Человеку нужен человек

ДИАЛОГИ.ПОЛЬША

Когда старая, закостеневшая система государственного российского образования с каждым днем все ниже спускает нас в овраг безысходности и больше не может конструктивно питать молодые ищущие умы, когда выставочные залы небольших городов выживают за счет сдачи музейной площади супермаркетам, а в столице закрываются самые мощные галереи, когда экономический кризис все сильнее влияет на общественное самосознание и на растущий упадок нравственных ценностей, имеет смысл подумать о том, возможен ли выход из создавшегося тупика. В фильме «Солярис» Тарковского по мотивам повести Станислава Лема один из героев произносит фразу «Человеку нужен человек». Именно сейчас, как никогда, нам необходимы диалог, коммуникация, пространство взаимодействия и поле для дискуссии, которую можем контролировать только мы, без вмешательства сторонних государственных структур. И в этой ситуации личностная инициативная «низовая» самоорганизация способна вывести из всех тупиков. Синхронность идей и взаимодействий может связывать города и объединять страны.
C 24-30 января на площадке «Типография» Краснодарского Института Современного Искусства прошла международная выставка польских художников, являющаяся одновременно первым обширным экспонированием видео-арта в истории Краснодара и одним из немногих зарубежных проектов, в котором участвуют выпускники самой мощной образовательной польской институции «Ковальни».

Ковальня — это художественная Мастерская в Варшавской Академии Искусств. С 1985 года ее ведет профессор Гжегож Ковальски — ключевая фигура польского современного искусства.
сайт Ковальского http://kowalski.art.pl

Grzegorz Kowalski, фото: Tomáš Rafa

Grzegorz Kowalski, фото: Tomáš Rafa

<cut name=«Среди выпускников мастерской польские художники с мировым именем: Катажина Козыра, Артур Жмиевски, Павел Альтхамер, Катажина Гурна, Яцек Маркевич, Анна Мольска. В варшавском Музее Современного Искусства (MSN Warszawa) создан архив мастерской Ковальня и большинство работ проекта «Диалоги» уже является частью музейной коллекции.


Куратор Екатерина Шадковска о выставке:. «Единственная важная формула, которая может дать шанс на перемену — это обмен нематериальными ценностями: мыслями, эмоциями, чувствами. Интригует ее многозначность — открытая дискуссия о видах и возможностях диалога не ограничивается твердыми рамками, что позволяет широкую интерпретацию и постоянное развитие.

Принимая во внимание то, что диалог (отношения я —ты, ты — я, мы—они, я — они, и т.д.) формирует каждый творческий процесс, мы стараемся отслеживать деятельность тех художников, в работах которых формула разговора выразительна и многозначна. Так как не каждый диалог приходит к компромиссу, а многие предложения заканчиваются вопросительным знаком».

На выставочной площадке Краснодарского Института Современного Искусства были представлены 11 видео-работ польских художников, 3 из которых — групповые студенческие фильмы-упражнения мастерской «Ковальня»: «OWOW» /Территория общая, территория частная»/ (1993, 2007 г.) и «Next» (2008 г.), «Рисуя в темноте», 2008, Томас Рафа, «Анэта» (2000) и «Адорация» (1993), Яцек Маркевич, «Art!Play», 2008, Кшыштоф Франашек, «The Site», 2009, Анна Мольска, Кшыштоф Франашек, «Поэма для бездомных» (2004), «Прямой контакт» (2006), Мартин Новицки, «Демистификации I», 2007, Йонас Загорскас, «Маркер», 2009. Художники: Marcin Nowicki (2005г.), Jacek Malinowski (1992), Jacek Markiewicz (1993), Anna Molska (2008), Tomas Rafa (2009), Krzysztof Franaszek, Jonas Zagorskas

Фото с открытия выставкиYour text to link...








«Ковальня»


Гжегож Ковальски всю свою профессиональную жизнь посвятил варшавской Академии Исскуств. Уже на дипломном 6 курсе (1964/65) он стал работать ассистентом — волонтером в мастерской профессора Оскара Хансена. По окончании Академии он продолжил работу в этой мастерской. В 1968 он стал ассистентом профессора Ежи Ярнушкевича, с мастерской которого был связан до 1980 года (с 1972 как аспирант, а от 1978 как старший преподаватель), создавая программу и характер этой яркой и отличающейся от всех других дидактической ячейки Академии.

В 1980 — 1985 годах Гжегож Ковальски вёл Мастерскую Скульптуры студентов I-IV курса на Отделении Промышленного Дизайна. В 1985 году после ухода на пенсию профессора Ежи Ярнушкевича он принял руководство над дипломной мастерской на Отделении Скульптуры, которой руководит и по сей день. В 2001 году в связи с развивающейся авторской программой преподавания он изменил название своей мастерской на Мастерскую Аудиовизуального Пространства.

Достижением Гжегожа Ковальского равнозначным его собственной творческой деятельности является разработка индивидуального педагогического метода, который он назвал «Партнерская дидактика». Её принципы он развивал постепенно, с ранних лет педагогической работы, когда вместе с профессором Ярнушкевичем вводил в программу мастерской новые художественные практики, основывающиеся на интеграции и поисках невербального языка. В годах 1980 — 1985, которые он провёл на Отделении Промышленного Дизайна, Ковальски организовал первые реализации своей авторской программы обучения «Территория Общая/Территория Частная», которую продолжает и на Отделении Скульптуры. В последние годы Ковальски ввёл новое, цикличное задание — ''Next/ Следующий'', временность и секвенционность которого отвечает специфике Мастерской Аудиовизуального Пространства.

Выставки «Ковальни» воспринимаются, в основном, как проблемные показы, отражающие широкий спектр интересов молодых художников от экзистенциальных до социальных. Такой же широкий спектр тем поднимают студенты Ковальни и в своих дипломных работах.

Сайт Ковальни: Your text to link...

Краснодарская экспозиция состояла из 11 видео-работ, две из которых представляли собой документацию коллективных перфомансов в мастерской Ковальского: процессов, основанных на коммуникации студентов и практике совместных действий с помощью света, образа, материи, движении, звука, без использования слов. Зритель, совместно с участниками процесса, погружался в медитативное действие.


Ковальня. «Территория Общая/Территория Частная»


Профессор Ковальский рассказывает о своей работе со студентами: «Я имею возможность творчески себя вести по отношению к людям, которые выбирают мою мастерскую. Делюсь с ними атомами моих личных концепций и идей. Знаешь, жизнь давит на людей, они должны идти работать, зарабатывать деньги. Поэтому очень часто вся интенсивность таланта проявляется во время учебы. Это чрезвычайно стимулирует педагогов. Преподавание заставляет постоянно думать, иногда нужно очень быстро реагировать, чтобы уловить момент развития сознания студента. Бывают студенты кипящие идеями. Были тоже идеи, которые меня пугали…» (Артур Жмиевски «Дрожащие тела. Беседы с художниками», Варшава 2008).
Куратор Екатерина Шадковска о выставке: Основной задачей нашей экспозиции было ознакомление зрителя с Ковальней, создание понимания формальной стороны этого мастерства, раскрытие общих моментов диалога между людьми, которые связаны с основным принципом работы этой школы. Исторически Ковальня отталкивалась от конструктивизма, большое влияние оказал французский модернизм, идеи просвещения, все это переросло в выход в открытые пространства к человеку. Изначально Ковальски -скульптор, поэтому изначально все курсы строились на этой основе, сейчас же открыли новое отделение Мультимедии и сценографии. Выставка в Краснодаре получилась с довольно обширным охватом тем: от проблем холокоста и иммигрантов, до рассуждений-исследований молодых художников о том, что есть искусство сегодня.



«Next»



Marcin Nowicki «Поэма для бездомных», 2004

В фильме автор сталкивает визуальный ряд и нестандартный социальный порядок. Новицкий рассказывает стихотворение и курит сигарету, а на заднем плане, в запущенном дворе, бездомный снимает брюки, пытается их выстирать. В середине фильма происходит перемена: дым возвращается к сигарете, а человек перемещается назад, тем самым художник достигает эффекта композиционной петли и подчеркивает параллельность совершенно противоположных реальностей.



Tomas Rafa, «Рисуя в темноте», 2008

Два студента пробуют нарисовать картину в темноте с завязанными глазами, рассуждая о полумистических течениях в Мастерской Ковальни. Сам процесс и то, что из этого получилось оказались немного не такими, как себе представляли художники.

В рамках выставки прошел круглый стол о проблемах современного искусства Польши и России, в ходе которого участники попытались выяснить особенности построения арт-институций:
Степан Субботин: В Краснодаре довольно сложная ситуация с поддержкой современного искусства. Государственные площадки бюрократичны, и мы перестали даже пытаться с ними сотрудничать. Изначально мы снимали мастерскую на ЗИПе, сейчас нам помогает Николай Мороз с выставочной площадкой «Типография». Наша институция существует благодаря самоорганизации и межличностной поддержке. Недавно мы были на съезде региональных художников в Москве. По всей России появляются такие центры современного искусства. В Воронеже ребята пытаются создать помимо выставочной, образовательную программу, у нас похожие стратегии; в Харькове художники больше внимания направляют на критику институций, которые сложились на Украине. Основная инициатива сейчас идет от художников. В КИСИ читаются образовательные лекции, открытые для всех. Отсутствие Музея современного искусства в нашем городе очень усложняет нашу ситуацию, а как строится институциональная организация в Польше?

Екатерина Шадковска:В Варшаве есть ЦСИ (Центр Современного Искусства) в Замке Уяздовском, в котором существует резиденция для художников и кураторов, Музей Современного Искусства, Народная Галерея Современного Искуства Захента. Из региональных центров современного искусства можно назвать, например, Арсенал в Бялостоке и в Познани, с четко выстроенной системой работы, там художники получают гонорары, выставочные проекты хорошо финансируются. В Варшаву постоянно идет приток художников и кураторов. Немузейных и негосударственных пространств очень много, часто происходит захват старых площадок, но не «сквотирование», а аренда, например, бывших больниц, заводов для выставок, концертов. Польская система отличается от общеевропейской, в ней немного другой формальный и идейный подход к искусству. В Европе упор делается на теорию, что сейчас, как я вижу, происходит и в России. Московские институции современного искусства, такие как ИПСИ, Родченко, абсолютно западного плана: они пытаются следовать традиции постконцептуализма, и глубокой штудии теории искусства. Масса постконцептуальная, в целом, уже всем надоела, и в Польше сейчас многие работают с темой идентичности, пытаются анализировать некую «польскость». Очень многие художники стремятся просто к самовыражению или славе, и гораздо реже к чистоте высказывания. К сожалению, вопреки огромному числу художников, довольно редко можно встретить тех, которых называют настоящими.
Денис Куренов: Мы говорили о сложности развития современного искусства в нашем городе, о политических проблемах страны, а что можно сказать по поводу Польши? Как складывается ситуация там, ведь в Восточной Европе еще более консервативности, чем в Западной. Существуют ли радикальные левые движения, которые растут в России сейчас?

Екатерина Шадковска: В Польше есть 2 противоречия. С одной стороны, это ультра-правые идеи, часто имеющие националистический характер, а с другой-оппозиционное левое движение. Польша 70 лет боролась за капитализм и получила то, что хотела, поэтому сейчас сейчас левый фланг довольно пассивен.
Дима Парий: Я сегодня слышал много фраз, что общество нужно воспитывать, образовывать. Мне все же кажется, что искусство должно идти в массы, согласен, что нужно расширять мировоззрение людей, но я становлюсь на сторону общественности за то, чтобы делать искусство понятное без комментариев.

Виктор Хмель: У нас достаточно массовой культуры, это пространство именно для тех, кому нужно нечто большее.

Степан Субботин: В Москве существует несколько фондов, но молодому художнику из региона довольно сложно вступить в контакт с подобной институцией. Как у вас обстоит ситуация с подобными структурами?

Екатерина Шадковска: В Варшаве многие галереи имеют свой фонд, поэтому молодым художникам гораздо проще работать, но анализируя вашу ситуацию, стоит сказать, что энтузиазму и дружественности краснодарских художников можно позавидовать. Именно за такой сплоченностью будущее истинное искусство.

фото: Татьяна Стадниченко, kublog.ru
использованы материалы из текста К. Вышаты, Е. Шадковской, Г. Ковальского и М. Ситковской

Комментарии

  • avatar
  • ToT
  • написано
Фоторепортажи Кублога с «Диалогов»:
www.kublog.ru/blog/kublog/69.html
www.kublog.ru/blog/72.html
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.