"Левиафан" или "За что я все-таки люблю наше кино"
Новая картина Звягинцева «Левиафан» напомнила, за что я все-таки люблю наше кино.
Кривая интереса к отечественному(советский не подразумевается) кинематографу в моей жизни всегда была подобна поездке на американских горках. И сколько бы не прокатывало внизу, всегда будет лихой взлет до небес.
В детстве я смотрел, хоть и не все понимая, и уважал «Брата», «Ворошиловского стрелка», «Особенности национальной охоты». Пусть они были слишком взрослыми, но знак качества в моих вкусах заслужили. Потом в жизнь пришел Голивуд, поразил размахом и заставил ждать, когда же на Родине начнут снимать что-то подобное. И, к сожалению, начали…
Помню тот поход в кино на первый «Ночной дозор». Мы все его ждали, строили надежды. Да, все вышло не так плохо, но во время просмотра не покидало чувство диссонанса. Вроде любимые актеры, вроде играют хорошо, но все попытки пародировать блокбастеры смотрелись нелепо, вычурно и не к месту. «Турецкий гамбит» порадовал больше, но это фильм исторический, что всегда было нашим козырем. Второй Дозор разочаровал сильнее, не говоря уже о том, что идти на него в кино не хотелось вовсе.
Так я понемногу поглядывал в сторону нашего кино, до последнего надеясь на хорошее. И пришло время «Самого лучшего фильма». Наверное, с него началась моя последующая неприязнь к Российским фильмам. И если первый фильм, как блин, второй, вроде бы, работа над ошибками, то последующее конвейерное производство добило окончательно. И до сих пор я обхожу это стороной. Про несчастные Черные молнии, ремейки советской классики либо хорошо, либо ничего. Так что двигаемся дальше.
Параллельно я узнал, что ни одним кинотеатром живо наше кино. «Комедии от ТНТ», ремейки, недоблокбастеры, про войну и прочие ярлыки прочно засели в моем сознании. Об одной категории хочется сказать подробнее. Так называемая, «чернуха». Картины вроде тех, что снимает Гай Германика или недавний «Класс коррекции». О них язык не повернется сказать, как о плохом кино, но и рекомендовать такое к просмотру не хочется. Уж слишком всё мрачно и гипертрофированно. И все там плохие. Всё-таки капельку света уронить стоило бы. Фестивальные работы на тот момент казались для меня слишком высокопарными. Но со временем взгляды изменились.
Вера в хорошее отечественное кино во мне проснулась с одного единственного фильма: «Географ глобус пропил». Уважение к Хабенскому сыграло свое, и я решился на просмотр. И не напрасно. Именно такое кино у нас получается лучше всего: не о супергероях, не о фантастике, а о маленьком человеке в большом Мире, большой стране. И Географ не выносит приговора, не диктует мораль, а дает каждому решить, на какой точке зрения остановиться. Следом за ним мне попалась «Игра в правду». И снова ударила в цель. Снятый по примеру «Резни» это камерная История, похожая на театральную постановку, поднимает многие вопросы, а в главных героях мы с друзьями долго еще искали будущих себя.
Эти два фильма я до сих пор рекомендую всем. И пусть еще можно поговорить о Ёлках, Горько, Богатырях, патриотических байопиках, как о новых традициях в кино. Не хочется, все и так об этом всё знают. Скажу только, что ни один из последних фильмов данных франшиз не смотрел. И, наверное, не буду. Ах да, еще парой ярких пятен стали работы «Квартета „И“, но ребята немного заигрались с „мужскими разговорами“.
И вот мы возвращаемся к тому, с чего начали: Левиафан. Маленький человек в большом Мире. Но здесь все сложнее, глубже. Нам не дают возможности додумать что-либо, а показывают всю Систему, как есть, с ее лицемерием, лживостью и коррумпированностью. А что с ней делать? Автор, наверное, ответа тоже не знает. Добавить хочется многое, но не стоит, лучше самому один раз увидеть. Золотой глобус просто так не дадут.
Любить отечественное кино сложно, но очень даже можно. И с каждым Географом и Левиафаном хочется больше. Надеюсь, в будущем нас ждет больше личных, живых историй. Ведь все мы маленькие люди в такой большой пребольшой стране.
- 2671
- watchman
И на будущее, работайте с материалом прежде чем писать о столь многогранном виде искусства.
Когда в штатах наступил Великий кризис 30 х годов, Холливуд конвеерно выпускал хепиэндыши. Подумайте на досуге, зачем?!
А вот в России хэппиэнды никогда не котировались, мало того — вся русская литература пронизана духом пушкинского «Пророка»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей». Русский писатель словечка в простоте не скажет: всё думает думу о судьбах человечества и своей Миссии. До смеха ли тут? Какие хэппиэнды?
Об этом тоже можно подумать на досуге, не находите?
И на будущее, работайте с материалом прежде чем писать о столь многогранном виде искусства
Человек, кажется, всего лишь пост у себя в блоге написал, впечатлениями поделился, на большее и не претендовал. Или мнением могут делиться только кинокритики с высшим образованием и двадцатилетним стажем работы?
snob.ru/selected/entry/86362
Но все-таки каждый имеет право на свою точку зрения. Спорить смысла нет))
Мне интереснее точка зрения Антона Долина: kinoart.ru/archive/2014/07/tri-ki
«В этой беспросветности напрашивается вопрос к авторам, озвученный уже многими критиками фильма: к чему сгущать мрак, о котором нам давно известно? Как говорилось в советских школьных сочинениях: где же положительный герой? Придется дать соответствующе кондовый ответ. В таком фильме единственный подлинный герой – его создатель, не побоявшийся вскрыть сопротивлявшуюся реальность, взломать код опостылевшей духовности и обнаружить за ним зияющую пустоту отмороженного безлюдного ландшафта. Это фильм-поступок – для всех, кто над ним работал, рискованный и откровенный, не оставляющий надежд на смягчающие кинематографические условности. «Левиафан» и есть тот запаянный бульдозер, на ковше которого написано: «Правом, дарованным мне природой».»
Про бульдозер здесь: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B
Современным языком, лол