"Левиафан" или "За что я все-таки люблю наше кино"

Кадр из трейлера к фильму "Левиафан"

Новая картина Звягинцева «Левиафан» напомнила, за что я все-таки люблю наше кино.

Кривая интереса к отечественному(советский не подразумевается) кинематографу в моей жизни всегда была подобна поездке на американских горках. И сколько бы не прокатывало внизу, всегда будет лихой взлет до небес.

В детстве я смотрел, хоть и не все понимая, и уважал «Брата», «Ворошиловского стрелка», «Особенности национальной охоты». Пусть они были слишком взрослыми, но знак качества в моих вкусах заслужили. Потом в жизнь пришел Голивуд, поразил размахом и заставил ждать, когда же на Родине начнут снимать что-то подобное. И, к сожалению, начали…

Помню тот поход в кино на первый «Ночной дозор». Мы все его ждали, строили надежды. Да, все вышло не так плохо, но во время просмотра не покидало чувство диссонанса. Вроде любимые актеры, вроде играют хорошо, но все попытки пародировать блокбастеры смотрелись нелепо, вычурно и не к месту. «Турецкий гамбит» порадовал больше, но это фильм исторический, что всегда было нашим козырем. Второй Дозор разочаровал сильнее, не говоря уже о том, что идти на него в кино не хотелось вовсе.

Кадр из трейлера к фильму "Левиафан

Так я понемногу поглядывал в сторону нашего кино, до последнего надеясь на хорошее. И пришло время «Самого лучшего фильма». Наверное, с него началась моя последующая неприязнь к Российским фильмам. И если первый фильм, как блин, второй, вроде бы, работа над ошибками, то последующее конвейерное производство добило окончательно. И до сих пор я обхожу это стороной. Про несчастные Черные молнии, ремейки советской классики либо хорошо, либо ничего. Так что двигаемся дальше.

Параллельно я узнал, что ни одним кинотеатром живо наше кино. «Комедии от ТНТ», ремейки, недоблокбастеры, про войну и прочие ярлыки прочно засели в моем сознании. Об одной категории хочется сказать подробнее. Так называемая, «чернуха». Картины вроде тех, что снимает Гай Германика или недавний «Класс коррекции». О них язык не повернется сказать, как о плохом кино, но и рекомендовать такое к просмотру не хочется. Уж слишком всё мрачно и гипертрофированно. И все там плохие. Всё-таки капельку света уронить стоило бы. Фестивальные работы на тот момент казались для меня слишком высокопарными. Но со временем взгляды изменились.

Вера в хорошее отечественное кино во мне проснулась с одного единственного фильма: «Географ глобус пропил». Уважение к Хабенскому сыграло свое, и я решился на просмотр. И не напрасно. Именно такое кино у нас получается лучше всего: не о супергероях, не о фантастике, а о маленьком человеке в большом Мире, большой стране. И Географ не выносит приговора, не диктует мораль, а дает каждому решить, на какой точке зрения остановиться. Следом за ним мне попалась «Игра в правду». И снова ударила в цель. Снятый по примеру «Резни» это камерная История, похожая на театральную постановку, поднимает многие вопросы, а в главных героях мы с друзьями долго еще искали будущих себя.

Кадр из трейлера к фильму "Левиафан

Эти два фильма я до сих пор рекомендую всем. И пусть еще можно поговорить о Ёлках, Горько, Богатырях, патриотических байопиках, как о новых традициях в кино. Не хочется, все и так об этом всё знают. Скажу только, что ни один из последних фильмов данных франшиз не смотрел. И, наверное, не буду. Ах да, еще парой ярких пятен стали работы «Квартета „И“, но ребята немного заигрались с „мужскими разговорами“.

И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали: Левиафан. Маленький человек в большом Мире. Но здесь все сложнее, глубже. Нам не дают возможности додумать что-либо, а показывают всю Систему, как есть, с ее лицемерием, лживостью и коррумпированностью. А что с ней делать? Автор, наверное, ответа тоже не знает. Добавить хочется многое, но не стоит, лучше самому один раз увидеть. Золотой глобус просто так не дадут.

Любить отечественное кино сложно, но очень даже можно. И с каждым Географом и Левиафаном хочется больше. Надеюсь, в будущем нас ждет больше личных, живых историй. Ведь все мы маленькие люди в такой большой пребольшой стране.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • DmitryKharlamov
  • написано
И сколько еще будут звенеть эти дифирамбы?! Уважаемый автор, судя по качеству и глубине Вашего анализа картины, видно, что в кино Вы не последний человек. Каждую ноту и гамму обглодали. Молодцом. Вы, как эксперт, безусловно прочувствовали всю пышность фабул, эклектичность визуального исполнения, а самое главное всю суть неотарковской достоевщины в исполнении Звягинцева. Боже, простите, но как Вы садитесь писать статьи об искусстве, в котором ничерта не понимаете?! Зачем?! Копипастить зашоренные отзывы миллионов тлей?! А самое ужасно даже не это, страшно то, что Вы не можете узреть тот идеологический крах, который нависает над всей культурой и страной. Вы, конечно же, знакомы со всем творчеством Звягинцева, и перед тем как писать о «Нашем Левиафане» еще раз просмотрели, проанализировали материал, и Вам ли мне рассказывать о западопоклоннической манере Андрея, о его так сказать импортном варианте России. Вы это прекрасно знаете, я уверен. И не смущает ли Вас тот факт, что обычный житель Испании, Германии, Америки и многих других стран с любопытством глянет фильм, который так урожайно собирает призы на всех международных кинофестивалях и что он там увидит?! Дикую Рашку — вот что! Алкоголизм, имбицильность, безнравственность и самое главное бызысходность. Ну, она такая и есть — скажете Вы, чего же нам лукавить и пытаться принапудрить пропитые мешки под глазами?! Тогда какая польза от хирурга, который скальпелем разрезает гнойный нарыв и показывает ее больному?! На вот, посмотри до чего ты довел себя, затем вписывает свое имя в историю болезни и провожает больного домой с гноем на теле. Забавно, не правда ли?! Коль правду хотите показывать, так сатирой вырезайте, а разносить гной на весь мир...(мат) Когда в штатах наступил Великий кризис 30 х годов, Холливуд конвеерно выпускал хепиэндыши. Подумайте на досуге, зачем?!
И на будущее, работайте с материалом прежде чем писать о столь многогранном виде искусства.
  • avatar
  • watchman
  • написано
Благодарю за замечание. Когда буду писать рецензию на конкретный фильм, так и сделаю. Здесь я не обещал раскрывать многогранность картины, потому что об этом можно почитать где угодно. Тема поста все-таки более личная и к Звягенцеву относится все-таки косвенно. Кстати, никогда раньше не доводилось смотреть русский фильм с английскими субтитрами. И то ли переводчики особо не старались, но чувствуется разница между двумя языками, в пользу родного, конечно.
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Насколько мне известно, Звягинцев снимал фильм не об ужасах современной России, а о Государстве вообще. Россия взята как наиболее близкий автору пример — просто потому, что ее жизнь Звягинцев хорошо знает. Но толчком к возникновению сюжета фильма послужил случай, который произошел в Америке лет 10 назад (сейчас уже не буду искать подробности и ссылки). Название тоже вполне очевидно: отсылка к Томасу Гоббсу, английскому философу 17 века, сравнившего государство с библейским чудовищем Левиафаном. В Библии он упоминается в качестве враждебного Богу могущественного существа, над которым Бог одерживает победу в начале времен; у Гоббса Левиафан стал метафорой Государства, стихийной силы, в могуществе своем равной Богу. Как природе всё равно, что там происходит с человеком, так и государству это всё равно — оно неумолимо и равнодушно так же, как и любые природные проявления. К чему тут ваши крики о гное — совершенно непонятно. Фильм Звягинцева — о любой стране, о любом государстве. Именно за это он и получил награду — за свою универсальность.
Когда в штатах наступил Великий кризис 30 х годов, Холливуд конвеерно выпускал хепиэндыши. Подумайте на досуге, зачем?!
А вот в России хэппиэнды никогда не котировались, мало того — вся русская литература пронизана духом пушкинского «Пророка»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Русский писатель словечка в простоте не скажет: всё думает думу о судьбах человечества и своей Миссии. До смеха ли тут? Какие хэппиэнды?
Об этом тоже можно подумать на досуге, не находите?
И на будущее, работайте с материалом прежде чем писать о столь многогранном виде искусства
Человек, кажется, всего лишь пост у себя в блоге написал, впечатлениями поделился, на большее и не претендовал. Или мнением могут делиться только кинокритики с высшим образованием и двадцатилетним стажем работы?
  • avatar
  • DmitryKharlamov
  • написано
Думаю, что вот здесь будут некоторые ответы.
snob.ru/selected/entry/86362
  • avatar
  • watchman
  • написано
У журнала говорящее название, бросил его читать в свое время.
Но все-таки каждый имеет право на свою точку зрения. Спорить смысла нет))
  • avatar
  • Tenar30
  • написано
Ах ты господи. Ну ладно, если вы нашли ответы там, я за вас рада.
Мне интереснее точка зрения Антона Долина: kinoart.ru/archive/2014/07/tri-kita-leviafan-rezhisser-andrej-zvyagintsev
«В этой беспросветности напрашивается вопрос к авторам, озвученный уже многими критиками фильма: к чему сгущать мрак, о котором нам давно известно? Как говорилось в советских школьных сочинениях: где же положительный герой? Придется дать соответствующе кондовый ответ. В таком фильме единственный подлинный герой – его создатель, не побоявшийся вскрыть сопротивлявшуюся реальность, взломать код опостылевшей духовности и обнаружить за ним зияющую пустоту отмороженного безлюдного ландшафта. Это фильм-поступок – для всех, кто над ним работал, рискованный и откровенный, не оставляющий надежд на смягчающие кинематографические условности. «Левиафан» и есть тот запаянный бульдозер, на ковше которого написано: «Правом, дарованным мне природой».»
Про бульдозер здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B2%D0%B8%D0%BD_%D0%94%D0%B6%D0%BE%D0%BD
  • avatar
  • prozak
  • написано
это шедеврально! За одно это можно смотреть фильм) Россия в одном кадре ) Разве не понятно, что такой ужас уже Сатирой не лечится, про которую говорил первый комментатор. Посмотрите «Счастье мое», несколько лет назад сильнейший русскоязычный фильм, там точно описано в какой стране мы живем, если копнуть чуть дальше от нерезиновой. Равно, как и 2 квартала от Красной в гетто. Что говорить, двор Кублога изначальный, тому доказательство.
  • avatar
  • watchman
  • написано
Да, отличный кадр!))и еще портреты вместо мишеней))
  • avatar
  • prozak
  • написано
это тоже символ Российской действительности… Три иконки вместо подушек безопасности…
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Уже руки чешутся перед завтрашней рецензией на эту пустышку-погремушку)
  • avatar
  • ToT
  • написано
Денис, очень интересно почитать. Жду рецензию
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
А нас счет скринов лучше вот этот
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Кто-то тут назвал этот фильм пустышкой-погремушкой? Пишите мне. Я расскажу вам такую же историю, которая происходит в 60 километрах от Краснодара. С реальными фамилиями. И еще одну. И еще. Ситуация для России настолько типичная, что многие уважаемые эксперты (и не только здесь) не в силах постичь ужас происходящего.Не дано. Счастливцы. Все правда, все есть и все рядом с нами. Настолько правда, что это выплеснулось в фильм. Конечно, он станет классикой. Поймите, это не притча от режиссера-интеллектуала с ответом на вопрос «Что делать?» Мы так живем. А кто об этом не знает, не видит этого в реальной жизни, те счастливцы, не ведающие в какой стране повезло родиться. Блин, тут некоторые озабочены впечатлением, которое фильм произведет на рядового европейца. Ребята, вы о чем? Людей реально не то что сажают, а убивают в том регионе, где вы живете, за то же, что и героя этого фильма. Слабо узнать и вмешаться?
  • avatar
  • DenisYurev
  • написано
Да, назвал. Уже и рецензию написал тут
  • avatar
  • f0xxhunta
  • написано
vk.com/wall114394921_421100
Современным языком, лол
  • avatar
  • prozak
  • написано
… а вот как видят это бриты www.bbc.co.uk/russian/society/2014/11/141112_leviathan_british_press
  • avatar
  • Vinogradinka
  • написано
Поздравляю автора материала с тем, что «Левиафана» оценили в России. У вас, автор, хороший вкус. Удачи.
  • avatar
  • wellson
  • написано
На первой картинке можно прочитать, как Ленфильм. Шрифт слямзили
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.