Выгодно купить! Выгодно продать!?

Выгодно купить! Выгодно продать!?
Надежды нет на перемены,
Ветшает наш актерский дом.
Беда, когда у Мельпомены
Климактерический синдром.
С. В. Аболмазов

Закончился девяносто пятый, юбилейный сезон Краснодарского академического театра драмы. То, что такая дата прошла мимо поклонников, а главное, тружеников театра, отдельный разговор. Сейчас хочется немного поделиться своими впечатлениями о финальной репертуарной точке, которую поставили в нашей, искренно надеюсь, всеми любимой драме.
Рекламная кампания, предшествовавшая премьере, была похожа на артобстрел Берлина в мае 45-го. С экранов местного ТВ и газетных полос не исчезали интервью с исполнительницей главной роли и режиссером — постановщиком. Заинтригованный Краснодар замер в ожидании. Поэтому билеты на первые спектакли были распроданы задолго до 25 июня. Пришлось даже ставить дополнительный спектакль. Музыкальную комедию «Ханума» все знают с детства, так что пересказывать сюжет о противостоянии двух конкурирующих свах нет никакого смысла. Воздушное кружево ситуационных хитросплетений, легкая, мгновенно запоминающаяся музыка, остроумный текст — все это изначально ставит пьесу в разряд беспроигрышных, кассовых произведений. Режиссеру, взявшемуся за постановку, остается только придумать интересные мизансцены и объяснить артистам их цели и задачи. Ну а артистам, соответственно, выучить текст и музыкально-танцевальные номера. Художник украсит действо яркими костюмами и декорациями, балетмейстер придумает интересные, желательно не сложные танцы, не с балетом ведь работать. И вот вроде бы и все. Пирог испечен и готов к употреблению. Но…
Оказывается даже пьеса такого «легкого» жанра требует глубокой и серьезной работы, иначе получается: тесто (текст и музыка) отдельно, а начинка (исполнители) отдельно. Состоявшаяся на днях премьера «Ханумы», которая стала заключительной постановкой этого сезона в театре драмы, к сожалению, относится именно к такому продукту.
Сразу хочется сказать несколько слов о художниках спектакля Зогробян Степане (художник -постановщик) и Резниченко Ольге (художник по костюмам). Последняя известна краснодарскому зрителю по своей работе в Краснодарском молодежном театре в спектакле «Мещане». Яркие, солнечные костюмы, красивое, опять же яркое оформление, радующее красками даже нас, южных жителей, избалованных солнцем и природой сразу создают праздничную, оптимистичную атмосферу. Не напрягает даже супер, с абреком и девушкой на коне. Водевиль есть водевиль. Конечно есть несколько вопросов по деталям (странные сандалии в бане, аппликация на зонтике подозрительно напоминающая очень популярное растение и т.п.), но это уже будет похоже на «ловлю блох». А в целом — праздник удался. Даже красное платье героини в конце спектакля полностью себя оправдывает, когда она с криком: «торро!» наступает на князя. В принципе, на этом предвкушение праздника заканчивается.
Итак занавес поднят, золото опавших листьев перестало слепить глаза и… На сцене появляется группа плохо организованных комедиантов (за небольшим исключением), которые не знают, куда идти, что делать и вообще: «кто я и кто рядом?». На протяжении всего спектакля каждый из персонажей существует сам по себе. Водевиль, конечно, относится к легкому жанру, но герои должны ведь как то относиться друг к другу; любить, ненавидеть, уважать и т.д. Увы, здесь нам демонстрируют хорошее знание текста, за небольшим исключением — попадание в текст фонограммы и средние хореографические способности. Никаких чувств и взаимоотношений на сцене в принципе нет. Молодые герои, вокруг любви которых и разворачивается вся интрига вообще, видимо, только вчера познакомились (М. Дубовский, Е. Велиган), вечно пьяный князь (з.а. России О. Метелев), кривляющийся так, что любой площадной паяц позавидует, своих родственников вообще не замечает. Купец ( з.а. России А. Катков) пытается любить свою дочь, но как то не убедительно, на расстоянии. Вообще, такое ощущение, что из пьесы вынули изюминку, ту искорку, которая заставляет сопереживать героям и ждать счастливого финала. А кто в этой пьесе должен быть той самой искоркой, зажигалочкой? Конечно же главная героиня — Ханума (з.а. России В. Великанова). От нее должен нестись к нам, зрителям поток веселья, юмора, остроумия и авантюризма. Это она, умная, хитрая, предприимчивая женщина средних лет с большим набором вредных привычек и довольно неуживчивым характером, но обаятельная до нельзя, закручивает интригу в тугую часовую пружину. Это она на наших глазах должна придумать хитроумный способ решения проблемы молодых возлюбленных и обвести вокруг пальца свою более молодую соперницу. Должна. Но увы. В раскатах сказочного грома и всполохах молний перед нами предстает… артистка, хорошо выучившая текст, но, кажется. боящаяся, что в любой момент его забудет. Поэтому действие катится строго по литературным верхам. Никаких оценок, никакой связи с партнером, никаких пауз (кроме необходимых для аплодисментов после очередного прозвучавшего в записи музыкального номера). И совершенно непонятно, когда и как влюбился в эту женщину Окоп (з.а. России С. Калинский), за что ее так боятся и уважают в городе, почему она согласилась выйти замуж и что в ней такого рокового, кроме табакерки в рукаве и алого платья, более соответствующего женщинам иной профессии. Конечно же все вышесказанное в первую очередь недоработка режиссера. Видимо увлекшись проблемами в цехах, которые, по словам постановщика Зураба Нанобашвили, никак не поспевали изготовить декорации к премьере, он просто не успел сделать подробный разбор взаимоотношений персонажей. И уж тем более не успел распределить артистов на сценической площадке. Наверно поэтому все действие спектакля разворачивается на авансцене и первом плане, наверно поэтому артисты или стоят в одну линию, или иногда вообще выстраиваются в затылок друг другу, а замечательный мостик, конечно же, нужен только для эффектного появления сказочной ведьмы (простите, но с такими спец эффектами появляются только отрицательные герои фильмов Роу). Возможно режиссеру, в третий раз ставящему эту пьесу просто надоело что-то придумывать и он отпустил артистов в «свободное плаванье». Все может быть. А как результат — вроде все нормально, зритель смеется там, где и положено, где автор написал, музыка играет веселенькая, героиня всем в лицо табаком чихает, а на душе скверно. Как-то стыдно и неудобно смотреть в глаза сидящим рядом. Не смешно.
Довольно долгий период краснодарская драма существует без художественной «головы». Уже несколько лет в театре нет главного режиссера, нет постоянных, так называемых, очередных режиссеров, которые бы работали на репертуар и имидж театра. Именно это и есть основная причина появления таких скороспелых поделок, как «Ханума». Человеку пришлому, незаинтересованному в развитии труппы, в профессиональном росте, в первую очередь молодых артистов, в сохранении и поддержании звания «академический», в составлении грамотной репертуарной политики, конечно проще всего «перепоставить» уже обкатанную пьесу, получить гонорар и поехать дальше. И пока этот вопрос остается нерешенным, наш город не избавится от псевдоискусства и вот таких премьер. И очень хочется надеяться, что к следующему юбилею ситуация в главном театре нашего края в корне изменится.
P.S. Если пред премьерная рекламная кампания «Ханумы» напоминала артподготовку перед наступлением, то нынешние дифирамбы по поводу спектакля, это просто праздничный салют на день города. Треска много, шутихи взрываются и освещение соответствующее. Вроде как знакомые лица, а не узнать.
Софья Васильева

Комментарии

  • avatar
  • prozak
  • написано
пять !)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.