Киноклуб 2: "Орфей" и краснодарские интеллектуалы
Это было черно-белое кино и кофе, плюс дым коромыслом на курилке. Смотрели «Орфея» Жана Кокто – экранизацию всем известного мифа на новый лад, снятую в 1948 году.
Скажу честно: я знаю Григория Григорьевича давно. Когда-то он был моим преподавателем и бесспорным авторитетом в истории кино. Со временем ореол человека, которого студенты, во всех смыслах, боятся как огня, рассеялся.
В памяти свежо воспоминание, когда мы курсом смотрели фильм «Одержимость» Лукино Висконти и мой одногруппник вышел в уборную до официально объявленного перерыва. Покидать просмотр без разрешения было строго запрещено. Наказание – просмотр фильма с самого начала. И вот, дражайший Костик идет по коридору и встречает там…именно Гиберта! Угадайте, что было дальше.
Страшнее всего, правда, было захотеть в туалет во время фильма «Нетерпимость» Гриффита. Картина щедро одарена оценкой 7.9 по версии IMDB, однако идет 3.30 часа и год ее создания – 1916.
Короче говоря, студенты «кулька» считали нормальным, когда их закрывают на ключ в аудитории с «Сало или 120 дней содома». В момент внедрения в процесс познания истории кино педагога — колбасу и оливье прятать в парту. Нормально – воспринимать преподавателя как Бога, а просмотр Феллини и Чаплина – как работу, причем не самую простую.
На мероприятиях вроде Киноклуба от «Собаки», которое еще и устраивают в святая святых хипстеров всея Краснодара – «Типографии», публика совсем иная. Для этой публики, будь то Кокто или кто угодно, кино – это наслаждение. Никто не собирается поспешно удирать с финальными титрами.
Публика меня приятно удивила. Много незнакомых лиц и, (конечно, как же без этого), последние веяния в молодежной моде этого сезона: длинные челки на бок, роговая оправа, слегка отклоняющаяся от канонического «рэйбана». Не всех, конечно, грести под одну гребенку. Публика была довольно разнообразной и выделялись на ее фоне два персонажа: Денис Куренов и Олег Панаэтов. Первый довольно широко известен в интеллектуальных кругах, второй – на журфаке КубГУ. Но о них позже.
Структура Киноклуба: небольшая лекция – собственно фильм – обсуждения фильма.
Григорий Гиберт заметно нервничал. Причиной тому назвал тот факт, что здесь собралась совершенно незнакомая ему публика и чувствовал себя, как будто он сдает экзамен, (в первом ряду сидел как раз Денис Куренов).
По ходу рассказа о Жане Кокто и Маре, киновед допустил несколько недочетов – скорее от волнения, в голосе было слышно подрагивание, легкая неуверенность. Многие зрители скучали, копались в телефонах. Историю кинематографа слушать – не фильмы смотреть.
После показа «посыпались» вопросы типа «А что Кокто имел в виду под вот этим?», «А как публика отреагировала?» Все это немного смущало, так что Гиберт не выдержал и воскликнул: «Я сегодня в роли Кокто!»
Потом девушка из первого ряда сбивчиво произнесла: «Я прошу прощения, я очень далека от кино…», на что получила ответ от Гиберта: «А Вы думаете, что кто-нибудь ближе?»
Диалог приняли за шутку и встретили смехом и аплодисментами.
Все бы было хорошо, если бы Денис Куренов не задал «вопрос». Ну и вопрос был, само собой, с сакральным именем Ги Дебора внутри. Это был вопрос, который только звучал (!) пять минут, потом еще пять минут нужно было вникать в его суть. Короче, это было некрасиво. Нехорошо доказывать себе и всем окружающим, что ты очень умный, — все и так уже это знают. Это не та площадка. Зрителей вполне устраивали вопросы, касательно фильма, истории из жизни Кокто и Марэ, а тут – на тебе! Постструктуралисты пришли!
Гиберт занервничал еще больше. То ли разозлился, то ли растерялся. В конце-концов сказал что-то вроде: «Окей, молодой человек, Вы победили. Я этого не знал». И пригласил Дениса «на чай».
Другой диалог довольно бурно (и интересно!) происходил с Олегом Панаэтовым. Человек тоже не случайный зритель и, возможно, также обладает знаниями о том, о чем киноведу не известно. Однако показывать это в форме «Я знаю больше, чем Вы» не стал.
На заметку: второй вариант поведения – более лояльный.
Вечный спор старого и нового так и закончился ничем. Гиберт предложил темы, неинтересные зрителям, (как ему кажется), в рамках Киноклуба не обсуждать. А нам остается только ждать дальнейшего развития событий. Может быть на следующий встрече состоится «горячая» дискуссия?
Скажу честно: я знаю Григория Григорьевича давно. Когда-то он был моим преподавателем и бесспорным авторитетом в истории кино. Со временем ореол человека, которого студенты, во всех смыслах, боятся как огня, рассеялся.
В памяти свежо воспоминание, когда мы курсом смотрели фильм «Одержимость» Лукино Висконти и мой одногруппник вышел в уборную до официально объявленного перерыва. Покидать просмотр без разрешения было строго запрещено. Наказание – просмотр фильма с самого начала. И вот, дражайший Костик идет по коридору и встречает там…именно Гиберта! Угадайте, что было дальше.
Страшнее всего, правда, было захотеть в туалет во время фильма «Нетерпимость» Гриффита. Картина щедро одарена оценкой 7.9 по версии IMDB, однако идет 3.30 часа и год ее создания – 1916.
Короче говоря, студенты «кулька» считали нормальным, когда их закрывают на ключ в аудитории с «Сало или 120 дней содома». В момент внедрения в процесс познания истории кино педагога — колбасу и оливье прятать в парту. Нормально – воспринимать преподавателя как Бога, а просмотр Феллини и Чаплина – как работу, причем не самую простую.
На мероприятиях вроде Киноклуба от «Собаки», которое еще и устраивают в святая святых хипстеров всея Краснодара – «Типографии», публика совсем иная. Для этой публики, будь то Кокто или кто угодно, кино – это наслаждение. Никто не собирается поспешно удирать с финальными титрами.
Публика меня приятно удивила. Много незнакомых лиц и, (конечно, как же без этого), последние веяния в молодежной моде этого сезона: длинные челки на бок, роговая оправа, слегка отклоняющаяся от канонического «рэйбана». Не всех, конечно, грести под одну гребенку. Публика была довольно разнообразной и выделялись на ее фоне два персонажа: Денис Куренов и Олег Панаэтов. Первый довольно широко известен в интеллектуальных кругах, второй – на журфаке КубГУ. Но о них позже.
Структура Киноклуба: небольшая лекция – собственно фильм – обсуждения фильма.
Григорий Гиберт заметно нервничал. Причиной тому назвал тот факт, что здесь собралась совершенно незнакомая ему публика и чувствовал себя, как будто он сдает экзамен, (в первом ряду сидел как раз Денис Куренов).
По ходу рассказа о Жане Кокто и Маре, киновед допустил несколько недочетов – скорее от волнения, в голосе было слышно подрагивание, легкая неуверенность. Многие зрители скучали, копались в телефонах. Историю кинематографа слушать – не фильмы смотреть.
После показа «посыпались» вопросы типа «А что Кокто имел в виду под вот этим?», «А как публика отреагировала?» Все это немного смущало, так что Гиберт не выдержал и воскликнул: «Я сегодня в роли Кокто!»
Потом девушка из первого ряда сбивчиво произнесла: «Я прошу прощения, я очень далека от кино…», на что получила ответ от Гиберта: «А Вы думаете, что кто-нибудь ближе?»
Диалог приняли за шутку и встретили смехом и аплодисментами.
Все бы было хорошо, если бы Денис Куренов не задал «вопрос». Ну и вопрос был, само собой, с сакральным именем Ги Дебора внутри. Это был вопрос, который только звучал (!) пять минут, потом еще пять минут нужно было вникать в его суть. Короче, это было некрасиво. Нехорошо доказывать себе и всем окружающим, что ты очень умный, — все и так уже это знают. Это не та площадка. Зрителей вполне устраивали вопросы, касательно фильма, истории из жизни Кокто и Марэ, а тут – на тебе! Постструктуралисты пришли!
Гиберт занервничал еще больше. То ли разозлился, то ли растерялся. В конце-концов сказал что-то вроде: «Окей, молодой человек, Вы победили. Я этого не знал». И пригласил Дениса «на чай».
Другой диалог довольно бурно (и интересно!) происходил с Олегом Панаэтовым. Человек тоже не случайный зритель и, возможно, также обладает знаниями о том, о чем киноведу не известно. Однако показывать это в форме «Я знаю больше, чем Вы» не стал.
На заметку: второй вариант поведения – более лояльный.
Вечный спор старого и нового так и закончился ничем. Гиберт предложил темы, неинтересные зрителям, (как ему кажется), в рамках Киноклуба не обсуждать. А нам остается только ждать дальнейшего развития событий. Может быть на следующий встрече состоится «горячая» дискуссия?
- 2175
- dunyafilimonova
Кстати, что за спор старого и нового? «Орфея» помню, дискуссию помню, спора — не помню.
Я написала о том, что вопрос Денис был излишне «заумен» и не стоит приплетать сюда некую «тоталитарность мышления», мне как раз было интересно и услышать ответ и увидеть реакцию зрителей. Ответа не последовало, зато был комментарий: «Признаюсь, я этого не знаю и вообще историю кино учил по книжкам, т.к. уже стар» (цитата примерная). То есть Вы полагаете, что большинство присутствующих на показе прекрасно понимало, о чем был вопрос?
К слову, у Гиберта даже нет интернета. Это ли Вам не старое и новое?
Постструктуралистов исправила, спасибо за замечание)
п.с. имя Ги Дебора звучало и это факт! Он тоже совсем не бедолага и никто его не «замешивал»!:)
К сожалению, желание не ударить в грязь лицом преобладает над желанием найти истину) пусть и собственную.
И еще раз насчет старого и нового: просто у многих людей с возрастом исчезает желание учиться, узнавать новое и быть ему открытым.