Театральный сезон 2013-14 заканчивается...
Вот так и ведется на нашем веку:
На каждый прилив по отливу.
На каждого умного по дураку,
Все поровну, все справедливо.
Б. Окуджава
Заканчивается очередной театральный сезон Краснодара. Два ведущих драматических театра города подарили нам достаточное количество премьер. Некоторые из них порадовали, некоторые, откровенно говоря, не очень. В первую очередь это замечание касается любимого и популярного в городе ТЮЗа ТО «Премьера». Можно конечно еще раз пройтись по костям бывшего главного режиссера Лины Занозиной, но не уверена, что постановочные неудачи этого сезона только ее вина. На мой взгляд, руководство объединения, пригласившее на должность художественного руководителя в высоко — профессиональный коллектив режиссера-любителя, в гораздо большей степени несет ответственность за то, что два вида театрального искусства: профессиональное и самодеятельное, не смогли найти общего языка. И результат получился соответствующий.
Несколько иная, но не менее печальная творческая ситуация сложилась сегодня и в главном театре края, Краснодарском академическом театре драмы.Не буду пересказывать многолетнею эпопею противостояния директора и режиссеров, конфликта с артистами, покинувшими стены театра и т.д. Интересующиеся найдут все это в интернете. Но, на мой взгляд, стоит отметить только одну небольшую деталь. Ни один из бывших главных режиссеров за время своего пребывания в должности не предложил вменяемого, подробного плана развития театра, хотя бы на ближайшие три года. Каждый выбирал к постановке пьесы, интересные ему лично, не учитывая репертуарные и зрительские особенности Краснодарской драмы. И как результат, огромный перекос в сторону современной драматургии. При последнем худруке театр в наследство получил целых ТРИ Пулинович и несколько спорных, явно не доделанных спектаклей с любимой женщиной режиссера в главных ролях («Гамлет», «Кошка на раскаленной крыше»).
Самоутверждаясь как режиссер — новатор, художественный руководитель крайне мало внимания уделял репертуарной политике и воспитанию молодых артистов, недавно пришедших в труппу. А долгосрочные поездки на постановки по городам и весям, естественно, укрепляли административную власть в театре.
После девяти лет авторитарного правления Татьяны Кривошеевой на смену пришел новый руководитель. Мне кажется, что смена руководства была преждевременной, т.к. у бывшего директора за годы работы появилось понимание структуры театра и осознание необходимости составления репертуарных и постановочных планов хотя бы на два года вперед. Чтобы вникнуть в систему работы такого сложного организма как театр, нужно время. Кому-то три года, кому-то пять, а кто-то проработав в нем двадцать с лихом лет, так и не понимает, как управлять этой «многоголовой гидрой». Сейчас новому человеку надо во всем этом разобраться, во все вникнуть, а это снова время, и довольно длительное. И получается: «Наша песня хороша, начинай с начала!». Многие из сподвижников бывшего директора уже сплясали (самбу, джигу, гопачек, пляски святого Витта — на выбор) на костях ушедшего руководителя и… ничего не изменилось. Освобожденный гегемон срочно создает себе нового вождя, артисты ждут Музу, а «чуткое руководство» хозяйственника и администратора неукротимо превращает театр в досугово — развлекательный центр по выкачиванию денег из, не зрителей, ПОСЕТИТЕЛЕЙ театра любым способ. Чего стоят только купоны на скидку в рестораны города, в случае приобретения билетов на спектакль. На мой взгляд, только человек не уважающий, не любящий и не понимающий — что такое театр, тем более, театр репертуарный, академический, может предлагать такие, откровенно клубные, дискотечные «заманухи». Конечно, премии за инициативу и рационализацию, за выполнение плана еще ни кто не отменял, а честь, престиж, достоинство — это прошлый век. Нет, еще древнее. Предлагаю пойти дальше.
— Купи три билета и получи бутылку «Столичной» и сырок «Дружба».
Однако, пошлая (в изначальном смысле это слова) реклама, отсутствие афиш на стендах города и несколько скромных банеров возле ворот театра — это не самая главная беда. Отсутствует концептуальный подход к решению проблемы творческой жизни театра. На сегодняшний день из 31-го спектакля самыми кассовыми остаются постановки «Евангелие от Воланда» — 1994 года, «Женитьба» — 1997 года, «NonDolet» — 2007 года выпуска. Последняя премьера сезона «За двумя зайцами» только набирает обороты. К счастью, это постановка обещает стать репертуарным бестселлером, но это комедия. На большой сцене отсутствует мировая и русская классика («Финтифлюшки» как-то трудно назвать даже попыткой обращения к российской литературе, это скорее набор студенческих этюдов по произведениям А. П. Чехова). Камерный зал можно смело назвать именем Пулинович. Приглашать молодых, перспективных, рвущихся в бой режиссеров новое руководство театра не торопится, да и само особого интереса к творческой жизни театра не проявляет. За три месяца службы новый директор если и посещал спектакли вверенного ему «храма искусств», то видимо в «плаще — невидимке». Спасибо ушедшему директору за предварительно подписанный договор с главным режиссером Иркутского театра Геннадием Шапошниковым, давший возможность в юбилейном сезоне осуществить новую, надеюсь интересную постановку. Правда пьесу режиссер выбрал с «говорящим» названием. «Поминальная молитва». Хочется верить, что оно не будет пророческим.
Можно еще много говорить о снисходительно — покровительственном отношении административного ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ театра к творческим цехам, о неприятии дилетантами не кассовых, заставляющих зрителя думать спектаклей, о почти ушедшем из стен драмы духе высокого искусства. Можно, но как-то не хочется, потому что грустно. И что делать? Конечно, готовых рецептов для решения такой глобальной проблемы, как восстановление статуса лучшего театра Юга России не даст никто. Но позвольте высказать некоторые соображения.
На мой взгляд, категорически нельзя брать на должность художественного руководителя театра человека, не поставившего с этой труппой ни одного спектакля. Человек, претендующий на место главного режиссера должен сделать минимум две постановки. Это даст возможность и руководству края оценить потенциал претендента, и самому кандидату понять, его это коллектив или нет. Необходимо восстановить институт очередных режиссеров, который существовал во времена правления Михаила Куликовского и Рудольфа Кушнарева. Это всегда создает атмосферу здоровой конкуренции, расширяет репертуарную палитру театра и позволяет занимать в постановках всю труппу, а не группку избранных. Вернуть художественному совету театра все официальные полномочия, с правом принятия или не принятия новой постановки в репертуар. Восстановить систему сдачи спектакля минимум за неделю до премьеры, для того, чтобы у постановщика была возможность внести коррективы в свою работу, а у театра, в случае неудачи, время для замены спектакля без ущерба имиджу театра. Разработать перспективный репертуарно — постановочный план с учетом замены устаревших спектаклей. И самое главное, отдать всю эту работу в руки профессионалов, знающих и любящих ТЕАТР в себе, а не зарплату в театре.
- 2125
- beslanister
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии