Еврейский подход, или Everything for people

В Краснодаре много говорят о велосипедах. Проводят твидовые заезды, кажется, даже есть движение «ВелоКраснодар», городские власти обещают велодорожки и велопарковки, «чтоб как в Европе». Намерениями пока все и ограничивается.

В начале января я побывал в совсем неевропеейском с географической точки зрения Тель-Авиве. Город — праздник, город — хорошее настроение и рай для велосипедистов. Собственно Тель-Авив без многочисленных пригородов по численности населения раза в два меньше Краснодара, по площади — почти в три раза. При этом плотность населения в два раза выше. В Тель-Авиве с окрестностями живет пол-Израиля, а это около 3,5 млн. человек.


Что удивительно, в этом приморском городе я не видел пробок в краснодарском понимании этого слова, не видел автомобилей, которые мешали бы идти по тротуару. Зато здесь огромное количество велосипедистов. Причем, такой велопрорыв город сделал совсем недавно.





Самая шикарная велодорожка тянется через весь город вдоль Средиземного моря. Она отделена и от пешеходного тротуара, и от автомобильной дороги, на ней есть даже светофоры для велосипедистов. Тянется она от древнего Яффо, мимо высоток отелей и апартаментов через морской порт, где набережная — это деревянные настилы, но не идеально ровные, а имитирующие рельеф с небольшими холмиками и искусственными камнями-скамейками.









Затем велодорожка проходит мимо взлетной полосы аэропорта внутренних линий. Едешь на велосипеде и наблюдаешь как лайнеры идут на взлет. Здесь велосипедистов и бегунов гораздо больше обычных пешеходов.

Краснодар и Тель-Авив расположены почти на одной долготе, разница всего в четыре градуса. Это практически один географический часовой пояс. Но разница во времени зимой составляет два часа. В 7 утра январское солнце в Тель-Авиве уже над линией горизонта и набережную заполняют сотни бегунов и десятки велосипедистов. В этой спортивной колонне нелепо смотрятся одинокие пешеходы. В Краснодаре в тот же час заспанные пешеходы как на умалишённого смотрят на того, кто вышел на пробежку.
Набережную вдоль Средиземного моря (а город растянулся по берегу километров на 14-15) используют скорее для велопрогулок. Но велосипед в городе — это и удобный вид транспорта. Всего в Тель-Авиве больше 150 км велодорожек, они связывают практически все районы. Есть дорожки, к примеру, на бульваре Ротшильда. Он будет поуже бульвара на Красной, наверное не такой “вылизанный”, но очень функциональный. Кстати большинство центральных тель-авивских улиц в плане благоустройства не так сильно контрастируют друг с другом, как краснодарская Красная с её лоском и соседние кварталы с разбитыми тротуарами.
Около крупных торговых центров, маленьких кафешек есть места для велопарковок. И жители ими активно пользуются. Большая велопарковка возле жд станции: до вокзала доезжают на байках, дальше пересаживаются на поезд.






В городе создана сеть велопроката Тель-Офан больше 150 пунктов, разбросанных по всему городу, где можно взять велик. Садишься на одной парковке, доезжаешь до нужного места, оставляешь на другой ближайшей парковке. Платишь картой за время, которое пользовался байком. На великах ездят все, независимо от возраста, пола, отношения к религии. Создана вся эта инфраструктура за последние 3-4 года.







Краснодар из всех российских городов, по-моему, имеет самые лучшие условия для того, чтобы стать настоящим велогородом — теплый климат и рельеф с минимальными перепадами высот. На этом можно было бы строить имидж города. Но пока власти только говорят о том, что будут развивать велоинфраструктуру. Говорят последние лет пять, столько, сколько в Тель-Авиве делали. Кроме велодорожки от Постовой до Кубанонабережной через парк Победы (сравните с тель-авивскими!) и десятка парковок на Красной ничего так и не появилось. При этом чиновники заявляют, что в центре города дорожки строить негде — дескать и машинам места не хватает. Но и новые улицы строятся без учета интересов велосипедистов. Прокладывают, к примеру, дорогу на Восточнокругликовской. Кто-нибудь там видел велодорожки?

Можно было бы проложить хотя бы прогулочную велодорожку вдоль Кубани. От моста поцелуев до Тургеневского она даже вроде как и есть, правда, встречные велосипедисты на ней не разъедутся. Дальше в сторону Юбилейного проехать по берегу вообще невозможно — дорогу перегородил забор элитного жилого комплекса.





Как зовут мэра Тель-Авиа и что он обещал своим велосипедистам я не знаю, но я увидел город, который удобен для передвижения и на автомобиле (почти нет пробок), и на велосипеде (там это гораздо безопаснее, чем в Краснодаре), и для пешеходов (есть магистрали, а есть целые микрорайоны без авто). Краснодарский мэр тему велодорожек использует исключительно для пиара.

В Краснодаре автомобилисты ругают власть и друг друга в километровых пробках, ездить на великах можно только с риском для жизни, ну а пешеходы мечутся между машинами и велобайками, их давят на тротуарах, дорогах, переходах.

И еще одно израильское наблюдение. Прилетев в аэропорт Бен Гуриона, мы рассчитывали добраться до центра города на поезде. Но железнодорожная станция была закрыта, по указателям Israel Railway пришли к автобусу, водитель которого сказал, что из-за дождей подмыло железную дорогу и было решено поезда на этом маршруте временно заменить БЕСПЛАТНЫМИ автобусами. “Everything for people” — так отреагировал водитель на наше удивление. У нас эту фразу — «все для людей» — сейчас употребляют исключительно с иронией.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.