выходит человек с цветами, дарит их Маркусу. Звучит задумчивая мелодия: Маркус писал ее, вдохновившись рассказом о вывозе сенегальских жителей в рабство, в Америку. «Последние врата»… Концерт заканчивается двумя более энергичными произведениями. Гитарист тоже показывает виртуозную игру и соло, ближе к року, очень яркое, драйв соскакивает с кончиков его пальцев. Это услада для слуха — после визжащих соло саксофона. Гитарист не уходит от темы произведения и не загоняет темп, он умница.
Конечно, событие такого уровня – редкое и ценное, поэтому стоимость билетов была не сравнима, например, с билетами в кино: 600-4000 рублей.
В своих импровизациях музыканты растворяются, растягивают их, но это дает повод задуматься, что, быть может, они самозабвенно слушают только самих себя и уже просто не могут закончить произведение, потому что закончить его скучным импровизационным соло — как будто оборвать предложение в важном разговоре. Но, придумав и исполнив несколько интересным мотивов, переборов, вставив пару «фишечек», музыкант выдыхается и начинает играть не мелодию, а какое-то музыкальное упражнение на паре нот, наращивая темп игры, показывая свою технику — и вот эта затянутая показуха становится реально скучной. Что уж говорить, время концерта было растянуто в полтора раза, и все благодаря импровизациям, откровенно повторяющимся и приевшимся. Только великий Би Би Кинг мог позволить себе такую роскошь как никогда не повторяться в своих гитарных соло.

Да, спасибо Марку — публика была в восторге и полна благодарности, хваля Маркуса: «Отыграл за троих на одном дыхании». По-этому если вы, дорогие читатели, ранее не интересовались, но все же решили для себя открыть мир джазовой музыки и ощутить живую энергетику, лицезреть золотые отливы духовых инструментов и блеск гитар, то советую выбрать концерты с несколькими муз. коллективами сразу, желательно, разными по составу, будь то бэнд, трио-квинтет. Тогда вы сможете услышать разное звучание, понять, какой из стилей вам ближе. Даже в концертах Биг-бенда Георгия Гараняна часто произведения имеют сходное звучание, темп и ритмы произведения, однако музыканты прикладывают массу усилий, чтобы даже не фанатам джазовой музыки было интересно, они стараются из концерта сделать шоу. Передавая друг другу музыкальные фразы, «гараняновцы» разнообразят солирующие инструменты. Даже барабанщик исполняет виртуозное соло, заводит зал неописуемой энергетикой, чередуя ритмы и темы, пока оркестр молча ждет кульминации и развязки, но он неутомимо лупит по барабанам и тарелкам всем, чем только может. В этом смысле барабанщик из ансамбля М.Миллера отличался, он четко следовал произведениям и не менял ритмы, не добавлял импровизаций и не брал «слово».
В общем, концерт порадовал краснодарских слушателей. Думаю, большая часть публики – давние любители джазового направления и поняли основную задумку этого концерта и по-достоинству оценили виртуозов. Выходя из Музыкального театра, посетители концерта еще минут 20 обсуждали мероприятие и слышалось много хвалебных отзывов с разных сторон площади.
- 2360
- Yaroslav_Evtushenko
Гитарист был высший. Видно, что очень любит Пэта Мэтени и, кстати, Ларри Корриэла, хотя это меньше слышно. И ищет себя. Отсюда и такая манера. Но это явно не «какое-то музыкальное упражнение на паре нот».
И ещё: вот становится понятно, откуда берутся всякие сплетни и домыслы. Миллер не говорил, что он собирается работать с Маккартни. Он всего-навсего отшучивался от детсадовских вопросов одной девочки из местного издания и подыгрывал ей — добрый человек, я бы размазал :). Зачем писать то, что было не так?
Последний раз редактировалось
Девочка с детсадовскими вопросами — главный редактор музыкального журнала
Последний раз редактировалось
Шикарный обзор!!!
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии