Мария Алексеева: «Социальная фотография помогает решать проблемы»
В рамках школы «Инфопоток@krd» с лекцией выступила Мария Алексеева -внештатный корреспондент «Риа-новости» и «Московские новости». Темой встречи стала социальная фотография .
Фотографией занимаюсь…с двухтысячного года. Сначала закончила фотошколу при ВГИКе, потом — Московский университет Ломоносова, специальное отделение «Фотожурналистика» и, позже, училась в школе визуальных искусств Сергея Максимишина(петербургский фотожурналист).
В чём особенности социальной фотографии? Если репортаж мы делаем здесь и сейчас, то социальную фотоисторию мы можем делать день, два, неделю, месяц, иногда год.
Социальная фотография…обращает внимание на проблемы общества, помогает решить их, она как акт милосердия.
Мне повезло, потому что..я могу выбрать тему, которая меня волнует, и мне не жалко на неё времени. Социальная фотография требует именно этого.
Я не ищу тему….тема ищет меня. Люди знают, чем я занимаюсь и что меня волнует. Когда я приезжаю в город, они пишут, звонят, спрашивают, не хотела бы я приехать, сделать материал. К примеру, в городе Суздаль я снимала Масленицу, а потом ко мне подошла женщина и сказала: «Что вы снимаете эти поля, леса, вон у нас дома ветеран, его и снимайте». Я пошла, и когда увидела эти трущобы, поняла, что это важнее всего, что я фотографировала раньше.
Нельзя…концентрироваться только на негативе. Если у вас будет только «чернуха», то потенциальный читатель закроет ваш материал. Всегда должна оставаться надежда и видеться выход из ситуации.
Хотела бы…поделиться своим личным опытом, тем, что получилось( или не получилось) у меня.
Дала толчок…в сторону социальной фотографии история о ветеране Николае Фролове(87 лет). Проблема была в том, что человек, пройдя войну, жил в старом деревянном доме, с удобствами на улице. И новость о том, что в День Победы местная администрация подарила ему два махровых полотенца, всколыхнула общественность. Мне стали звонить местные жители, блогеры с вопросами «как помочь?». Мы собрали ветерану подарки: вещи, телевизор, чайник, ещё много чего..<>….В итоге местные власти выделили квартиру, в которой ветеран пожить не успел…
В идеале…фотокорреспондент должен уметь и снимать, и писать текст.
Аня Анисимова…это девушка с редкой генной болезнью- муковисцидоз.Это такое заболевание, когда человек к своему совершеннолетию (в лучшем случае) сам не может дышать. Единственный выход-пересадка лёгких. И Ани единственной в России сделали эту операцию.
Как я начала снимать Аню. Мне позвонили из благотворительного фонда и спросили, могу ли я делать фотоистории, портерные фотографии для того чтобы собирать благотворительные средства. Помочь больным людям. Я, конечно, согласилась. И первой моей героиней, даже могу сказать уже подругой, стала Аня. Почему подругой? Я её снимала и до операции и после. Приезжала в гости, и она ко мне, правда, девушка живёт не в Москве, а в Тульской области. Ей сейчас двадцать пять лет, а она ни разу не была в кино, это было просто невозможно для неё. Аня приехала ко мне, и мы пошли в кино. Представляете, такие простые вещи. Мы с вами ходим в кино, гуляем в парках, а для кого-то это недоступно.
Нужна была фотография на обложку…и я поехала снимать Аню, а у неё даже не было юбки. Мне очень хотелось показать её женственной, и ничего не оставалось, как снять свою юбку.
Следующая история…о семье Новиковых. Она — юрист, он — историк. Эти люди абсолютно незрячие, при этом осмелились и стали родителями, у них прекрасная дочь Даша. Они водят её в садик, в дом культуры, в общем, живут полноценной жизнью. Ведут быт, у них есть свой бизнес по продаже специального оборудования для людей с проблема со зрением. Моей задачей было показать, что они такие же люди как все. Конечно, Новиковы сталкиваются с проблемами, но они со всем справляются и недавно взяли квартиру в ипотеку.
В фотографии очень важны…образ, образность.
Получилось попасть в детский дом…через знакомых. Мне было позволено снимать что я хочу, где хочу и когда хочу. И по сей день я снимаю этот детский дом, веду эту фотоисторию. Более того, я познакомилась там с мальчиком Ваней, он такой кудрявый, красивый, чем-то похож на цыгана. Сейчас он совсем молод, и я вижу, что у него много сил, надежд. Его взяли в цыганский московский театр. Мне бы хотелось рассказать историю, начиная с того как он находится в детском доме, гладит себе рубашки, учится, до того момента, как я надеюсь, он станет великим артистом, и мы все о нём услышим. История только началась. Это тот случай, когда социальная фотография может длиться годами как социальный проект, цель которого показать, что человек из детского дома может добиться многого. Главное, чтобы были сила воли и вера.
Идя в детский дом, я понимала, что если начинаю с кем-то общаться, это нельзя будет просто так прекратить.
Хочется сказать, что…впоследствии со всеми героями поддерживаю связь, приезжаю в гости, они приезжают ко мне, созваниваемся. Сложно объяснить человеку, что это твоя работа. Он тебя пускает в свой дом, раскрывает душу. Это непросто: месяц приезжать, снимать, расспрашивать, а потом исчезнуть из жизни человека. Со всеми героями я остаюсь дружна, и это хорошо. У меня всё больше таких добрых друзей.
Хотелось сломать стереотипы о том…что православная школа-это то место, где все девочки ходят в платочках, где все молятся днём и ночью. Нет, это обычная школа, где есть рисование, труд, математика, русский. Только где-то на стенах висят иконы, утром приходит батюшка, благословляет детей. Есть какие-то специальные предметы, конечно.
Главное преимущество реабилитационного центра «Турмалин»…это то, что люди с диагнозом «аутизм» могут социализироваться, почувствовать себя нужными. Они пекут хлеб, делают поделки, свечи. Плоды их труда продаются на благотворительных ярмарках.
Есть такой маленький приют в городе Олонец, Карелия. Он существует благодаря энтузиазму матушки, которая его содержит, кормит, поит постояльцев. Там очень домашняя атмосфера. У всех людей, которые там находятся, есть дети, внуки, некоторые из них живут в Москве, Санкт- Петербурге, но при этом своих родных они привозят в дом престарелых в Олонце.
Эта тема очень важная. Но местные власти не хотели помогать, пока не появились журналисты(я с коллегой), не начали ходить к ним с просьбой «выделите деньги на дом или дом», на что нам отвечали «Если матушке делать нечего пусть ковыряется- это её личное дело, а если вам делать нечего это тоже ваши проблемы».После нашего материала в журнале, дом приюту выделили на 25 лет безвозмездного пользования, но этому дому был необходим капитальный ремонт. Мы начали собирать деньги. На сегодняшний день собрано четыреста тысяч, которых хватает только на ремонт кровли и фундамента.
Создавать такие длительные фотопроекты…сложно. Когда делала проект про приют, я там практически жила. Это непросто психологически. Рядом со мной, за тоненькой стенкой жили бабули и дедули. И это здорово, что со мной был мой коллега, который меня поддерживал.
Нужно было не только фотографировать, но и…помогать. Несмотря на то, что в приюте есть колясочники, специальной лестницы там нет, и матушке удавалось какими-то невероятными усилиями спускать этих постояльцев.
Там… у каждого непростая судьба. «Приют задумывали как дом для одиноких, но, к сожалению, почти у всех, кто там живёт, есть близкие, родственники. У кого-то даже на соседней улице, но в приюте они почти не бывают.»
Цель проекта…Собрать деньги на ремонт дома, помочь матушке. Многие мои коллеги говорят: «Маша, эта цель не фотографическая, это благотворительность », но я считаю, что это здорово, когда социальная фотография имеет реальные плоды.
Бывает, в первый день практически ничего не снимаю. Представьте, приезжаю, человек мне раскрывает душу, а я достаю камеру и начинаю его снимать. Он меня просто не так поймёт. И нужно помнить, что подход к каждому герою индивидуальный.
Рассказываю и о своей жизни. Нельзя требовать от человека того, чтобы он открылся, не делая того же.
Если человек не идёт на контакт…историю надо оставлять. Когда герой говорит: «Снимай меня здесь и сейчас», а потом уходит в свою комнату, проект не получится.
Справляюсь с эмоциями благодаря….мужу. Он тот, кто первый выслушивает меня после поездки. Друзья быстро сдаются, говорят: «Маша, всё, хватит, мы сыты, у тебя опять всё тоже самое, социальные проблемы. Давай о чём-нибудь хорошем». А ещё я хожу в театральную студию, это тоже такая отдушина, которая помогает справиться с эмоциями и отдохнуть.
Главная награда…когда фотографии выходят, печатаются, когда они не «в стол». Значит, есть шанс, что кто-то их увидит, задумается о чём-то важном. Значит, я не зря месяц работала, где-то страдала.
Я счастливый человек потому что…могу заниматься тем, что мне нравится.
Автор текста: Шейко Ирина
Фотографией занимаюсь…с двухтысячного года. Сначала закончила фотошколу при ВГИКе, потом — Московский университет Ломоносова, специальное отделение «Фотожурналистика» и, позже, училась в школе визуальных искусств Сергея Максимишина(петербургский фотожурналист).
В чём особенности социальной фотографии? Если репортаж мы делаем здесь и сейчас, то социальную фотоисторию мы можем делать день, два, неделю, месяц, иногда год.
Социальная фотография…обращает внимание на проблемы общества, помогает решить их, она как акт милосердия.
Мне повезло, потому что..я могу выбрать тему, которая меня волнует, и мне не жалко на неё времени. Социальная фотография требует именно этого.
Я не ищу тему….тема ищет меня. Люди знают, чем я занимаюсь и что меня волнует. Когда я приезжаю в город, они пишут, звонят, спрашивают, не хотела бы я приехать, сделать материал. К примеру, в городе Суздаль я снимала Масленицу, а потом ко мне подошла женщина и сказала: «Что вы снимаете эти поля, леса, вон у нас дома ветеран, его и снимайте». Я пошла, и когда увидела эти трущобы, поняла, что это важнее всего, что я фотографировала раньше.
Нельзя…концентрироваться только на негативе. Если у вас будет только «чернуха», то потенциальный читатель закроет ваш материал. Всегда должна оставаться надежда и видеться выход из ситуации.
Хотела бы…поделиться своим личным опытом, тем, что получилось( или не получилось) у меня.
Дала толчок…в сторону социальной фотографии история о ветеране Николае Фролове(87 лет). Проблема была в том, что человек, пройдя войну, жил в старом деревянном доме, с удобствами на улице. И новость о том, что в День Победы местная администрация подарила ему два махровых полотенца, всколыхнула общественность. Мне стали звонить местные жители, блогеры с вопросами «как помочь?». Мы собрали ветерану подарки: вещи, телевизор, чайник, ещё много чего..<>….В итоге местные власти выделили квартиру, в которой ветеран пожить не успел…
В идеале…фотокорреспондент должен уметь и снимать, и писать текст.
Аня Анисимова…это девушка с редкой генной болезнью- муковисцидоз.Это такое заболевание, когда человек к своему совершеннолетию (в лучшем случае) сам не может дышать. Единственный выход-пересадка лёгких. И Ани единственной в России сделали эту операцию.
Как я начала снимать Аню. Мне позвонили из благотворительного фонда и спросили, могу ли я делать фотоистории, портерные фотографии для того чтобы собирать благотворительные средства. Помочь больным людям. Я, конечно, согласилась. И первой моей героиней, даже могу сказать уже подругой, стала Аня. Почему подругой? Я её снимала и до операции и после. Приезжала в гости, и она ко мне, правда, девушка живёт не в Москве, а в Тульской области. Ей сейчас двадцать пять лет, а она ни разу не была в кино, это было просто невозможно для неё. Аня приехала ко мне, и мы пошли в кино. Представляете, такие простые вещи. Мы с вами ходим в кино, гуляем в парках, а для кого-то это недоступно.
Нужна была фотография на обложку…и я поехала снимать Аню, а у неё даже не было юбки. Мне очень хотелось показать её женственной, и ничего не оставалось, как снять свою юбку.
Следующая история…о семье Новиковых. Она — юрист, он — историк. Эти люди абсолютно незрячие, при этом осмелились и стали родителями, у них прекрасная дочь Даша. Они водят её в садик, в дом культуры, в общем, живут полноценной жизнью. Ведут быт, у них есть свой бизнес по продаже специального оборудования для людей с проблема со зрением. Моей задачей было показать, что они такие же люди как все. Конечно, Новиковы сталкиваются с проблемами, но они со всем справляются и недавно взяли квартиру в ипотеку.
В фотографии очень важны…образ, образность.
Получилось попасть в детский дом…через знакомых. Мне было позволено снимать что я хочу, где хочу и когда хочу. И по сей день я снимаю этот детский дом, веду эту фотоисторию. Более того, я познакомилась там с мальчиком Ваней, он такой кудрявый, красивый, чем-то похож на цыгана. Сейчас он совсем молод, и я вижу, что у него много сил, надежд. Его взяли в цыганский московский театр. Мне бы хотелось рассказать историю, начиная с того как он находится в детском доме, гладит себе рубашки, учится, до того момента, как я надеюсь, он станет великим артистом, и мы все о нём услышим. История только началась. Это тот случай, когда социальная фотография может длиться годами как социальный проект, цель которого показать, что человек из детского дома может добиться многого. Главное, чтобы были сила воли и вера.
Идя в детский дом, я понимала, что если начинаю с кем-то общаться, это нельзя будет просто так прекратить.
Хочется сказать, что…впоследствии со всеми героями поддерживаю связь, приезжаю в гости, они приезжают ко мне, созваниваемся. Сложно объяснить человеку, что это твоя работа. Он тебя пускает в свой дом, раскрывает душу. Это непросто: месяц приезжать, снимать, расспрашивать, а потом исчезнуть из жизни человека. Со всеми героями я остаюсь дружна, и это хорошо. У меня всё больше таких добрых друзей.
Хотелось сломать стереотипы о том…что православная школа-это то место, где все девочки ходят в платочках, где все молятся днём и ночью. Нет, это обычная школа, где есть рисование, труд, математика, русский. Только где-то на стенах висят иконы, утром приходит батюшка, благословляет детей. Есть какие-то специальные предметы, конечно.
Главное преимущество реабилитационного центра «Турмалин»…это то, что люди с диагнозом «аутизм» могут социализироваться, почувствовать себя нужными. Они пекут хлеб, делают поделки, свечи. Плоды их труда продаются на благотворительных ярмарках.
Есть такой маленький приют в городе Олонец, Карелия. Он существует благодаря энтузиазму матушки, которая его содержит, кормит, поит постояльцев. Там очень домашняя атмосфера. У всех людей, которые там находятся, есть дети, внуки, некоторые из них живут в Москве, Санкт- Петербурге, но при этом своих родных они привозят в дом престарелых в Олонце.
Эта тема очень важная. Но местные власти не хотели помогать, пока не появились журналисты(я с коллегой), не начали ходить к ним с просьбой «выделите деньги на дом или дом», на что нам отвечали «Если матушке делать нечего пусть ковыряется- это её личное дело, а если вам делать нечего это тоже ваши проблемы».После нашего материала в журнале, дом приюту выделили на 25 лет безвозмездного пользования, но этому дому был необходим капитальный ремонт. Мы начали собирать деньги. На сегодняшний день собрано четыреста тысяч, которых хватает только на ремонт кровли и фундамента.
Создавать такие длительные фотопроекты…сложно. Когда делала проект про приют, я там практически жила. Это непросто психологически. Рядом со мной, за тоненькой стенкой жили бабули и дедули. И это здорово, что со мной был мой коллега, который меня поддерживал.
Нужно было не только фотографировать, но и…помогать. Несмотря на то, что в приюте есть колясочники, специальной лестницы там нет, и матушке удавалось какими-то невероятными усилиями спускать этих постояльцев.
Там… у каждого непростая судьба. «Приют задумывали как дом для одиноких, но, к сожалению, почти у всех, кто там живёт, есть близкие, родственники. У кого-то даже на соседней улице, но в приюте они почти не бывают.»
Цель проекта…Собрать деньги на ремонт дома, помочь матушке. Многие мои коллеги говорят: «Маша, эта цель не фотографическая, это благотворительность », но я считаю, что это здорово, когда социальная фотография имеет реальные плоды.
Бывает, в первый день практически ничего не снимаю. Представьте, приезжаю, человек мне раскрывает душу, а я достаю камеру и начинаю его снимать. Он меня просто не так поймёт. И нужно помнить, что подход к каждому герою индивидуальный.
Рассказываю и о своей жизни. Нельзя требовать от человека того, чтобы он открылся, не делая того же.
Если человек не идёт на контакт…историю надо оставлять. Когда герой говорит: «Снимай меня здесь и сейчас», а потом уходит в свою комнату, проект не получится.
Справляюсь с эмоциями благодаря….мужу. Он тот, кто первый выслушивает меня после поездки. Друзья быстро сдаются, говорят: «Маша, всё, хватит, мы сыты, у тебя опять всё тоже самое, социальные проблемы. Давай о чём-нибудь хорошем». А ещё я хожу в театральную студию, это тоже такая отдушина, которая помогает справиться с эмоциями и отдохнуть.
Главная награда…когда фотографии выходят, печатаются, когда они не «в стол». Значит, есть шанс, что кто-то их увидит, задумается о чём-то важном. Значит, я не зря месяц работала, где-то страдала.
Я счастливый человек потому что…могу заниматься тем, что мне нравится.
Автор текста: Шейко Ирина
- 4449
- IRINARED
ЗЫ: ToT когда уже кнопку ответить исправите? Та, что справа для ответа на комментарий. Народ отвечает в топик, а не в комментарий и чем больше народу, тем больше промахиваются. Заметно уже становится.