Убер и Рейдер

В прошлом месяце я побывала на офлайн-встрече краснодарцев с Uber: в город приезжала Ирина Рейдер, российский директор по региональному развитию самого дорогого и агрессивного стартапа в мире, то есть службы такси. В лофте на 11 этаже, где существует несуществующая редакция Кублога, набилось чуть ли не сто человек, в основном мужчин.

Uber пришел в Краснодар в феврале 2016 года — за полгода до этого сеанса, так что почти все слушатели уже успели протестировать инновацию через соответствующее приложение. Во всяком случае вопросов у них было много — сложных, умных, иногда злых. Злость в адрес «Убера» — это традиция, потому что сервис играет по своим правилам, например, берет на работу водителей без лицензии.

Меня «Убер» заинтересовал как бизнес, который уловил философию эпохи и обратил ее в деньги. Прорывные проекты, внезапно завоевывающие страны и континенты, обычно базируются на глобальных сдвигах в мировоззрении людей. И это делает их притягательными, на встрече с Ириной Рейдер мы даже услышали словосочетание «магия Убера».

Правду о фундаментальных принципах текущей реальности нам обычно сообщает современное искусство. Каким бы спорным оно ни было, в этом и заключается его нужность. Серьезное искусство сегодня транслирует глобальный пессимизм. Философы подтверждают:

«Сейчас актуальны спасение от будущего, сохранение статус-кво и какая‑то защита от надвигающихся опасностей — будь то экономические катастрофы, экологический кризис нарастание напряженности, возникновение новой безработицы; у всех есть ощущение, что, скорее всего, будет хуже», — говорит Борис Гройс.
Uber, подключенный к тому же содержательному каналу, демонстрирует в противоположность растущий вверх оптимистический результат, и не только денежный. Компания смотрит вперед без страха, тревожащее других будущее для нее долгожданно. В этом будущем «Убер» собирается заменить водителей роботами, но это еще не скоро, а пока и без роботов «Убер» обещает избавить значительную часть населения планеты от необходимости иметь собственный автомобиль — он хочет сделать оплачиваемые транспортные перевозки доступными, «как вода в водопроводе» (слова Ирины Рейдер).

Такси, вызванное через приложение Uber, действительно часто оказывается дешевле, чем в других службах, и в некоторых странах это прямо-таки заставляет содрогаться рынок перевозок. К тому же Uber уже запустил в ряде городов сервис, который помогает клиенту найти попутчиков, чтобы поездка вышла еще дешевле. А ведь в дороге с попутчиком (или попутчицей) можно познакомиться, обменяться телефонами, потом встретиться еще раз, начать вместе работать или пожениться, в общем, прожить жизнь не зря — поводов для оптимизма много.

На мой вопрос о философских корнях «Убера» Ирина Рейдер рассказала про то, что люди сегодня отказываются от идеи автовладения, домовладения и вообще от чрезмерного потребления. Да, если вы еще не слышали об этом, эпоха потребления прошла свой пик, это и есть тот ментальный сдвиг, за которым должна начаться новая, в том числе экономическая, реальность. Люди хотят стать проще, ближе друг другу, освобождаются от ненужных вещей, заменяя их… чем? ну, наверное, нужной информацией.

У Ирины Рейдер стильные брюки, хорошая речь, харизма. Не каждый менеджер сможет держать аудиторию в фокусе своей мысли больше двух часов, тем более после заката. Она рассказала, как «Убер» работает, растет, какой он, на самом деле, честный, смелый. В общем, тот душный вечер прошел для присутствующих не зря. Лучшие головы мира где-то там в Калифорнии угадывают, какими мы станем завтра, и дают нам в руки фэйсбук, телеграм, гугл, убер.

На этой волне я еще заглянула на том же 11 этаже в офис «Клерка» — перемолвится словечком с Борисом Мальцевым: он тоже оптимист, правда, у него уже не стартапы, да и за окном не Сан-Франсиско. Борис, кстати, сделал об этом вечере свой пост, я позаимствовала из него некоторые фотографии.

Домой меня везла женщина из службы такси «Сатурн».

— Все это мы проходили с «Яндекс-такси», — сообщила она мне. — Сейчас «Убер» приплачивает водителям, я слышала, стольник к ста рублям клиента. Вначале так вообще больше двухсот было. Как только они наберут водителей и увеличат число клиентов, доплаты закончатся, цены вырастут. Все перевозчики хотят просто задушить конкурентов и подмять под себя рынок — вот и вся концепция.

Инновационно-ментальная революция, видимо, не представлялась ей чем-то реальным. Мне вспомнилось современное искусство и его диагнозы.

— Но в Краснодаре у них ничего не выйдет, — сказала после молчания женщина за рулем. — Договорятся местные люди с человеком из «Убера» о ценах, и будем работать дальше, как работали.

А действительно, сможет ли «Убер», подумала я.
Обсуждения этой записи в соцсетях:

Комментарии

  • avatar
  • marklangovoi
  • написано
Анна, а не хочешь взять комментарий у человека который ездит на такси 3-4 раза в день в течении последних 4 лет?) Знаю почти все об этих доплатах в разных фирмах (Gett, Яндекс, Uber) и ездил на всех этих такси с их открытия.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Давай, Марк. Интересно узнать твое мнение. Напишешь комментарий прямо здесь?
  • avatar
  • marklangovoi
  • написано
Да, чуть позже постараюсь рассказать как можно подробнее обо всем, что знаю)
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Интрига.
  • avatar
  • marklangovoi
  • написано
Вообщем начнём с самого начала: ни у одного нового игрока рынка (Яндекс, Uber, Gett) нет прямых отношений с водителями.
Все они работаю с юр. лицами (посредниками) которые уже находят водителей в свой «автопарк».

Раз статья про Uber — сначала расскажу о нем.
Uber запустился последний из тройки, в феврале. У них сейчас сейчас самая хорошая фильтрация по машинам. В основном там средние свежие иномарки и даже машины E класса.
На запуске Uber предлагал водителям работу по часовой ставке (при принятие N% входящих заказов в час) + суммы заказов с вычетом процента посредника и самого Uber. Но это схема была не долга, меньше месяца.
После Uber перешёл к схеме доплат, которая действует до сих пор. Если водитель делать N заказов в неделю, то за каждый заказ он получает N рублей, а за заказы в час-пик — 2N рублей.
Правда совсем не давно Uber уменьшил уже N в двое, но снизил свой процент.

Так же у Uber динамический коэффициент в загруженных районах. По какому-то алгоритму тариф может быть со ставкой x1.5 или даже x2.5 (такой максимальный я видел).

Теперь про водителей.
Сначала водителей было много, но как часовую ставку убрали — большинство перестало там работать.
Сейчас же водители — это те кто слышал о БОЛЬШОЙ и КРУТОЙ компании Uber и даже не слышали что есть Gett и Яндекс. В основном это люди которых потеряли работу и временно работают в такси. Так же иногда это водители которые используют Uber как запасной вариант, в случае отсутствия заказов в их основных фирмах.
Водителей которые работают с открытия сейчас можно встретить очень редко.

Завтра постараюсь найти время и рассказать о двух других игроках — Gett и Яндекс.

Если кому интересно что-то — пишите.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Да, Марк, очень интересно. А какова твоя оценка: долго ли Убер в Краснодаре будет доплачивать за поездки и чем он будет побеждать конкурентов (я имею в виду Яндекс и Гетт), когда (если) цены у них сравняются? Ну и собственно, за кем останется рынок — за приложениями или телефонными службами такси, как по-твоему?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • marklangovoi
  • написано
Очень трудно сказать насчёт доплат, но пока у них самое лучшее соотношение качества машин к цене. Но машин очень мало.

Насчёт вытеснения — это уже началось когда трояка пришла, умные конторы просто начали оформлять всех своих водителей через себя в тройку.
Максимум я считаю останутся крупные конторы вроде Сатурн и Везет, так как у них совершенно другая схема работы (водители платят им за заказы), и кстати у них тоже есть приложения.
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
А про Gett и Яндекс рассказ будет, Марк?
  • avatar
  • prozak
  • написано
Давайте делать ставки как на тотализаторе! А что касается прохождения пика потребления, он не пройден, он трансформировался… из вещевого, именно в избыточное потребление информации… и это не положительная черта, к сожалению. Уже сейчас актуальны тренды выпиливания из сети, информационной диеты, цифрового инфаркта и интернет аддикции. Лучше заранее вернуться к ламповому естеству, чем дождаться точки технологической сингулярности, после которой многие пожалеют о создании роботов Убера.
  • avatar
  • ToT
  • написано
Уже сейчас актуальны тренды выпиливания из сети, информационной диеты, цифрового инфаркта и интернет аддикции.

Это выдумки. Нет такого тренда. Все соцсети растут.

Аня, спасибо за текст :)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
На твоей крыше проходят интересные события, Борис.
  • avatar
  • prozak
  • написано
Перефразирую тогда… увеличивается количество людей ограничивающих свое присутствие в сети. Уже вполне сформировалось понятие и принципы цифрового детокса. И не надо забывать что сети растут потому что растет покрытие и доступность интернета, а не потому что это расчудесная и ультраполезная вещь, потому что растет количество человек ввиду демографической ситуации, а не потому что соц.сети так необходимы, ну и самое веселое, потому что мертвые из сети не уходят, а остаются там в виде аккаунтов )
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.