«Воспоминание» в «Одном театре»: опыт преодоления прозы
23 ноября мы посетили спектакль «Воспоминание» в «Одном театре», поставленный А.Акатовым по мотивам романа Э.-М. Ремарка «На западном фронте без перемен».
Война, будь то первая (о которой идет речь у Ремарка), вторая мировая (о которой современное искусство пока не может говорить каким-то осмысленным образом), или же война как таковая (о которой и поставлен спектакль), — вечно актуальная и очень опасная тема. Посягать на нее на основании романа Ремарка, обнаженного до боли повествования, — вдвойне искренне и вдвойне опасно. Любая фальшь будет услышана, и любая ложь неуместна.

Постановщик не пошел по привычному пути драматизации прозы. Проза вынесена зрителям в первичном виде: молодые ребята в старых гимнастерках говорят абзацами Ремарка, картинно встав под лучом света. Так начинается спектакль.
Вернее, начинается он со своего рода свето-пластической увертюры, когда свет выхватывает из тьмы мизансцены – непонятные, мрачные, картинно-красивые – которые будут впоследствии реализованы на протяжении почти двухчасового спектакля.
Пластика стала сильной стороной постановки. Этюд о смерти лошади, блестяще исполненный Артемом Акатовым, стал для меня тем моментом, когда спектакль раздвинул временные и пространственные границы «Одного театра». Этот выплеск нечеловеческой энергии, кажется, нарушающий привычные понятия о театральной условности, потом отозвался и в призывах героев к земле, и в вибрирующе громких криках, которые так – через насилие, через непривычную обнаженность боли – приковывали зрителей к креслам.

Немало было моментов прозрения, высокого уровня напряжения, когда спектакль становится чем-то большим, чем сумма его составляющих. Этому помогала отличная работа режиссера по свету (пожалуй, лучшее, что я видела в этом театре), и продуманные сценографические «чудеса», и – в некоторых местах – саундтрек. Так размыкается условность в диалоге Пауля (А.Акатов) и Станислава (А.Мосолов), когда искренность интонаций и точно звучащая музыка оживляют успевший несколько устать текст. Так настоящее преображение свершается в сцене воспоминаний Пауля, когда тонкая колышущаяся пленка оборачивается и водой, и тополями, совершая маленькое театральное чудо. Так здорово придуманы канаты, раз за разом тянущие наступающих бойцов назад, и несомые, как кресты, доски «гробов», и некоторые элементы театра теней.

Выпуклее и точнее других стали для меня образы персонажей Виталия Борисова и Алексея Мосолова.
Обращение к теме войны – очень важно в любые времена. Сказать о ней с такой болью, как смог это сделать Ремарк, немногим дано. Недаром в современном театре, за исключением концертов, так мало сегодня ставят о войне: сегодня, утратив советскую военную риторику, мы в чем-то утеряли и язык разговора о войне (одним из симптомов выхода из этого кризиса стала набирающая популярность пьеса А.Батуриной «Фронтовичка»). «Воспоминание» — поиск такого языка, способа говорить с современной молодежью о войне. Постановка романа – нелегкая задача, грозящая раздробить действие на последовательность эпизодов (подобным образом утратил композиционную цельность ивановский «Географ» в экранизации). И потому «Воспоминание» — это отважный опыт, который достоин уважения.

Не в последнюю очередь потому, что молодая публика театра, судя по блестевшим на щеках парней слезам, узнала и поняла что-то очень важное.
За фото спасибо Юле Летней
Война, будь то первая (о которой идет речь у Ремарка), вторая мировая (о которой современное искусство пока не может говорить каким-то осмысленным образом), или же война как таковая (о которой и поставлен спектакль), — вечно актуальная и очень опасная тема. Посягать на нее на основании романа Ремарка, обнаженного до боли повествования, — вдвойне искренне и вдвойне опасно. Любая фальшь будет услышана, и любая ложь неуместна.

Постановщик не пошел по привычному пути драматизации прозы. Проза вынесена зрителям в первичном виде: молодые ребята в старых гимнастерках говорят абзацами Ремарка, картинно встав под лучом света. Так начинается спектакль.
Вернее, начинается он со своего рода свето-пластической увертюры, когда свет выхватывает из тьмы мизансцены – непонятные, мрачные, картинно-красивые – которые будут впоследствии реализованы на протяжении почти двухчасового спектакля.
Пластика стала сильной стороной постановки. Этюд о смерти лошади, блестяще исполненный Артемом Акатовым, стал для меня тем моментом, когда спектакль раздвинул временные и пространственные границы «Одного театра». Этот выплеск нечеловеческой энергии, кажется, нарушающий привычные понятия о театральной условности, потом отозвался и в призывах героев к земле, и в вибрирующе громких криках, которые так – через насилие, через непривычную обнаженность боли – приковывали зрителей к креслам.

Немало было моментов прозрения, высокого уровня напряжения, когда спектакль становится чем-то большим, чем сумма его составляющих. Этому помогала отличная работа режиссера по свету (пожалуй, лучшее, что я видела в этом театре), и продуманные сценографические «чудеса», и – в некоторых местах – саундтрек. Так размыкается условность в диалоге Пауля (А.Акатов) и Станислава (А.Мосолов), когда искренность интонаций и точно звучащая музыка оживляют успевший несколько устать текст. Так настоящее преображение свершается в сцене воспоминаний Пауля, когда тонкая колышущаяся пленка оборачивается и водой, и тополями, совершая маленькое театральное чудо. Так здорово придуманы канаты, раз за разом тянущие наступающих бойцов назад, и несомые, как кресты, доски «гробов», и некоторые элементы театра теней.

Выпуклее и точнее других стали для меня образы персонажей Виталия Борисова и Алексея Мосолова.
Обращение к теме войны – очень важно в любые времена. Сказать о ней с такой болью, как смог это сделать Ремарк, немногим дано. Недаром в современном театре, за исключением концертов, так мало сегодня ставят о войне: сегодня, утратив советскую военную риторику, мы в чем-то утеряли и язык разговора о войне (одним из симптомов выхода из этого кризиса стала набирающая популярность пьеса А.Батуриной «Фронтовичка»). «Воспоминание» — поиск такого языка, способа говорить с современной молодежью о войне. Постановка романа – нелегкая задача, грозящая раздробить действие на последовательность эпизодов (подобным образом утратил композиционную цельность ивановский «Географ» в экранизации). И потому «Воспоминание» — это отважный опыт, который достоин уважения.

Не в последнюю очередь потому, что молодая публика театра, судя по блестевшим на щеках парней слезам, узнала и поняла что-то очень важное.
За фото спасибо Юле Летней
- 1
- 1231
- VeraSerdechnaya
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии