Ушел Александр Катунов

Я жду трезвона, а не реплики убогой
Чтоб разодрать себя на мелкие куски!
Я не хожу проторенной дорогой –
И потому шепчу: «Создатель, помоги!»…
… Я причастился…Утвердился в вере…
Готов к полету… все сомненья позади…
ОН где-то здесь, наверное в партере…
Благая весть! «Создатель, помоги-и-и!»
Это стихотворение называется «Молитва артиста». АРТИСТА в самом большом и глубоком понимании этого слова. Именно такого, каким являлся артист Краснодарского академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный артист РСФСР Александр Григорьевич Катунов, автор этих строк.
5 марта 2016 года его не стало. В это невозможно поверить, невозможно представить, что он больше не будет стоять на крыльце театра, за два, три часа до спектакля и на глазах преображаться в того героя, которого ему предстоит сыграть в этот вечер. Он молчал, но это было настолько глубоко наполненное смыслом молчание, что подойти и заговорить даже не приходило в голову. Он был духом театра, он сам был театром. 8 сентября ему исполнилось бы 66 лет.
Катунов Александр Григорьевич родился 8 сентября 1950 года в Куйбышеве, ныне Самаре. Творческую деятельность начал в 1974 году в ТЮЗе.
После школы он пошел учиться в Куйбышевский институт авиации, но на четвертом курсе решил круто и навсегда поменять свою судьбу. Забрал документы из ВУЗа, отказался от вступления в партию и пошел работать в Театр. Возможно, самолетостроение потеряло в лице Александра Катунова хорошего инженера, но за то мы все получили талантливейшего актера. Не имея профессионального образования, не обладая героической внешностью, он сразу занял ведущее место в труппе Куйбышевского ТЮЗа. Потом были Брянский драматический театр, Курский драматический театр им. А.С. Пушкина, а в 1985 году Катунов приехал в Краснодар.
В Краснодарской драме он сразу стал играть главные роли. «Ночной мотоциклист» — Босс, «Случай в метро» — Феррони – эти работы мгновенно обратили на себя внимание театральной общественности. О Катунове заговорили, как о тонком, психологическом актере с большой перспективой. Заметной стала работа над ролью Шарика, в спектакле «Собачье сердце» по Булгакову в постановке Ю. Соловьева. Роли посыпались на молодого артиста как из рога изобилия: Освальд «Привидения» Ибсена, Гамлет «Гамлет» Шекспира, Хлудов «Бег» Булгакова. И «голубая мечта" многих артистов – Лев Николаевич Мышкин в спектакле «Идиот» по роману Достоевского (инсценировка Р.А. Кушнарева, постановка В.Д. Рогульченко). Тонкий, нежный, трепетный и в то же время сильный, твердый в вере и любви Мышкин безоговорочно был принят как критикой, так и рядовым зрителем. Эта роль стала одной из самых знаковых в творчестве Александра Григорьевича. Как говорил режиссер спектакля: «Что бы понять и принять Достоевского, мыслить как Достоевский, войти в атмосферу, созданную им – надо самому быть немного Достоевским». То есть ранимым, чутким, с «обнаженными» нервами. И именно таким предстал перед нами Катунов в этой роли. Спектакль был показан в Москве, и столичная критика очень доброжелательно писала о Мышкине в исполнении Александра Григорьевича.
А потом были Воланд, Афраний «Евагелие от Воланда» по роману Булгакова «Мастер и Маргарита", Вошкин «Бададошкин и сын» Леонова, Луи «Пианино в траве» Саган, Федя «Старая актриса на роль жены Достоевского» Радзинского, Иван Петрович Войницкий «Дядя Ваня» Чехова и еще десятки замечательных, ярких ролей. В 1994 году Александру Катунову было присвоено почетное звание «Заслуженного артиста РСФСР». Последней работой Александра Григорьевича стала роль Князя в спектакле «Один день из жизни города М» по повести Достоевского «Дядюшкин сон». И вновь блистательный талант замечательного артиста покорил город.
Герои Катунова всегда вызывали сострадание, трогали и рождали любовь к театру, как к искусству, без которого в духовной жизни человека не может быть полной гармонии. Образы, созданные им, отличали выразительная внешняя форма и глубокая философская и психологическая проработка. Александр Григорьевич являлся признанным мастером своего дела, настоящим творцом, сгорающим на работе для нас с вами.
Искренне скорбим и прощаемся с большим артистом и замечательным человеком.
Александра

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.