А Мальцева сидит в своем футляре

Удивительно, но последнее время мое беспокойство о школе и о ЕГЭ стремится к нулю. Ладно, не стремится, уже ноль. Часто я просыпаю первые уроки, просыпаю последние, имею систему и опыт как свалить из этого желтого здания, пока не видит охранник, учителя, пока не видит никто. Иногда просто прохожу мимо, закрывшись шарфом, а иногда ухожу через окно. Да, да, расскажите мне как это плохо. Нет, нет, я этим не горжусь. Закономерно, что на уроках я тоже ничего не делаю.

Моя учительница литературы как-то раз спросила меня о чем-то на занятии, а я была занята разглядыванием наипрекраснейшего восхода за окном. Ну, и сказала ей, что я ничего не знаю. Она разозлилась, прочла гневную тираду в адрес всех долбанных учеников этой планеты и задала мне написать сочинение о проблемах преподавания литературы в современном обществе, раз я такая умная. Вот об этом сочинении я и хочу рассказать.

Я была оскорблена таким несправедливым (гыгыгы) решением учительницы и в отместку написала очень наглое сочинение с кучей хлестких фраз и отсылочек, значение которых объясню ниже.

Сочинение:
Сегодня, в XXI веке, веке технологий и интернета, преподавать литературу все сложнее. Учеников все больше интересуют другие, быстрые способы получения информации, доскональный разбор произведения великих поэтов прошлого становится все менее значимы в глазах моих сверстников.

В чем же проблема? Неужели виноваты только ученики нового поколения, которые больше не интересуются лирикой любви и глубокими переживаниями главных героев (Отсылочка 1)?
Времена сменяют друг друга, за старым веком приходит новый, меняются не только цифры в календаре — меняются люди, меняется мировоззрение, меняется литература. Но почему же ученики обязаны так подробно изучать произведения прошлого, в то время как новые авторы, представляющие взгляды и интересы современного мира, остаются вне школьной программы? Почему мой интерес к новой литературе, новым писателем остается без внимания, в то время как мое же безразличие к авторам прошлого, цветам и пушкам (Отсылочка 2) наказывается?

Другая проблема ведения уроков литературы — способ подачи информации. Сегодня процветает интернет, появляются все новые и новые технологии. Люди тратят огромное количество времени, ресурсов и сил на приятную визуализацию всего на свете, включая текст. Существует много способов разнообразить такой, казалось бы, интересный урок литературы, тем более, если учитель имеет талант. Почему же мы не имеем доступа ко всем этим приятным функциям?

Вот еще одна проблема: консервативность взглядов старшего поколения и неравенство в школьном коллективе. Часто я получаю претензии о собственном нежелании работать, говорить, думать (Отсылочка 3). Но постойте, это не так. У меня есть мнение по поводу многих вопросов и тем, но ведь мы все понимаем, что ученики не могут разговаривать наравне с учителями. Мы все знаем, в нас так заложено, что класс все время должен играть в угадайку: одни отгадывают, что хочет услышать другой (Отсылочка 4). Я не знаю, почему так, но могу предположить, что это пережиток старых времен, то, что учителя по ошибке принимают за норму.

Кроме того, усталость. О, усталость, она темна, коварна и злобна. Она пожирает учеников и поражает сознание учителей. Их гложет мысль о теплом кресле, уютном пледе, приятной, тихой атмосфере дома. Учителя вынуждены каждый день изображать героев (Отсылочка 5). Ученики обязаны быть готовыми убить дракона, если таково будет задание. Но первые имеют лазейку: по достижении определенного возраста учителя, как и все остальные люди, могут обрести покой (Отсылочка 6.1), в то время как школьникам предстоит еще долгая битва. Но почему же уставшие, замученные представители школы не уступают место свежим, молодым и энергичным новичкам, своим коллегам? Чтобы ответить на этот вопрос нужно проанализировать каждого учителя, его ответственность и желание что-то менять, а также пенсионные выплаты гражданам Российской Федерации (Отсылочка 6.2) и готовность новых кадров.

На основе всего вышесказанного напрашивается вывод, что проблемы преподавания литературы в современном мире кроются не только учениках (Отсылочка 7). Это и неправильная установка времени школой — слишком ранний подъем терзает и учителей, и учеников; существенная отсталость интересов старого поколения и неумение или нежелание идти в ногу с новейшими технологии интернета; вынужденная подчиненность, система, имеющая нечто общее с кастовым неравенством; жесткое насаждение консервативных ценностей, «обрубание крыльев» школьника в его стремлении к современным, прогрессивным ценностям.

Проблем и причин много — от личных до политических, решить их все невозможно. Заставить, надавить, угрожать — все это, возможно, действенные способы, но не закроют ли они мой футляр еще крепче (Ультраотсылочка)?
Отсылочка 1: Моя учительница по литературе женщина очень нежной натуры и четкой души. Поэтому каждое произведение, даже такое, как «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина, сводится к любовным переживаниям кого угодно.

Отсылочка 2: Собственно, за госпожу Цветаеву я и была наказана. А когда-то получила по шее за Пушкина.

Отсылочка 3: Ну, это понятно: чем меньше я проявлю заинтересованность на уроке, тем чаще учительница меня спрашивает, а готовлюсь я к урокам никак и часто получаю по лицу фразами о том, что я не развиваюсь, не думаю ну и тому подобное.

Отсылочка 4: Когда кто-то говорит свои мысли на уроке, учительница говорит всегда одно и то же, чтобы не обидеть: «Правильно, конечно, но я хотела услышать другое, кто-нибудь еще?»

Отсылочка 5: О, ее излюбленная тема, на какие жертвы она идет ради нас. Долго, муторно и неинтересно, поехали дальше.

Отсылочка 6.1 и 6.2: Всегда говорит про то, что ей давно пора на пенсию, а она все тут, с нами. Доброй души человек.

Отсылочка 7: Отсылочка ко мне и тому, что она посчитала в тот день, что это я главная проблема данного урока.

Ультраотсылока: Очень жесткая фраза на самом деле. Когда мы проходили людей в футляре, она сыпала шуточками про меня в стиле: «Ехехехе а Мальцева сидит в своем футляре и не высовывается, ты там скоро заплесневеешь ахахаха». Ну, это потому что я ничего не делала.

На сочинение учительница отреагировала не так, как я ожидала (а может и хотела): без криков и указов мне, где и как я заигралась. Она сказала, что да, все так, проблемы подобраны очень точно, стиль текста отличный, все сочинение хорошее. Самое главное, чего я вообще никак не ожидала, учитель сказала, что у меня талант журналиста. Я не знаю, может это потому, что она не все отсылочки заметила?

А вообще, учительница эта очень крутая. У нее, действительно, есть талант филолога, она очень круто говорит и рассказывает. Она дала мне прекрасное задание, и мне понравилось его выполнять. Побольше бы такого.

Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • ToT
  • написано
Крутая учительница. А ты, Саня, иди учить уроки :)
  • avatar
  • Klinkova
  • написано
Настоящий учитель не должен смешивать личную жизнь и проблемы с работой, тем более сообщать о них ученикам. А сейчас это норма. Цените, что у вас взрослый преподаватель. Какими знаниями могут поделиться с вами молодые и не слишком образованные учителя? И, кстати, практически вся литература о любви.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.