"Медея" в "Одном театре": Radiohead и греческие авторы не всегда спасают

Сначала было стойкое ощущение, что мой плейлист попал в руки звукорежиссеру. Джонни Кэш, саундтрек к «Королевству полной луны» и Radiohead — музыкальное сопровождение у спектакля блистательное. И да, это касается даже Мэнсона. Одно только «но». Музыка хороша сама по себе, в постановке только «sweet dreams» звучат к месту. Но обо всем по порядку.

По замыслу древнего грека Еврипида, руке которого принадлежит первоисточник пьесы, Медея с Ясном и двумя детьми прибывают в Коринф, где Ясон решает жениться на дочери местного царя. Медея в ярости отравляет будущую жену Ясона и ее отца, а затем убивает собственных детей и себя. Эти древнегреческие парни знали толк в массовых убийствах.

Массовые убийства тоже имели место быть. Фото Василия Смирного. Кублог

В 1946 году французский драматург и сценарист Жан Ануй написал пьесу «Медея», которая, мягко говоря, сильно отличается от произведения Еврипида. По ней-то и поставил спектакль Арсений Фогилев — актер краснодарской Драмы, пробующий себя в качестве режиссера в самопровозглашенном «Одном театре».

Когда кто-то решается ставить такую вещь, как «Медея», стоит обратить внимание на богатый бэкграунд – это вам и оригинал, и пьеса Ануя, и экранизации Триера (весьма удачная, между прочим), и Пазолини и т.д.

По канонам Ануя мы должны иметь монолог главной героини с вкраплениями реплик других персонажей, что тяжело. Особенно, если Медея два часа одинаково надрывно орет, истязается, залазит на авто в центре сцены, кидается жестяными кружками, столами, стульями, в общем, ведет активную сценическую жизнь. Насчет авто действительно занятно: навык капотовзбирания — на высоте.

Что было плохого на спектакле: стулья. Нет, не на сцене, а сидячие места для зрителей. Миниатюрные складные стулья — это ужасно неудобно в случае с посещением спектакля, который длится 2,5 часа, а потом еще целый час проходит его обсуждение. Я, конечно, понимаю, что театр включает в себя эксперименты с пространством, но не стоит экономить на стульях, пожалуйста (или на пространстве — это уж как удобней называть).

Неудобным для зрителя был и звук. У исполнительницы роли Медеи, Татьяны Башковой, прекрасный тембр голоса, так зачем заглушать его музыкой (а точнее, не мене прекрасным Кэшем)? Все пять рядов передо мной все время сидели сильно подавшись вперед, потому что было не разобрать и половины слов. А слов много.

Татьяна Башкова в роли Медеи. Фото Василия Смирного. Кублог

Затем. Роли еще сыроваты, как и положено, впрочем, на премьере. Ясон не раскрыт, хотя потенциально хорош, ведь его играет Андрей Харенко – Гамлет Драмтеатра. Исполнительница роли Медеи хоть и хорошего типажа, но не выдерживает обрушенных на ее плечи 85% сценария. И где, вообще, дети? Это ведь главная спекулятивная тема героини. Не обязательно их показывать, но хотя бы упомянуть больше одного раза было бы неплохо.

Андрей Харенко в роли Ясона. Фото Василия Смирного. Кублог

Режиссер Арсений Фогелев, видимо, придерживался стратегии «не знаешь, чем заполнить сцену, – дай актерами покурить!» Курят все. И я не протестую (хотя и не курю, прошу заметить), но тут с этим перебор. На заметку: курение в кадре не делает его эмоциональней, объемней или современней. Это киношный стереотип.

Арсений Фогелев. Фото Василия Смирного. Кублог

В те моменты, когда актеры не курят, то есть в первой половине спектакля, они усиленно моют руки, посуду, стирают, наливают. Какая-то водная тема просто.

Креонт и вовсе похож на Коломбо (ну, который из телесериала), а его душещипательный (по Аную) монолог о раскаянии в убийствах детей выглядит как-то не к месту.

С точки зрения работы со сценарием у меня только одна придирка: к чему же эта сцена под звуки Мэрлин Мэнсона? Откуда она? Что за массовая резня в полутьме?

Да, дождь в конце – это круто. Это так, знаете, по-английски: машина, похожая на классический кэб (кто-то в зале заметил), несколько трупов в ней, контровой свет и дождь. Но это не должно мешать катарсису, с которым все непросто, а может я его пропустила.

Тот самый дождь в финале. Фото Василия Смирного. Кублог

Очевидно, что на премьере были моменты, которые смело можно назвать «косяками», и их еще исправят, они не так страшны. Музыку можно сделать потише, на стулья плевать, Ясон осмелеет уже к третьему показу, Медею убедят немного поостыть, а дождь будет исполнять эпическую роль в финале. Только это не поможет сделать из показанной «Одним театром» «лав стори» катарсическую интерпретацию греческой трагедии.

п.с. исполнители Няньки и заикающегося парня — чудо как хороши на сцене!

И напоминаю, это вы сейчас читаете мой блог. Редакционный кубло-текст в другом месте: www.kublog.ru/blog/kublog/620.html

Комментарии

  • avatar
  • Monopolya
  • написано
хороший отзыв, во многом согласна
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
m.vk.com/album-47257149_170088925 Так вот откуда эти фотографии Елены.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • minsport23
  • написано
Последнее фото особенно особенно.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.