«Чекон-Макондо». Фотовыставка. Борис Мальцев (Boris Maltsev), Россия
Открытие выставки «Чекон-Макондо» Бориса Мальцева состоится 16 октября в 18-30 в галерее «Art Лес», ул. Рашпилевская, 106, Краснодар. Выставка проходит в рамках Шестого Международного фестиваля фотографии PhotoVisa. Тема фестиваля этого года — «То, что важно и дорого мне». Полное расписание фестиваля.Дождь Макондо стал для нас, живущих на другом континенте, обозначением наших собственных настроений. Макондо – особое место и особое название для связи людей, земли, прошлого, живущего так, будто настоящее не наступило. Может кто-то скажет, что речь об архетипах, только звучит это сухо, без мистики, без ароматов и цветов, которыми переливаются буквы Макондо. Архетипы повсюду, а вот Макондо свой у каждого. Из плоти. У кого-то оставленный в прошлом, забытый. У кого-то незамеченный и потерянный, кто-то слышит его зов и возвращается, не сумев порвать пуповину между собой и землей, грязной осенью, слякотной по весне, цветущей летом и спящей зимой.
Борис Мальцев — создатель краснодарских онлайн-проектов «Живая Кубань» и «Кублог». В персональном фотопроекте он рассказывает о кубанском хуторе Чекон, ставшем для него личным Макондо — тем местом, где связь людей, земли и прошлого неразрывна.
Когда четыре года назад на краснодарском фестивале была первая выставка фотографии из Бразилии, казалось, что кровь из ритуальных петушиных боев закипела и выплеснулась с тех фотографий на нашу жизнь. Помню свои наблюдения за зрителями, — многие выходили с выставки оглушенными: вот это да, это же есть и наша жизнь, но у нас так не снимают.
Мы очень долго жили в пространстве выстроенной, упорядоченной фотографии, которая сродни высокому штилю в литературе, скорее речи письменной, чем разговорной. И если в литературе мы приняли то, что площадной язык может органично выразить / изобразить внутреннее бурление жизни, то визуальная материя, во всяком случае, тот ее отрез, что покрывает выставочные площадки, как будто застыл, замер, вообразив себя имперской парчой. А жизнь с ее маленькими радостями, сладко-романтическими закатами и мгновениями счастья, смешными и драматическими сценками разуверилась в возможности быть перенесенной в картинку так, чтобы сохранились и ритмы, и разные правды ее жителей, спорящие, гудящие наперебой, обрывающие друг друга. Где сюжет? — Начался и оборвался. И продолжится может только в слове, потому как действо кончилось, и, коль не успел поймать его, захватить, — досказывай словами. А параллельно начался другой сюжет, такой же яркий, смачный, духмяный. Как это удержать в статике? Как склеить из этих разных планов одну картинку? Кино, сериалы, тем более, ситкомы – иллюзия того, что способ передачи движения найден, движение — движением, водопад — калейдоскопом стекла.
Жизнь, особенно станичная, протяжная, малоизменчивая, смирилась с тем, что ей назначено быть изображенной наиграно. Уверилась, что ее многоголосие может быть сымитировано лишь нестройным хором профессионалов. Приняла, что должна сделаться «лубком». Впрочем, в лубке старом было не только опрощение формы, но назидательность простых слов и ясных знаков. Было воспроизведение правил, что были и будут (кто знал, что они изменятся, не пройдет и пары сотен лет?)
Казалось, фотографии современной такой поучительной и несерьезной не стать. Не поспеть за жизнью, не подобрать интонации. Но такая фотография есть. Живет сама по себе. Где-то в интернете, где-то в семейном альбоме, где-то просто в столе, вызывая недоумение своей резкой – непохожей ни на статику «высокого искусства», ни на глянцевую обертку сериала, — формой. Кто-то признает в ней шутовство и балагурство, подглядки станичников за соседом в приоткрытые ставни хаты. Но есть в такой фотографии «зрак земли» (по аналогии с голосом и словом) – как магма начинает говорить голосами граждан Макондо, так Чекон показывает себя отраженным глазами своих детей.
Ирина Чмырева
Мои фоторепортажи из Чекона:
Новости Чекона:
- Баранина www.kublog.ru/blog/3353.html
- Свинина: www.kublog.ru/blog/3843.html
- Курятина: www.kublog.ru/blog/4230.html
- Молоко: www.kublog.ru/blog/4246.html
- Брак: www.kublog.ru/blog/3311.html
- Мама: www.kublog.ru/blog/4814.html
- Пасха: www.kublog.ru/blog/4297.html
- Виноградники: www.kublog.ru/blog/6032.html
- Rules: www.kublog.ru/blog/5746.html
- Рынок www.kublog.ru/blog/6033.html
- Станица Геймановская www.kublog.ru/blog/21.html
- Личное сообщение www.kublog.ru/blog/3044.html
- 100 километров от Краснодара www.kublog.ru/blog/3646.html
- Встреча одноклассников: 25+8 www.kublog.ru/blog/3649.html
- Степной www.kublog.ru/blog/3042.html
События
- 3081
- ToT
Вот что сказал Парфенов в «Намедни» в самом начале девяностых.
«Новое время рождает нового героя. Тысячи и тысячи фирм должны составлять квартальные и годовые балансовые отчёты. Финансистов единицы. Финансист — это личный риск отдельно взятого предпринимателя. Это — подвиг одиночки. Настоящий массовый героизм проявляет армия бухгалтеров. Теперь это — самая модная профессия. Впервые о „Бухгалтерах“ слагают песни (звучит клип „Бухгалтер“ группы „Комбинация“).
Раньше в бухгалтерах коротали век засыхающие в девичестве неперспективные барышни. Теперь газеты завалены объявлениями „Требуется“. Одна и та же работа в частном секторе оплачивается в пять раз выше, чем в государственном. Бухгалтер занят привычным делом за непривычные деньги. Так велела эпоха. „Ты только прикажи, и я не струшу, товарищ Время, товарищ Время!“. И действительно — чего тут бояться?»."
А фотографии. Ну не знаю… Кстати, текст к ним прилагается очень спорный. Я бы, например, поспорила. Название выставки просто замечательное. Но оно обязывает. Планка высоко поставлена.
А с чем поспорили бы в тексте?
«Мы очень долго жили в пространстве выстроенной, упорядоченной фотографии, которая сродни высокому штилю в литературе, скорее речи письменной, чем разговорной. И если в литературе мы приняли то, что площадной язык может органично выразить / изобразить внутреннее бурление жизни, то визуальная материя, во всяком случае, тот ее отрез, что покрывает выставочные площадки, как будто застыл, замер, вообразив себя имперской парчой. А жизнь с ее маленькими радостями, сладко-романтическими закатами и мгновениями счастья, смешными и драматическими сценками разуверилась в возможности быть перенесенной в картинку так, чтобы сохранились и ритмы, и разные правды ее жителей, спорящие, гудящие наперебой, обрывающие друг друга.»
Ну, мягко говоря, это преувеличение, особенно про «долго жили в пространстве выстроенной упорядоченной фотографии». Какое это время? В какие годы? Кто это — мы? В какой стране? То явление, которое автор, почти))) называл площадной фотографией по аналогии с площадным языком, в фотоискусстве существовало всегда. Подчеркиваю: в фотоискусстве. Ну почти всегда. Другое дело, что для наполнения пространства каких-либо проектов иногда, может и очень часто(смотря какой проект) не хватает «материала» для наполнения самого «проектного пространства». Вот и подбирается какой-нибудь фотомусор, к нему кураторами придумывается концееецииия ))) и ведутся умные разговоры ни о чем. Никто ничего не понимает, но процесс говорения очень красивый. Со значительными лицами. Качественная фотография (во всех смыслах) не нуждается в дополнительных объяснениях. Извините, «убегаю в дела».((( Потом допишу. Просто неудобно долго не отвечать.
В идеале, фотография должна «продолжаться» фотографией. Иногда это называется — репортаж))). Конечно, возможен короткий комментарий к фотографиям. Если слов много, значит автор не смог сделать содержательную фотографию или серию фотографий, в том числе репортажных.
Вот еще цитата: «Как удержать это в статике?» Ну это просто. Надо быть талантливым и в совершенстве владеть ремеслом фотографа. Мне кажется, что автору текста все это хорошо известно. Ее вариант ответа, на мой взгляд, намеренно опускает планку требований для для фотографов. Зачем? Не знаю.
В «Русском репортере» публикуют замечательные тексты и замечательные фотографии к ним. В чем «замечательность» последних? Если эти фотографии опубликовать отдельно от текста, то они настолько самодостаточны, что сами по себе являются содержательным и понятным повествованием. Например, серия фотографий «об оленях» Татьяны Плотниковой. На мой взгляд, это высший пилотаж.
Примеры в студию) Кто? Где? Когда?
Покажите примеры «не упорядоченной» фотографии, но тем не менее транслирующей содержательный рассказ. Потому, что все остальное как раз — это «пространстве выстроенной упорядоченной фотографии».
expert.ru/russian_reporter/2014/4