Последний раз редактировалось
История и люди
Интервью-репортаж с директором музея ФК «Кубань» Игорем Юрьевичем Гайдашевым.

Всю неделю небо было затянуто тяжелыми серыми тучами. Порой через этот толстый, густой слой пелены пробивались редкие в это время года лучики солнца. Падая на листья деревьев, они опускались все ниже, с ветки на ветку, постепенно переходя на людей, проходящих мимо. Те жмурились, закрывали глаза рукой, отворачивались, но все же, какой – то миг было видно, что их угрюмые до поры лица становились немного счастливее.
Я, ступая ногой на запыленную ветром плитку площади, все ближе и ближе приближался к зданию, возвышающемуся над близлежащим парком. Его видно из далека. Днем благодаря его вышине, а вечером, когда кругом темно, его выдают осветительные мачты. Даже не разбирающийся в спорте человек, проходящий совершенно случайно мимо, поймет что это. Я приближался к стадиону «ФК Кубань». Там, в одном из ответвлений зданий меня ждала беседа с интереснейшим человеком, для которого спорт, это жизнь. Ему он посвятил большую часть своего времени, а кубанскому спорту, тем более.
Пройдя еще около ста метров, я зашел на практически безлюдную территорию стадиона. Сегодня нет игры, поэтому вокруг все тихо и спокойно. Повернув на право, и пройдя еще немного, вижу табличку над небольшой дверью, закрывающей вход в помещение. Присмотревшись, читаю «Музей». Сюда-то мне и нужно.
Хорошо отлаженная дверь, открывается за какой – то миг и перед глазами тут же предстает самое важное, что может быть в музее. Кубки. Один, второй, третий. Отблескивая от ламп на потолке, они как бы стараются сказать тебе, что люди, работающие в музее прекрасно знают как сделать так, что бы даже ничего не говоря заинтересовать посетителя.

Пару мгновений стою в оцепенений засмотревшись на собранные вокруг исторические сокровища. Помещение довольно небольшое, но все оно представляет собой частичку памяти, сохраненную для болельщиков клуба. Стены увешаны плакатами, афишами, грамотами разных лет, со всех сторон весят медали разного достоинства, а за стеклянными витринами, защищающих экспонаты от рук какого-нибудь шаловливого посетителя, находятся редкие и ценные предметы. Хотя что в музее может быть не ценно?
Из ступора меня выводит парень(как я позже узнал зовут его Константин Покручин) появившийся словно из ниоткуда. Этим ниоткуда оказался офис для персонала. Хотя таковым его назвать сложно. Маленькое помещение длиной пару квадратных метров. Парень вопросительно посмотрел на меня, и спросил:
— На интервью?
Я утвердительно махнул головой, после чего парень повернулся и позвал:
— Игорь, к тебе.

Из-за небольшого стенда выглянул серьезный на вид человек, после чего приветливо улыбнулся, и махнул приглашая рукой. Этим человеком был Игорь Юрьевич Гайдашёв. Хранитель музея, историк кубанского футбола, человек без которого не было бы и малой части экспонатов, которые сейчас хранятся здесь. Работая в ФК Кубани на протяжении многих лет, Игорь Юрьевич вкладывает в каждую свою профессию то, чего не хватает многим нынешним менеджерам, бизнесменам, политикам. Он вкладывает в профессию душу. Так может делать только человек, всем сердцем любящий футбол. Игру, миллионов, ставшую близкой сердцу практически для каждого человека на земле. Каждый, кто любит игру, старается быть к ней ближе. Ходит на матчи, смотрит ТВ трансляции, посещает интернет сайт. Игорь Юрьевич пошел дальше, и посвятил свою жизнь любимой команде. Наверное, поэтому он, как и его помощник, Константин, а так же их коллега Вячеслав не могут делать все спустя рукава. Так в каждом из вопросов, они привыкли добиваться максимума. После открытия музея, его работники не просто сидят, внутри показывая пришедшим посетителям историю клуба, а делают так, что бы как можно больше людей узнало её, не выходя из дома, зайдя, к примеру, на интернет портал Fckuban.ru или же посещая детские школы, стараясь приобщить к спорту детей. Подробнее посвящая их в историю клуба, показывая редкие программки, снимки, проводя интереснейшие лекции.

— Конечно, некоторые школы ставят такие интересные условия, что мы практически с ними не хотим сотрудничать, — говорит Игорь Юрьевич, разводя в воздухе руками, — Мы несколько раз приходим, предлагаем свои услуги, а они отвечают нам некогда. Парадокс. Это вообще не правильно.
К сожалению, даже в таком важном вопросе работники музея остаются ограниченными. Нехватка времени, проблема с отсутствием транспорта на котором можно бы было возить экспонаты. Все в той или иной мере влияет на то, что сотрудники, не могут посетить те школы, которые хотят. А страдают от этого не мы с вами, а дети.
Не забывают сотрудники музея и о ветеранах футбола, о тех, кто создавал нашу спортивную историю. О людях, ушедших с экранов, с обложек журналов, из радио эфиров. Но оставшихся в сердцах болельщиков.
— Мы как можем, оказываем поддержку ветеранам Кубани, и спортивным пенсионерам, Для тех, кто нуждается, наш клуб выделяет деньги. Как бы ни хотелось, но администрация города, к сожалению, вообще никакого отношения к нам в этом плане не имеет. Именно клуб выделяет средства, и по возможности мы идем, и покупаем продуктовый набор. Ведь понятно же, что многие люди нуждаются. Некоторые уже не в состоянии даже сходить себе за продуктами.
Сказав это, Игорь Юрьевич тяжело вздохнул, а затем продолжил:
— Понятное дело, мы тоже многое не можем. Условно говоря, четыре раза в год навестить тех кому за 80, купить еды, вручить деньги. Навещаем еще юбиляров, дарим им ценный подарки, телевизор, или хлебопечку. То что может пригодится в жизни.

Это все, сотрудники музея успевают совмещать со своей основной работой. Просвещения болельщиков, которых в дни матчей в музей набивается более чем двести человек, в историю клуба. А она у него большая. Специально для того, что бы заинтересовать посетителей, был снят фильм к столетию кубанского футбола, который почему то, не получил распространения в сети интернет, хотя сил на его создание было положено немало. Так же, к столетию футбола была выпущена книга, которую создателям пришлось сократить опять же из-за недостатка финансирования, да и в свободной продаже ее никто там и не увидел. Почему, не ясно. Неужели будем ждать следующее, теперь уже двухсотлетие, что бы выпустить книгу, которую смогли бы приобрести все любители спорта?
Практически все фотографии в книги, в фильм, и те, что хранятся в музее, из личной коллекции Игоря Юрьевича.
Собирая её на протяжении долгих лет, он как бы уже тогда, начинал собирать современный музей. Сейчас, он является обладателем одного из самого большого архива в России, но размещать фотографии в музее он не может, из-за того что просто нет места, куда их помещать. Сотрудникам музея было обещано большое помещение, на новом стадионе под Названием «Кубань-арена». Но когда он будет построено, не известно. Так что пока им приходится ютится в этом помещении, скрывая от глаз болельщиков довольно большую коллекцию.

А вообще, экспонаты музея стали собираться еще в довоенные годы. Начал этим заниматься Санжаров Иван Тихонович. Он сам играл в футбол, преподавал и был ректором в ИНФИСе, затем получив медицинское образование, ушел на войну. После войны он возглавил весь Кубанский спорт став главой краевого комитета физкультуры. Он собирал фотографии, книги, программки. И сейчас остатки, того что было частично находятся в институте физкультуры, частично в музее.
— Очень многое в свое время погибло, — сказал мне Игорь Юрьевич, — Такая у нас русская черта, не хранить то, что есть.
С конца 50-х годов на Кубани стали появляться люди, которые стали собирать материалы, сохранять их, таким образом преумножать уже существующую коллекцию. Селезнев Евгений Павлович, Яровой Валентин Александрович, Виштель Валерий Павлович. Все они были зачинателями того, что сейчас со своей командой продолжает создавать Игорь Юрьевич.
— Наш музей был открыт 10 лет назад, и находился он вначале на базе клуба, — рассказывает его хранитель, — но кто туда мог ходить? Закрытая территория, привозили иногда детей, но разве музей для того что бы в него приходили иногда? И вот года четыре назад, администрация края поставила задачу перенести музей на территорию стадиона «Кубань». Наш музей перенесли в это помещение. Тут раньше пивом торговали, и 50% отдавали на развитие детского футбола, а после того как этот ларек закрыли, здесь была коморка, ну а теперь мы. Жаль, конечно, что тут нет ни отопления, ни воды. Многие фотографии приходят в негодность. Ну, нечего другого нам не остается.

Мы еще долго беседовали с Игорем Юрьевичем, о футболе, о развитии спорта, о чемпионате России и прочем. В конце концов, мой диктофон запиликал, говоря о том, что места для записи больше нет. Пожав плечами, я отключил его. Встал, попрощался с создателем музея, вышел на улицу и остановился. Туч больше не было. Ярко-желтое солнце освещало все вокруг. Создавая хорошее настроение. Сделав шаг, другой, я стал, все дальше удалятся от музея, с каждым проделанным шагом понимая все больше и больше, что после этой встречи, внутри меня что – то изменилось. А еще, глубоко в сердце закралась надежда, что у этих людей, работающих в музее все получится. Главное не опускать руки и быть может в нашем, богатом на футбольных людей крае найдутся люди, которые захотят создать практически единственный в России футбольный музей, спасти свою историю. Может быть, найдутся, а может, нет. И что тогда?
Использованы фотографии из репортажей:
По теме:

Всю неделю небо было затянуто тяжелыми серыми тучами. Порой через этот толстый, густой слой пелены пробивались редкие в это время года лучики солнца. Падая на листья деревьев, они опускались все ниже, с ветки на ветку, постепенно переходя на людей, проходящих мимо. Те жмурились, закрывали глаза рукой, отворачивались, но все же, какой – то миг было видно, что их угрюмые до поры лица становились немного счастливее.
Я, ступая ногой на запыленную ветром плитку площади, все ближе и ближе приближался к зданию, возвышающемуся над близлежащим парком. Его видно из далека. Днем благодаря его вышине, а вечером, когда кругом темно, его выдают осветительные мачты. Даже не разбирающийся в спорте человек, проходящий совершенно случайно мимо, поймет что это. Я приближался к стадиону «ФК Кубань». Там, в одном из ответвлений зданий меня ждала беседа с интереснейшим человеком, для которого спорт, это жизнь. Ему он посвятил большую часть своего времени, а кубанскому спорту, тем более.
Пройдя еще около ста метров, я зашел на практически безлюдную территорию стадиона. Сегодня нет игры, поэтому вокруг все тихо и спокойно. Повернув на право, и пройдя еще немного, вижу табличку над небольшой дверью, закрывающей вход в помещение. Присмотревшись, читаю «Музей». Сюда-то мне и нужно.
Хорошо отлаженная дверь, открывается за какой – то миг и перед глазами тут же предстает самое важное, что может быть в музее. Кубки. Один, второй, третий. Отблескивая от ламп на потолке, они как бы стараются сказать тебе, что люди, работающие в музее прекрасно знают как сделать так, что бы даже ничего не говоря заинтересовать посетителя.

Пару мгновений стою в оцепенений засмотревшись на собранные вокруг исторические сокровища. Помещение довольно небольшое, но все оно представляет собой частичку памяти, сохраненную для болельщиков клуба. Стены увешаны плакатами, афишами, грамотами разных лет, со всех сторон весят медали разного достоинства, а за стеклянными витринами, защищающих экспонаты от рук какого-нибудь шаловливого посетителя, находятся редкие и ценные предметы. Хотя что в музее может быть не ценно?
Из ступора меня выводит парень(как я позже узнал зовут его Константин Покручин) появившийся словно из ниоткуда. Этим ниоткуда оказался офис для персонала. Хотя таковым его назвать сложно. Маленькое помещение длиной пару квадратных метров. Парень вопросительно посмотрел на меня, и спросил:
— На интервью?
Я утвердительно махнул головой, после чего парень повернулся и позвал:
— Игорь, к тебе.

Из-за небольшого стенда выглянул серьезный на вид человек, после чего приветливо улыбнулся, и махнул приглашая рукой. Этим человеком был Игорь Юрьевич Гайдашёв. Хранитель музея, историк кубанского футбола, человек без которого не было бы и малой части экспонатов, которые сейчас хранятся здесь. Работая в ФК Кубани на протяжении многих лет, Игорь Юрьевич вкладывает в каждую свою профессию то, чего не хватает многим нынешним менеджерам, бизнесменам, политикам. Он вкладывает в профессию душу. Так может делать только человек, всем сердцем любящий футбол. Игру, миллионов, ставшую близкой сердцу практически для каждого человека на земле. Каждый, кто любит игру, старается быть к ней ближе. Ходит на матчи, смотрит ТВ трансляции, посещает интернет сайт. Игорь Юрьевич пошел дальше, и посвятил свою жизнь любимой команде. Наверное, поэтому он, как и его помощник, Константин, а так же их коллега Вячеслав не могут делать все спустя рукава. Так в каждом из вопросов, они привыкли добиваться максимума. После открытия музея, его работники не просто сидят, внутри показывая пришедшим посетителям историю клуба, а делают так, что бы как можно больше людей узнало её, не выходя из дома, зайдя, к примеру, на интернет портал Fckuban.ru или же посещая детские школы, стараясь приобщить к спорту детей. Подробнее посвящая их в историю клуба, показывая редкие программки, снимки, проводя интереснейшие лекции.

— Конечно, некоторые школы ставят такие интересные условия, что мы практически с ними не хотим сотрудничать, — говорит Игорь Юрьевич, разводя в воздухе руками, — Мы несколько раз приходим, предлагаем свои услуги, а они отвечают нам некогда. Парадокс. Это вообще не правильно.
К сожалению, даже в таком важном вопросе работники музея остаются ограниченными. Нехватка времени, проблема с отсутствием транспорта на котором можно бы было возить экспонаты. Все в той или иной мере влияет на то, что сотрудники, не могут посетить те школы, которые хотят. А страдают от этого не мы с вами, а дети.
Не забывают сотрудники музея и о ветеранах футбола, о тех, кто создавал нашу спортивную историю. О людях, ушедших с экранов, с обложек журналов, из радио эфиров. Но оставшихся в сердцах болельщиков.
— Мы как можем, оказываем поддержку ветеранам Кубани, и спортивным пенсионерам, Для тех, кто нуждается, наш клуб выделяет деньги. Как бы ни хотелось, но администрация города, к сожалению, вообще никакого отношения к нам в этом плане не имеет. Именно клуб выделяет средства, и по возможности мы идем, и покупаем продуктовый набор. Ведь понятно же, что многие люди нуждаются. Некоторые уже не в состоянии даже сходить себе за продуктами.
Сказав это, Игорь Юрьевич тяжело вздохнул, а затем продолжил:
— Понятное дело, мы тоже многое не можем. Условно говоря, четыре раза в год навестить тех кому за 80, купить еды, вручить деньги. Навещаем еще юбиляров, дарим им ценный подарки, телевизор, или хлебопечку. То что может пригодится в жизни.

Это все, сотрудники музея успевают совмещать со своей основной работой. Просвещения болельщиков, которых в дни матчей в музей набивается более чем двести человек, в историю клуба. А она у него большая. Специально для того, что бы заинтересовать посетителей, был снят фильм к столетию кубанского футбола, который почему то, не получил распространения в сети интернет, хотя сил на его создание было положено немало. Так же, к столетию футбола была выпущена книга, которую создателям пришлось сократить опять же из-за недостатка финансирования, да и в свободной продаже ее никто там и не увидел. Почему, не ясно. Неужели будем ждать следующее, теперь уже двухсотлетие, что бы выпустить книгу, которую смогли бы приобрести все любители спорта?
Практически все фотографии в книги, в фильм, и те, что хранятся в музее, из личной коллекции Игоря Юрьевича.
Собирая её на протяжении долгих лет, он как бы уже тогда, начинал собирать современный музей. Сейчас, он является обладателем одного из самого большого архива в России, но размещать фотографии в музее он не может, из-за того что просто нет места, куда их помещать. Сотрудникам музея было обещано большое помещение, на новом стадионе под Названием «Кубань-арена». Но когда он будет построено, не известно. Так что пока им приходится ютится в этом помещении, скрывая от глаз болельщиков довольно большую коллекцию.

А вообще, экспонаты музея стали собираться еще в довоенные годы. Начал этим заниматься Санжаров Иван Тихонович. Он сам играл в футбол, преподавал и был ректором в ИНФИСе, затем получив медицинское образование, ушел на войну. После войны он возглавил весь Кубанский спорт став главой краевого комитета физкультуры. Он собирал фотографии, книги, программки. И сейчас остатки, того что было частично находятся в институте физкультуры, частично в музее.
— Очень многое в свое время погибло, — сказал мне Игорь Юрьевич, — Такая у нас русская черта, не хранить то, что есть.
С конца 50-х годов на Кубани стали появляться люди, которые стали собирать материалы, сохранять их, таким образом преумножать уже существующую коллекцию. Селезнев Евгений Павлович, Яровой Валентин Александрович, Виштель Валерий Павлович. Все они были зачинателями того, что сейчас со своей командой продолжает создавать Игорь Юрьевич.
— Наш музей был открыт 10 лет назад, и находился он вначале на базе клуба, — рассказывает его хранитель, — но кто туда мог ходить? Закрытая территория, привозили иногда детей, но разве музей для того что бы в него приходили иногда? И вот года четыре назад, администрация края поставила задачу перенести музей на территорию стадиона «Кубань». Наш музей перенесли в это помещение. Тут раньше пивом торговали, и 50% отдавали на развитие детского футбола, а после того как этот ларек закрыли, здесь была коморка, ну а теперь мы. Жаль, конечно, что тут нет ни отопления, ни воды. Многие фотографии приходят в негодность. Ну, нечего другого нам не остается.

Мы еще долго беседовали с Игорем Юрьевичем, о футболе, о развитии спорта, о чемпионате России и прочем. В конце концов, мой диктофон запиликал, говоря о том, что места для записи больше нет. Пожав плечами, я отключил его. Встал, попрощался с создателем музея, вышел на улицу и остановился. Туч больше не было. Ярко-желтое солнце освещало все вокруг. Создавая хорошее настроение. Сделав шаг, другой, я стал, все дальше удалятся от музея, с каждым проделанным шагом понимая все больше и больше, что после этой встречи, внутри меня что – то изменилось. А еще, глубоко в сердце закралась надежда, что у этих людей, работающих в музее все получится. Главное не опускать руки и быть может в нашем, богатом на футбольных людей крае найдутся люди, которые захотят создать практически единственный в России футбольный музей, спасти свою историю. Может быть, найдутся, а может, нет. И что тогда?
Использованы фотографии из репортажей:
- «Кубань» едет в Европу www.kublog.ru/blog/kublog/1221.html
- «Кубань» победила в дерби www.kublog.ru/topliga/report_sport/2705.html
По теме:
- ФК «Кубань»: Что останется? www.kublog.ru/topliga/report_sport/4142.html
- 2568


- Che_filosof
Хорошая статья, про хороших людей, которых как обычно забывают.
самое обидное что эти люди сделали для развития спорта в крае намного больше чем так называемые «министры» а благодарности им за это никакой…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии