«Чекон-Макондо». Фотовыставка. Борис Мальцев (Boris Maltsev), Россия


Открытие выставки «Чекон-Макондо» Бориса Мальцева состоится 16 октября в 18-30 в галерее «Art Лес», ул. Рашпилевская, 106, Краснодар. Выставка проходит в рамках Шестого Международного фестиваля фотографии PhotoVisa. Тема фестиваля этого года — «То, что важно и дорого мне». Полное расписание фестиваля.

Борис Мальцев — создатель краснодарских онлайн-проектов «Живая Кубань» и «Кублог». В персональном фотопроекте он рассказывает о кубанском хуторе Чекон, ставшем для него личным Макондо — тем местом, где связь людей, земли и прошлого неразрывна.
Дождь Макондо стал для нас, живущих на другом континенте, обозначением наших собственных настроений. Макондо – особое место и особое название для связи людей, земли, прошлого, живущего так, будто настоящее не наступило. Может кто-то скажет, что речь об архетипах, только звучит это сухо, без мистики, без ароматов и цветов, которыми переливаются буквы Макондо. Архетипы повсюду, а вот Макондо свой у каждого. Из плоти. У кого-то оставленный в прошлом, забытый. У кого-то незамеченный и потерянный, кто-то слышит его зов и возвращается, не сумев порвать пуповину между собой и землей, грязной осенью, слякотной по весне, цветущей летом и спящей зимой.

Когда четыре года назад на краснодарском фестивале была первая выставка фотографии из Бразилии, казалось, что кровь из ритуальных петушиных боев закипела и выплеснулась с тех фотографий на нашу жизнь. Помню свои наблюдения за зрителями, — многие выходили с выставки оглушенными: вот это да, это же есть и наша жизнь, но у нас так не снимают.

Фото Александры Мальцевой, КублогМы очень долго жили в пространстве выстроенной, упорядоченной фотографии, которая сродни высокому штилю в литературе, скорее речи письменной, чем разговорной. И если в литературе мы приняли то, что площадной язык может органично выразить / изобразить внутреннее бурление жизни, то визуальная материя, во всяком случае, тот ее отрез, что покрывает выставочные площадки, как будто застыл, замер, вообразив себя имперской парчой. А жизнь с ее маленькими радостями, сладко-романтическими закатами и мгновениями счастья, смешными и драматическими сценками разуверилась в возможности быть перенесенной в картинку так, чтобы сохранились и ритмы, и разные правды ее жителей, спорящие, гудящие наперебой, обрывающие друг друга. Где сюжет? — Начался и оборвался. И продолжится может только в слове, потому как действо кончилось, и, коль не успел поймать его, захватить, — досказывай словами. А параллельно начался другой сюжет, такой же яркий, смачный, духмяный. Как это удержать в статике? Как склеить из этих разных планов одну картинку? Кино, сериалы, тем более, ситкомы – иллюзия того, что способ передачи движения найден, движение — движением, водопад — калейдоскопом стекла.
Жизнь, особенно станичная, протяжная, малоизменчивая, смирилась с тем, что ей назначено быть изображенной наиграно. Уверилась, что ее многоголосие может быть сымитировано лишь нестройным хором профессионалов. Приняла, что должна сделаться «лубком». Впрочем, в лубке старом было не только опрощение формы, но назидательность простых слов и ясных знаков. Было воспроизведение правил, что были и будут (кто знал, что они изменятся, не пройдет и пары сотен лет?)

Казалось, фотографии современной такой поучительной и несерьезной не стать. Не поспеть за жизнью, не подобрать интонации. Но такая фотография есть. Живет сама по себе. Где-то в интернете, где-то в семейном альбоме, где-то просто в столе, вызывая недоумение своей резкой – непохожей ни на статику «высокого искусства», ни на глянцевую обертку сериала, — формой. Кто-то признает в ней шутовство и балагурство, подглядки станичников за соседом в приоткрытые ставни хаты. Но есть в такой фотографии «зрак земли» (по аналогии с голосом и словом) – как магма начинает говорить голосами граждан Макондо, так Чекон показывает себя отраженным глазами своих детей.

Ирина Чмырева

Мои фоторепортажи из Чекона:

Новости Чекона:
Из детства:

Комментарии

  • avatar
  • AlexMiroshnikov
  • написано
Постараюсь посетить мероприятие, надеюсь будет что посмотреть.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Сходите, посмотрите, потом расскажете нам )))
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
В свое время я стала читать «Живую Кубань» потому, что мне кто-то сказал, что ее создал бухгалтер. Я считаю, что это самая удивительная профессия на свете. Почему я так думаю? Не скажу. Долго объяснять. Кстати, это одна из самых древних профессий. И она возникла задолго до того, как появились деньги. Кто-то же учитывал куски добытого мамонта. Он, а не вождь племени. Возможно, этот же человек и распределял пищу среди соплеменников. Мне всегда было интересно читать книги доходов и расходов какого-нибудь хозяйствующего субъекта. Например, большого поместья в дореволюционной России. Вся жизнь как на ладони. Не надо слов. Говорят цифры.
Вот что сказал Парфенов в «Намедни» в самом начале девяностых.
«Новое время рождает нового героя. Тысячи и тысячи фирм должны составлять квартальные и годовые балансовые отчёты. Финансистов единицы. Финансист — это личный риск отдельно взятого предпринимателя. Это — подвиг одиночки. Настоящий массовый героизм проявляет армия бухгалтеров. Теперь это — самая модная профессия. Впервые о „Бухгалтерах“ слагают песни (звучит клип „Бухгалтер“ группы „Комбинация“).
Раньше в бухгалтерах коротали век засыхающие в девичестве неперспективные барышни. Теперь газеты завалены объявлениями „Требуется“. Одна и та же работа в частном секторе оплачивается в пять раз выше, чем в государственном. Бухгалтер занят привычным делом за непривычные деньги. Так велела эпоха. „Ты только прикажи, и я не струшу, товарищ Время, товарищ Время!“. И действительно — чего тут бояться?»."

А фотографии. Ну не знаю… Кстати, текст к ним прилагается очень спорный. Я бы, например, поспорила. Название выставки просто замечательное. Но оно обязывает. Планка высоко поставлена.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Это точно. Бухгалтеры отважный народ.

А с чем поспорили бы в тексте?
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Например, вот это:
«Мы очень долго жили в пространстве выстроенной, упорядоченной фотографии, которая сродни высокому штилю в литературе, скорее речи письменной, чем разговорной. И если в литературе мы приняли то, что площадной язык может органично выразить / изобразить внутреннее бурление жизни, то визуальная материя, во всяком случае, тот ее отрез, что покрывает выставочные площадки, как будто застыл, замер, вообразив себя имперской парчой. А жизнь с ее маленькими радостями, сладко-романтическими закатами и мгновениями счастья, смешными и драматическими сценками разуверилась в возможности быть перенесенной в картинку так, чтобы сохранились и ритмы, и разные правды ее жителей, спорящие, гудящие наперебой, обрывающие друг друга.»

Ну, мягко говоря, это преувеличение, особенно про «долго жили в пространстве выстроенной упорядоченной фотографии». Какое это время? В какие годы? Кто это — мы? В какой стране? То явление, которое автор, почти))) называл площадной фотографией по аналогии с площадным языком, в фотоискусстве существовало всегда. Подчеркиваю: в фотоискусстве. Ну почти всегда. Другое дело, что для наполнения пространства каких-либо проектов иногда, может и очень часто(смотря какой проект) не хватает «материала» для наполнения самого «проектного пространства». Вот и подбирается какой-нибудь фотомусор, к нему кураторами придумывается концееецииия ))) и ведутся умные разговоры ни о чем. Никто ничего не понимает, но процесс говорения очень красивый. Со значительными лицами. Качественная фотография (во всех смыслах) не нуждается в дополнительных объяснениях. Извините, «убегаю в дела».((( Потом допишу. Просто неудобно долго не отвечать.
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
А вот это вообще забавно. «Где сюжет? — Начался и оборвался. И продолжится может только в слове, потому как действо кончилось, и, коль не успел поймать его, захватить, — досказывай словами» ???
В идеале, фотография должна «продолжаться» фотографией. Иногда это называется — репортаж))). Конечно, возможен короткий комментарий к фотографиям. Если слов много, значит автор не смог сделать содержательную фотографию или серию фотографий, в том числе репортажных.

Вот еще цитата: «Как удержать это в статике?» Ну это просто. Надо быть талантливым и в совершенстве владеть ремеслом фотографа. Мне кажется, что автору текста все это хорошо известно. Ее вариант ответа, на мой взгляд, намеренно опускает планку требований для для фотографов. Зачем? Не знаю.

В «Русском репортере» публикуют замечательные тексты и замечательные фотографии к ним. В чем «замечательность» последних? Если эти фотографии опубликовать отдельно от текста, то они настолько самодостаточны, что сами по себе являются содержательным и понятным повествованием. Например, серия фотографий «об оленях» Татьяны Плотниковой. На мой взгляд, это высший пилотаж.
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Позже, когда наконец появится время попытаюсь поспорить с вами, отстаивая текст Ирины. Но пока, те же вопросы, что вы задаете ей — адресую вам.
То явление, которое автор, почти))) называл площадной фотографией по аналогии с площадным языком, в фотоискусстве существовало всегда. Подчеркиваю: в фотоискусстве.
Примеры в студию) Кто? Где? Когда?
Покажите примеры «не упорядоченной» фотографии, но тем не менее транслирующей содержательный рассказ. Потому, что все остальное как раз — это «пространстве выстроенной упорядоченной фотографии».
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Предлагаю вернуться к этому разговору в конце ноября. Как ни банально, но сейчас нет времени на обстоятельные беседы. А пока поздравляю Бориса Мальцева с публикацией его фотографии в «Русском репортере». В Краснодаре немного фотографов, у которых есть такое достижение. Я, например, знаю только двух. Но очень разных.Удачи.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Ой, а я не в курсе. Что за публикация в «Русском репортере»? ))
  • avatar
  • foolton
  • написано
  • avatar
  • ToT
  • написано
Ой, круто. Спасибо Женя. И Вам Vinogradinka тоже :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Vodolei_ko
  • написано
Мне тоже название очень понравилось. Шикарно. Манит посмотреть выставку.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.