Интервью художника Юлии Капустян на открытии ее персональной выставки "Истеричка"



Давай поговорим о выставке, которая у тебя открылась. Первый вопрос, конечно, почему такое название «Истеричка»?

Мне всегда было интересно сделать какой-то автобиографический проект. Ну, говорить от первого лица. Всегда же художественное произведение — это высказывание. В этом проекте я называла истеричкой себя и говорила от первого лица «истерички». Это были проблемы и мнения сугубо личные. Т. е. я не бралась размышлять над «общим», высказываться от имени какого-то класса или общности, или от имени кубанской молодежи. Хотелось честно проговориться.

А ты истеричка, по характеру?

Нет, ну тут же дело в другом=). Это самоирония. В этом проекте я реагирую на социальные проблемы, на положение «застоя», на какую-то свою повседневность. Идея могла прийти, например, когда я пришла поздно ночью домой, и включила новости. Смотрю какую-то новость, она меня дико бесит и раздражает. Я раздражаюсь и придумываю орущий будильник, пробитый стрелой, и для меня в тот момент это дико пугающий образ. Потом я пью чай, хожу по квартире и думаю «а может быть все не так, может быть все хорошо, а я вот такая истеричная баба».

Выражая интересы зрителей, многие на открытии ходили и спрашивали «О чем? О чем?» Вот к примеру крючки.

Я старалась на этой выставке срежиссировать определенную ситуацию, которая меня раздражает, задевает, которую я комментирую. А крючки в этом случае были некой ловушкой. То есть мы тусуемся на открытии, идет фуршет, все там валяются на подушечках, а в этом момент непонятная какая-то сила, вот этот самый невидимый апологет охотится за нами из окон. То есть тут какая-то атака снаружи идет. Каждый мог этого охотника представлять по своему — то ли это какой-то капитализм, то ли это злые люди, то ли это какие-то высокопоставленные чиновники, то ли еще кто-то, у каждого человека свой охотник страшный, пугающий. И какой-то элемент опасности нужно было привнести.

А комната, которую все назвали «сдача экзамена по литературе»?

Когда я делала эскиз выставки, там у меня были рабочие названия для объектов и вот именно эту комнату я называла «ЕГЭ». Я там взяла много разных текстов из учебников по истории, из художественной литературы, из интервью, в общем, из общедоступных текстов.
И я вырезала из текстов куски, которые полностью обезличивают текст. К примеру, там есть отрывок о холодной войне (взят из учебника по истории). Там говорится о противостоянии, о борьбе, об изменах, о шпионаже. Не понятно, кто с кем воюет. Похоже на роман. Ну в комнате же был еще нагнетающий звук метронома, а в лоб «сдающему» светил лазер. Вот такой экзамен.

Так ты хотела людей проверять? Для чего?

Все мы росли в одних и тех же условиях, нам в голову вбивают одни и те же вещи и как правило люди особо не заморачивались при заполнении этой книжки. Было интересно посмотреть какие мысли придут в голову. Хотя в изначальных текстах речь шла о вполне конкретных каких-то проблемах и тексты достаточно узнаваемы даже после моей редактуры. Я и дальше планирую этот материал использовать. Там очень интересные штуки написаны.

Как ты вообще относишься к зрителям? Тебе важно, чтобы зрители пришедшие на выставку как-то прониклись или ушли довольные?

Если вспомнить предыдущие мои выставки, то у меня никогда не было сверхзадачи быть приятной зрителю или понравиться. Чтобы они вернулись домой и написали в интернете суперположительный отзыв — вау! Как там красиво, или какое великолепное искусство, но зачастую именно для зрителя создается эта ситуация, над которой я работаю. Достаточно интересно, как люди себя в ней ведут. И хоть я не могу сказать, что я делаю свое искусство для «зрителя» и только для «зрителя», потому что в первую очередь и если быть честной — я делаю его для себя, для какого-то личностного роста.

ОК. Давай тогда от выставки перейдем к более глобальным вещам. Почему ты решила стать художницей.

Мы часто обсуждаем эту тему. Не только почему кто-то там стал художником, а почему вообще люди занимаются искусством. Я жила достаточно скучной жизнью, я была обычной студенткой, девочкой, которая занималась чем-то непонятным, сейчас я даже не могу сказать даже чем конкретно я занималась, наверное ничем. 
А потом я, наверное, через отрицание полюбила искусство. Сначала оно было для меня какой-то неведомой хуйней. Я не понимала, почему люди «это» называют искусством, меня многие вещи раздражали. Я недоумевала почему баночка говна может быть произведением искусства. Но потом, я как то случайно познакомилась с молодыми художниками. Можно сказать – попала в тусовку. И мне почему то хотелось с ними спорить, что то доказывать. И я начала смотреть, слушать, потом знакомство с совриском переросло в некое исследование для меня. Так как для того чтобы с кем-то спорить, доказывать нужно в чем-то разбираться. А по началу я хотела именно спорить. Через время я начала выписывать книжки, читать критические тексты, изучать историю искусств XX века. Постепенно я полностью погрузилась в эту тему, начала что-то делать.

И ты помнишь первое свое произведение, которое на выставке было представлено зрителям? Что это было?

Ой, я не буду говорить об этом!=) Я его ненавижу!

Тогда расскажи о каком-нибудь из первых, о котором ты хочешь сказать


Когда сейчас мне задают вопрос «Сколько времени ты занимаешься искусством». Я говорю «чуть больше года». Потому что в феврале прошлого года у меня открылась первая персональная выставка «В ноль». Я от нее веду отчет, для меня что все что было сделано до нее — это была некая проба пера. И мне тогда было странно называть себя художником (хотя и сейчас странно). У меня нет художественного образования, и я в эту среду попала случайно. Я сначала училась в медколледже, потом на рекламиста на журфаке, а потом меня бах и переместило в эту среду. «В ноль» — первый серьезный проект, который я сделала. Билась с ним долго, где то пол года, но сделала.
 
Я использовал несколько раз слово «художница», ты сейчас употребила слово «художник». Как ты вообще относишься к этому слову «художница» и считаешь ли ты, что современное искусство можно разделять на женское и мужское?

Ну, вот например, медицина. Ее же нельзя разделить на женскую и мужскую. А когда врача называют «врачиха» только потому, что она женщина, это неправильно, потому что врачиха звучит как-то некрасиво.

«Врачица» еще

Отвратительное слово. Хотя «художница» звучит хорошо и мне даже как то все равно как меня называют — художник или художница. Я не считаю, что в наше время искусство делится на мужское и женское.

Такой вот еще вопрос я заготовил. Если бы тебе предложили выбирать из двух, как фатум какой-то. Первый вариант — выйти успешно замуж, родить 3-х детей хороших, но при этом ничего не добиться в искусстве, не сделать ничего стоящего. Второй вариант — никогда не выйти замуж и не родить детей, но сделать очень хорошую карьеру художника, добиться всего в искусстве.

Я начну из далека. У меня прекрасная семья и моя мама не расписана с человеком, с которым она живет достаточно долгое время и они прекрасно ладят, у них дружеские, доверительные, романтические отношения и тем не менее они не муж и не жена. Я поняла твой вопрос, это было как лирическое отступление. Блин, я не знаю, чтобы я выбрала. Конечно бы хотелось состояться и как художнику и как «девушке». Но именно к браку я отношусь скептически.

А детей ты собираешься рожать?

Ну, наверно, я собираюсь этим заняться лет через 10. Может раньше, может позже. Мало ли, завтра мне приспичит — «хочу сына». Но пока нет.

А как твоя мама относится к твоему творчеству?

Мама у меня очень понимающая. Сначала она конечно тоже не понимала зачем все это. Странная все-таки профессия — художник. Если ты бухгалтер, у тебя все понятно, у тебя есть диплом, ты ходишь на работу, у тебя есть трудовая книжка. А художник непонятно это кто. Вот был человек, а потом говорит: «Мама, я художник. Я так вижу. Я занимаюсь искусством». Но при этом ребенок в лице меня не пишет картины маслом, я чем-то не понятным вообще для родителя занимается. И сначала она была немножко в шоке, но потом маман начала что-то смотреть, что-то читать и теперь она знает, что искусство это не только картины. Она относится к нему с уважением. Сейчас вся семья чем может помогает мне: бабушка отдает мне старые железяки, мама советует, что мне приготовить для фуршета…

Ну, а насчет самих твоих произведений. Ты маме как-то объясняешь?

Да, мне приходится, конечно. Единственное мамино замечание: «Юля, ну почему ты всегда занимаешься какой-то жестью — какие-то палки, железяки, гвозди! Занимайся уже лучше какой-нибудь вышивкой, делай что-то более женское».

Так центральный объект этой выставки — вышитые подушки, это как-то с подачи мамы?

Нет, но мама была рада, что я не кую и не варю, прихожу домой чистая. Для мамы это очень важно. Когда я прихожу домой грязная с загаром от сварки — это просто для нее кошмар.

Ты упомянула, что ты не имеешь никакого художественного образования. А сейчас очень популярно присоединиться к одной из московских школ, типа Базы, Родченко, ИПСИ. Ты не планируешь?

Я раньше очень хотела. У меня это было в планах. Сейчас я уже с этим не согласна, но раньше мне казалось, чтобы сделать карьеру нужно уехать, попасть, научиться, познакомиться с кем-нибудь.

Кроме того еще запись в CV «окончил школу Родченко».

Да раньше мысль такая была, но потом я поняла, что в Краснодаре работать гораздо удобнее. Потому что Краснодар дешевле и тут у меня нет проблем с мастерской. И я тут могу жить и тратить в день 50р на все про все, а там я трачу до хера.

Ну, по деньгам это бесспорно. Но ты считаешь, что здесь ты можешь развиться как художник не используя возможности московской школы, московской тусовки

Я же не говорю, что это не нужно. Мы же часто ездим в Москву, общаемся\тусуемся\знакомимся, ты сам знаешь. Но самое главное — у нас здесь есть КИСИ. Это очень классная штука. КИСИ может быть не вполне соответствует институту в классическом понимании этого слова. Но тем не менее это свободная площадка, где любой человек, если он пришел с интересным проектом может выставиться. Кроме того мы сюда приглашаем лекторов, деятелей культуры из «центра» и из других стран и поэтому мы не находимся в вакууме. Плюс ко всему у нас есть интернет, который дает очень много возможностей. Если бы я начала заниматься этим всем лет 20 назад, мне наверное пришлось бы уехать.

Как бы ты оценила свое творчество, если бы ты была собственным критиком?

Ну, оно смешное. А вообще трудно оценивать, потому что трудно себя полюбить как художника и относиться к самой себе серьезно. Как писал Борис Гройс, когда Дюшан выставил писсуар художник взял на себя еще одну функцию, то есть из только-творца превратился еще и в куратора. Я работаю в жанре инсталляции. А что такое инсталляция — это маленький кураторский проект. Я рассчитываю экспозицию, я отсекаю какие-то моменты, получается, что я курирую саму себя. Я очень много себя ругаю. Многие идеи отбрасываются. У меня есть целая тетрадка нереализованных идей, я когда их перечитывала, я поняла, что это полное говно.

Ладно, давай закруглять. И под конец вопросы. На вскидку одно произведение искусства

Из того, что недавно — это музей орлов Бротарса.

Расскажи нашим читателям, что это такое.

Может ты лучше ссылку вставишь?

Ну я вставлю (http://os.colta.ru/art/projects/8136/details/9336/page3/). А ты расскажи почему тебе это нравится

Нельзя рассказать о произведении не сказав об авторе. Бротарс для меня романтическая фигура в искусстве. У него совсем не было образования художника, он занимался совсем иными делами. Интересным у него был ход развития художественной мысли. Он в сорок лет по-моему начал заниматься искусством.

Он до этого был поэтом.

Да, и как он говорил, он этим начал заниматься, потому что как поэт он был не очень состоятельным. И искусство для него было выходом, альтернативой. Да и подход у него был иной, нетипичный для «художника».

И последний вопрос. О чем ты мечтаешь?

Я мечтаю об утопии. Чтобы все у всех было круто. И у меня тоже.

Коммунизм? Или просто «сбыча мечт»?

Не то что бы «сбыча мечт», это слишком приторно. Ну понятно, что всем хочется какой-то лучшей жизни. И даже если человек живет хорошо, то ему все равно хочется лучше. Я хочу иметь возможность путешествовать в свое удовольствие, заниматься своим делом в свое удовольствие, тусить с друзьями в свое удовольствие. Чтобы не было каких-то границ. Хочется сделать что-нибудь нормальное, состояться как автор.

(расспрашивал Эльдар Ганеев)

Комментарии

  • avatar
  • daryatomilova
  • написано
Отличное интервью!
Даже дочитала до конца, хотя и свои-то не всегда осиливаю :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • BobinGud
  • написано
Грустненько… Это как бы художник, пардоньте, художница отвечает — уровень культуры, мышления, речи… печаль-печаль. Сравнить с «директором магазина» — похоже все мозги и таланты в нашей стране ушли деньги зарабатывать. В искусстве остались ленивые неучи.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.