Баку в марте

Из Пулково летит официальный Азал. Судно — новехонький 319 аэробус. Лететь три с половиной часа. На борту показывают научно-популярные фильмы про молекулярную физику на английском языке. Не верится, что когда-то и Азербайджан был совком.
В сегодняшнем Баку есть два «отсека»: заделанный центр и аутентичные трущобы. В трущобах рай — находок на всю жизнь. Я еще ничего круче не видел. В семь утра бабушка на чугунной крышке тандыра греет нам кутабы, пахнет свежим хлебом, отдают последнее тепло каменные дома. Параллельные улицы соединяются через каждую парадную: можно зайти в подъезд на одной улице и выйти на другой. Трущобы великолепны!
Но стоит пройти триста метров и начинается вылизанный порядок. Здесь умеют класть брусчатку и парковаться.
В городе очень много котов. Они сидят у посольств, у больниц, у полицейских участков, у музеев и киосков. Их никто не трогает. Коты — полноправные жители Баку.
Город идет по пути Дубаи. Растут современные здания, благоустраиваются общественные пространства. Активно развивается туризм. Мраморные плиты здесь моют швабрами, вручную. Городские пейзажи чудесны.
От набережной к кладбищу шахидов идет фуникулер. Под ним через каждые триста метров стоит вооруженный до зубов юнит и контролирует безопасность — рельсы проходят рядом со зданием ООН.
Главная проблема Баку — отсутствие пешеходной инфраструктуры. Город являет собой механизированный транспортный ад. Жители загнаны под землю, перейти улицу невозможно, однако все подземные переходы оснащены эскалаторами — и на том спасибо. Проезд на общественном транспорте стоит 6 рублей. Метро в упадке, город в любом направлении с интервалом в две минуты обслуживают новые автобусы. Доступность быстрого перемещения уничтожила прогулочную романтику — в Баку гулять неприятно и утомительно.
Восстановленный старый центр вылизан до безумия. Однако приятных глазу деталей здесь не меньше, чем в трущобах.
Главное, что больше всего поражает — это незатейливая, но восторженная приветливость местных жителей. К тебе постоянно подходят люди, говорят с тобой на милом ломаном русском или просто улыбаются. В кафе наливают тутовую водку на пробу и рассказывают все нюансы традиционного завтрака. Проходя мимо, говорят: салам — сплошной восторг. Музей азербайджанской литературы.
Культурный центр им. Гейдара Алиева. Кстати, в Баку почти все основные здания, главный проспект и объекты инфраструктуры носят имя Гейдара Алиева — преемственность. Однако музей современного искусства оказался очень слабым в плане благоустройства — ни кустика, ни лавочки — только белый ослепляющий объем посреди поля, стекающая с гранитных откосов вода и разноцветные зайцы. Летом тут наверняка настоящий ад.
Центр Баку очень живой и милый. Многолюдность и трафик, конечно, пожирают впечатления от прогулок; но ясно, что город только на пороге глобальных перемен. Если бы два года назад нефть не упала — не уверен, что мы увидели бы Баку именно таким.
За переход на красный (редкий случай, когда есть переход) — штраф. Переход без светофора регулируется криками водителей и пешеходов. Азербайджанцы пьют, но очень аккуратно и с умом. Завтрак на убой: яичница с помидорами, варенье, мед, шор, масло буйволицы, гаймак и свежий чурек с чаем — 50 манат (1500 рублей). Одна поездка на городском транспорте (любом) — (20 гяпиков) 6 рублей. Культура чая в Баку, увы, утрачена — настой жидкий, без цвета, вкус пресный. Жаль. Обязательно нужно выпить свежевыжатый гранатовый сок — 3 маната (90 рублей) — гранат загружают в пресс и на выходе получается стакан невероятно вкусного сока. Непременно нужно попробовать кутабы, кюкю и долму. В среднем скромный день в Баку выходит вам в сто пятьдесят баксов — сущие копейки для такого кайфа. Азербайджанцы — очень отзывчивы и приветливы. Это и делает их культуру особенной. Тем не менее пора в Грузию. До встречи, Баку!

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.