Будущее транспорта Краснодара с точки зрения науки и практики

Пост навеян активно обсуждаемыми в интернетах и на кухнях нововведениями в транспортную составляющую Краснодара последних месяцев. Битвы «знатоков» и тонны ненависти автовладельцев.
К сожалению, хотя сам и автовладелец, хочу огорчить водителей частных авто — дальше будет хуже. Или использование личного автомобиля в центре города будет фатально дорого и не комфортно или город умрет.
В 2010 году на русском языке вышла книга Вучика «Транспорт в городах, удобных для жизни» и теперь любой из нас может ознакомится с что, почем и как.

Небольшая выдержка из предисловия с моими комментариями профана.

«Принцип № 1. Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля. Все автомобилисты равны. Едущий автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную транспортную работу, второй – нет.
Соответственно, парковка немыслима на тротуаре, во дворе (если этот двор не находится в вашей частной собственности) и, разумеется, везде, где вы можете хоть чем-то помешать движению автомобилей и пешеходов, а также работе общественного транспорта.

Этой фразой все сказано. Все логические выкладки идут из вышеприведенного постулата.
Город создан для людей, а не для железных устройств на колесах. Поэтому личный автомобиль, особенно стоящий, есть самое угнетенное существо в иерархии города. И проблемы автовладельца не должны волновать пешеходов, велосипедистов и пассажиров трамваев/троллейбусов. Парковка — самая больная тема, но первый ответ на нее — продай/сожги/сбрось в Кубань свой автомобиль или не ной и плати.
Принцип № 2. Единственный кусок городского пространства, где автомобилист не является угнетенным существом и где он не увидит ни пешеходов, ни велосипедистов, ни остановок общественного транспорта, это сеть городских скоростных магистралей (фривэев), трассированных вне пятна застройки. Ни один продвинутый мегаполис мира не обходится без четкой функциональной стратификации улично-дорожной сети. Первый, базовый контур—это улицы. Здесь хозяин – пешеход, которому надо спускаться под землю только для входа в метро, но не для перехода проезжей части. Здесь скорости движения автомобилей строго лимитированы и светофоры на каждом шагу. Второй контур – фривэи, исключительными пользователями которых являются автомобилисты; скорости здесь высокие (по различным национальным и местным нормам до 100 миль в час, а иногда и вовсе без ограничений); примыкания – редкие и правильно обустроенные; пешеходов и светофоров нет вовсе. Характерные для Москвы многополосные проспекты и шоссе, представляющие собой гибриды улиц и фривэев, встречаются также и за пределами России, но во всех случаях считаются вынужденным скверным решением.

В Краснодаре фривеев, по сути нет, если не считать участков объездных и куска Ростовского щоссе. Увы, братья автомобилисты, нам не повезло. Краснодар не был разрушен в Великую отечественную так как, к примеру, Минск, где при послевоенном восстановлении сразу закладывали площади для широченных магистралей. А сносить Краснодар никто не даст ради радости гегемона в самобеглой коляске.

Принцип № 3. Каждый кусок городского пространства—улицы, проезда, тротуара, двора – имеет собственника. Собственником является либо муниципалитет, либо владелец дома, либо владельцы квартир, объединенные в кондоминиум. Парковка, несанкционированная собственником, считается правонарушением. В частности, на муниципальной земле можно припарковаться только там, где это обозначено соответствующими знаками и указателями, да к тому же указан парковочный тариф и форма оплаты.

Упс. А вы то думали, что все вокруг народное, все вокруг мое? Так что, ты купил квартиру, но оплатил и парковочное место, а то что твой застройщик не удосужился выделить соответствующую площадь под парковочные места — твоя проблема. На работе негде припарковаться? Значит ты не гендиректор которому выделено парковочное место — ходи пешком. Ты поставил машину на парковке перед Красной площадью, вспомни, что оплата твоей парковки включена в чек. И т.д. и т.п. Появление платных парковок в центре Краснодара первая ласточка. И я фатально не понимаю почему этого не было сделано еще 10 лет назад. Вы хотите как в Европе? Платите как в Европе или ходите пешком.

Принцип № 4. Парковка за немногими исключениями платная. Плата за парковку прогрессивно растет по мере приближения к городскому центру.

То есть в Пашковке наверное так и останется бесплатным прижать свой драндулет на узой гравийной улочке, а вот уже ближе к центру ценник будет прогрессирующе расти, до уровня «нестерпимо больно», вырабатывая условный рефлекс «не езди в центр на машине»

И еще в заключение цитата:

Не менее резки возражения В. Вучика против сохранения практики бесплатных парковок (free parking), которая, по его мнению, приводит к ценовой несбалансированности автомобильных поездок и поездок на общественном транспорте и, соответственно, стимулирует неограниченный спрос на ресурсы улично-дорожной сети города. Вот характерное высказывание автора: «.когда парковка является субсидируемой („бесплатной"), что происходит практически повсеместно, кроме центра города, прямыми затратами на автомобильные поездки можно пренебречь».


Так что новости плохие. К сожалению, в России сначала сделали все неправильно, а потом задумались «кто виноват и что делать»? Хотя США начал решать эти вопросы чуть менее 100 лет назад, а Европа с 50ых годов. Нам же оставалось лишь RTFM. Но мануалы читают лищь ботаны.

Спасибо за внимание.

Комментарии

  • avatar
  • Matryonin
  • написано
… вы крутой!
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Deafman
  • написано
Я не люблю автомобили.
  • avatar
  • badniceguy
  • написано
Отличный материал! Спасибо, было интересно прочитать.

Платные парковки отличное решение для центра и города, как и развитие ОТ. Но, как мне кажется, нашим властям все же стоит параллельно попробовать заняться развитием фривеев. Возможно, у меня дилетантский взгляд, но шикарный фривей получился бы на место ЖД путей. Ну и внятное колечко вокруг города.
  • avatar
  • Deafman
  • написано
В той же книге Вучика автор настойчиво предостерегает от перекосов только в один вид транспорта: толькоо авто или только велосипеды или… И активного продвигает идею мультимодальной транспортной системы, где разные виды как личного так и общественного транспорта дополняют друг друга. Таким образом Фривеи в Крр нужны и полезны. Но! строить их особо негде — только объездные, Ростовка, Западный обход, мосты через Кубань и адыгейские просторы.
ЖД пути идущие с севера на юг выглядят очень аппетитно для асфальтоукладчика. Но я возражу — получится еще одна автомобильная дорога. Въезды, съезды с которой будут стоять все равно.
Основная идея это отнюдь не улучшать удобство автомобилиста, а за счет и в ущерб самобеглым коляскам развивать другие варианты передвижения. ЖД ветка КРР1/КРР2 — есть прекрасная уже готовая инфраструктура для «легкого метро», внутригородской электрички и для скоростных коротких плечей в ближайший пригород как на север (Динская), так и на Юг (Энем, Афипская).
  • avatar
  • flokush
  • написано
Идеально.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.