"Я тоже хочу", А.Балабанов, 2012 г.



«Это живая история про главное, что есть в человеке, про его потаённое желание счастья для решения своей жизни в каком-то высшем и позитивном ключе. Жанр действительно определить трудно, назвать его мистическим не очень правильно, назвать просто роуд-муви сложно, назвать его притчей — скучно»
С.Сельянов, продюссер.


Кто-то скажет — тоска, зима, снег, дорога, одинокие люди. И, отчасти, это будет правдой. Но лишь отчасти.

Я долго не решался посмотреть последний фильм Алексея Балабанова, поскольку с его творчеством у меня довольно, скажем, сложные отношения. Можно даже сказать, натянутые. Но вот — я решился. И не пожалел.

Посмотрел я его намедни, и решил написать, что же я в нём увидел.

Вообще с Балабановым у меня, повторюсь, все сложно. Например, я не понимаю его «Груза 200», не понимаю «Про уродов и людей». Эти фильмы вызывают у меня острое желание принять душ, причем не только снаружи, но и внутри. Настолько они тяжелы для моего восприятия, и я не понимаю, зачем и для чего снимать подобное. Отчасти, из-за этого я очень долго не решался подойти к «Я тоже хочу».

Еще одна причина моей осторожности — это реакция общественности. Кто-то писал, что «Балабанов спёкся», а кто-то, наоборот, превозносил его до небес. Я специально не вчитывался ни в какие рецензии, чтобы не попасть под влияние чужого мнения, так как фильм, насколько я мог понять, вышел очень и очень специфический. Резко контрастирующий с прежним Балабановым. И это оказалось именно так, но не совсем.

Скажу сразу, если фильм вам не понравился после первых 15-20 минут просмотра — смело выключайте. Этот фильм не для вас, и вы не получите никакой статисфакции по окончанию просмотра. Не стоит думать что «Вот сейчас попрёт». Не попрёт. Если не попёрло сразу — не попрёт вовсе. Выключайте и идите пейте чай. Или, может быть, кофе.
Фильм крайне, крайне специфичен. И он либо попадает «в вас», в самое ваше естество, либо — нет.

«Я тоже хочу» — это и Балабановский и не-Балабановский фильм одновременно. Он довольно жесток, реалистичен и объемен — Балабанов это умеет, как, пожалуй, никто в нашем современном кинематографе. Ведь именно смотря фильмы Балабанова — ты не думаешь о том, что это кино. Настолько все реально снято, и настолько это все выпукло. Такое ощущение, что ты просто смотришь чью-то, абсолютно реальную, жизнь.
Но, в то же время, этот фильм очень иллюзорен. Метафоричен. И ощущение, что каждый герой идет по натянутой, звенящей струне Олега Гаркуши. У каждого — своя струна, в каждом — своя мелодия. Но она определенно есть.

Вообще, можно сказать, что «Я тоже хочу» — это ода «Аукцыону», в какой-то части. Поскольку музыки «Аукцыона» в фильме много (реально много), и, собственно, «Аукцыон» — это единственный саундтрек к фильму. «Я тоже хочу» — мне видится попыткой осмыслить, перенести песни Гаркуши на кинопленку. Придать им зрительный образ. И это, черт возьми, удалось. И, хотя я фанат «Аукцыона» еще меньший, чем Балабанова, но — я снимаю шляпу. Все настолько органично вплетено друг в друга — видеоряд в саундтрек и наоборот — что, порой, пробегают мурашки.

Это даже не фильм в прямом понимании этого слова. Скорее всего, это можно назвать фильмом-притчей. Где все герои несколько картонны (и этому есть объяснение — ведь профессиональных актеров среди них нет), но при этом — очень целостны. В сценарии фильма — всего 12 страниц. Но это ничуть не умаляет того, что он — крайне целостнен. Он наполнен этой целостностью, прямо-таки струится ею.
Это ни в коем случае не роад-муви, хотя дорога играет в нем, соглашусь, главенствующую роль. И, на мой взгляд, нельзя его причислять к этой категории. Фильм не о дороге, и не о приключениях на дороге / в пути. Он про дорогу в более широком смысле этого слова. Про путь, путь, которым идут герои. Все вместе — и каждый — по отдельности.

А еще — я бы сравнил «Я тоже хочу» с фильмами Тарковского. Подозреваю, что не я один.

«Я тоже хочу» — это фильм, который больше чем фильм. Потому как после просмотра — остается ощущение, что ты видел лишь треть фильма, а оставшиеся две трети — у тебя в голове, звенят медным гонгом. И, задавая сам себе вопросы — ты слушаешь ответы, которые говорит тебе твое внутреннее Я. Поэтому у каждого «Я тоже хочу» — это фильм про разное. У кого-то про справедливость, у кого-то про одиночество, ну а кто-то просто плюнет в пол и скажет: «Ну и муть!».
И, пожалуй, писать рецензии на подобного рода фильмы — дело крайне неблагодарное — все равно выйдет не то, о чем ты хотел написать, но все же.

Скажу одно — меня этот фильм оставил в глубоких размышлениях. И, пожалуй, я оставлю их при себе.

П.С.
Я думаю, что стоит пересмотреть этот фильм года, эдак, через три. И тогда это будет уже совсем другое кино. «Я тоже хочу» — из тех фильмов, в которых ты каждый раз видишь абсолютно разное. Каждый раз. Что-то своё.

9 из 10.

Комментарии

  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
обоже, сравнили бы с Тарковским?!
я еще не смотрела, но судя по описаниям, рецензиям и постерам, он больше всего похож на «Юрьев день» Серебренникова. нет?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • VladimirShipulin
  • написано
Да, именно с Тарковским. И нет, не с Серебренниковым.
Давайте Вы посмотрите, а потом напишете свою точку зрения, и мы подискутируем? :) а то получается — «Я Пастернака не читал, но осуждаю»)
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.