Долгая дорога в Грузию

Пункт назначения — Тбилиси, родина моего деда и всей его семьи. Желанная точка на карте вот уже как несколько лет. Цели достижения — любые. Стартовали мы из Краснодара в 00:00 2 января, так практически и не отметив по-русски Новый год – с алкоголем и майонезом. Пробег машины – 500 км от роду. Всю ночь до рассвета ехали почти без остановок до Владикавказа, к 9 утра подъехали к Верхнему Ларсу (надежда пересечь границу там еще теплилась). Сводки накануне отбытия говорили о том, что это возможно. Однако пока мы ехали, ситуация изменилась – пошел снег, машины пускали только до Казбегов.
«Поезжайте, может к вечеру расчистят», — с надеждой сказал пограничник.

Вместо того чтобы поехать, мы забрали у него из рук паспорта и спросили, где здесь разворот.

Дальше путь лежал через Ингушетию, Чечню, Дагестан и Азербайджан.

Ингушетия – спокойно, быстро, ничего особенного – села, деревни, скучный пейзаж. Никаких гаишных зверств, как нам говорили. Да, останавливали почти на каждом посту, проверяли документы, пару раз просили пройти регистрацию (процедура, для которой вам нужно выйти из машины, пройти в будку на обочине с документами и, подождав пару минут, выйти обратно). Важно! Пробивали по базе штрафы, нашлись даже трехгодичной давности (уплаченные, разумеется). Требовали квитанции, которых, само собой, не было. Сначала говорили, что повезут в какой-то осетинский суд, но потом просто поверили. На остальных постах к этому вопросу не возвращались.

«Чечня – центр мира» было написано на большой скульптуре-глобусе на въезде в Грозный. На самом же деле Чечня – центр современного культа личности обоих Кадыровых и, разумеется, бессменного президента страны. Лики Путина 15-летней давности висят буквально везде. С первого раза можно и не признать главу страны с растительностью на голове и до инъекций ботокса.

Еще какая-то чисто мусульманская тема (потом мы будем удивляться этому в Азере) – гигантские ворота на въезде в города. Говорят, так в населенные пункты не попадают злые духи. В Чечне на постах начинают появляться автоматные точки, все люди в форме – исключительно славянского вида.

Бензин на Кавказе стоит столько же, сколько и везде. Только один нюанс: по неизвестным мне причинам, там совсем нет нормальных федеральных заправок, на которых можно было бы заплатить картой, купить кофе с булочками или хотя бы найти туалет. В «Подсолнухе» оказался суровый мясной магазин, встретились и «Люксойл», и «Ашотойл», и «Романойл» и так далее. О том, где нормальный бензин, знают только местные.

В 17.00 прибыли в Махачкалу, проехав за 15 часов почти 1000 километров. Город не понравился – хаотичное движение, бросающиеся под колеса пешеходы (к этому мы еще не раз вернемся в нашем рассказе). Самым приятным воспоминанием оказались люди, у которых мы остановились. Они решили устроить нам ужин по-дагестански – с местными хинкалами и горным сушеным мясом и колбасой. Удивительно, что дагестанская кухня никогда не попадалась в Краснодаре, например.

День второй. Отбытие в 5 утра. На рассвете – Дербент и грязный Каспий в ознакомительных целях (между прочим, самый старый город России – первые поселения здесь появились четыре тысячи лет назад), в 8:30 подъехали к Яраг-Казмаляру — границе с Азербайджаном. Русская сторона заняла ровно 15 минут, а вот дальше…

Дальше, как только мы пересекли полусухую реку Самур, перед нами предстали очень пафосные ворота в царство Азера. И никого. То есть, наша машина была единственной, рядом на парковке – пара «Газелей» и десяток дагестанцев, сбоку спит-посапывает фура. Казалось бы, что мешало нам просто взять и пройти эту границу за 15 минут? Да ничего. Зато вот азерские погранцы, видимо, очень перетрудились ночью, так что особого внимания на нас не обращали целых полтора часа. За это время машин за нами не прибавилось, погранцы засуетились – нужно ведь как-то имитировать бурную деятельность.

Пешеходы отправились своим ходом, я – своим. Сказать, что процедура геморройная – ничего не сказать. Возьми талон там, покажи машину, проведи все вещи (ВСЕ!) через ленту, сходи в другое здание зарегистрировать ТС, потом вернись на паспортный контроль «сам не знаю куда» (надписей нигде нет, действия никак не регламентированы).

Внимание, совет: страховка, именуемая «Зеленой картой», в Азербайджане не требуется (в Грузии, кстати, тоже). Зато придется купить их местную. За 15 долларов, которые по пограничному курсу равны 1500 рублей. И еще дорожный налог заплатить в таком же размере, так что сотней долларов-то запаситесь. Мы этого не сделали, наш бюджет поредел еще до прибытия в пункт назначения.

Спустя три часа (хорошо хоть было тепло, солнышко светило!) ожиданий пассажиры-таки дождались меня и мы помчали в сторону Баку. О том, как прошли незабываемые 10 часов в Азербайджане – в следующей серии.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
Долгая она исключительно в философском плане. Твой путь, получился самым быстрым, а вот те, кто поехал через Ларс по идее ещё стоят в направлении «туда» :).
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Да, Ларс вчера открыли только:/ Но 100 км против 1000 — это так заманчиво)
  • avatar
  • misha_che
  • написано
«мы забрали у него из рук паспорта» — вот так в книгах про миллионеров упрощается повествование: «я разгружал ящики, затем свой первый миллион...» А как же гонки по встречке, перестрелка с осетинами и снесённый на таможне забор?
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Блин, Миша, это было для книги припасено))
  • avatar
  • TigrIgor
  • написано
Ну раз уж вы решили растянуть репортаж на 25 серий, скажите хотя бы вот это правда?
  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Рог — безусловно популярная штука на Кавказе, но вот таких не видела))
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.