В калейдоскопе времени.

Юбилей заслуженной артистки Рссийской Федерации Инны Станевич.
На экране проекция старого телевизора транслирующего любимый многими поколениями фильм «Театр» с Вией Артмане в главной роли, звук то стихает, то нарастает, то полностью заглушается эфирными помехами: под такое сопровождение, бросая недоуменные взгляды на сцену, постепенно заполняется зал драмтеатра. Сегодня сюда пришли поклонники одной из ведущих актрис Краснодара Инны Станевич. И причем здесь кино? В луче прожектора появляется она и мы понимаем, что это квартира, в которой возле телевизора коротает время перед спектаклем героиня сегодняшнего действа. Экран погас и тишине зазвучал непередаваемый голос Инны Эдуардовны, ее многолетняя визитная карточка…
… Нет роли.
Без роли — как будто без компаса.
Ты знаешь, как страшен свет,
Когда в тебе копится, копится.
А выхода нет.
Пожалте, гастроли,
Пожалте, уют.
Отобраны роли.
Ролишки суют…
Этот «Монолог бродвейской актрисы» Евгения Евтушенко звучит в душе, в сердце Станевич, мы слушаем ее мысли и чувства. А за спиной, на экране разворачивается калейдоскоп воспоминаний. Детство, юность, студенчество и роли, роли, роли… Юбилей Заслуженной артистки Российской Федерации Инны Станевич — это вечер ее воспоминаний о жизни, о сыгранных ролях, о неблагодарной, но такой любимой работе.
4 июня 1968 год — в этот день Инна Станевич была принята на работу в Краснодарский театр драмы им. Горького. Довольно странная дата: лето, время гастролей или отпусков и вдруг… Вот что говорит об этом сама Инна Эдуардовна.
— Учась на втором курсе Ростовского театрального училища, я приехала в гости к родственникам в Краснодар и мне посчастливилось познакомиться с Михаилом Алексеевичем Куликовским. Услышав меня он сказал: «Какой голос, мне бы актрису с таким голосом», а когда узнал, что я студентка актерского отделения предложил по окончании, если ничего не изменится в его и моих планах, занять место в краснодарской труппе. Шли выпускные экзамены и вдруг приходит телеграмма на переговоры (напомню, в те времена сотовой связи еще не было да и обычный телефон был далеко не в каждой квартире). Удивилась но пошла. И слышу: «Детонька, если Вы не приедете 4 июня в Одессу, наш договор расторгается». Конечно поехала, не то что поехала, практически полетела, даже не сдав последний экзамен, так что о дипломе вспомнила только через несколько лет, будучи уже актрисой и играя практически во всем репертуаре.
К слову сказать, в училище Станевич поступила не окончив школу. Шла просто попробовать свои силы, на самом деле собираясь через год попытаться покорить Москву. Но блистательно пройдя творческий конкурс забрала документы из школы и десятилетку заканчивала уже в училище.
И так июнь, Одесса, первая роль и вчерашняя студентка сразу попадает в окружение признанных мастеров сцены на главную роль. Пьеса Собко «Сохрани мою тайну» рассказывает историю девушки, потерявшей во время войны отца. И вот она находит пять человек с одинаковыми фамилиями и именами и решает съездить к каждому. А вдруг один из них ее отец. И она находит его в военном госпитале без рук и ног. Серьезная тема, сложная психологически роль, но дебютантка достойно справилась с этой задачей, а всей дальнейшей работой только подтверждала силу и многогранность своего таланта.
Память — один из основных рабочих инструментов артиста, но когда в послужном списке более ста пятидесяти ролей вычленяются только самые дорогие. Те, в которые больше всего вложено сил, пота и любви. И это не всегда совпадает с тем, что помнят зрители или коллеги по цеху. Такой работой стала заглавная роль в спектакле «Пифагор» Я. Костюковского и М. Слободского. В этом спектакле Станевич выступает в двух ипостасях. Очаровательной, влюбленной девушки и мальчика, ученика великого математика в которого перевоплощается героиня для того, что бы быть ближе к предмету своей страсти. Мгновенные переодевания, быстрая смена пластики, голоса были настолько убедительны, что зрители забывали о том, что перед ними юная актриса, а не симпатичный юноша. С большой теплотой эту работу вспоминает и постоянный партнер Инны Эдуардовны н.а. России Анатолий Горгуль.
— Мы были молоды и по-хорошему хулиганили в этом спектакле. Инна всегда была и остается замечательным партнером, легко идущим на импровизацию. С ней всегда интересно работать.
А калейдоскоп воспоминаний несется все дальше. Вот возник образ роковой красавицы Клеопатры «Цезарь и Клеопатра», а рядом еще одна роль, о которой Станевич вспоминает с ностальгической улыбкой — Юный Керубино в «Женитьбе Фигаро». А следом Рода Барклей из пьесы «Дальше тишина», красавица Диана из «Собаки на сене» и немая Катрин в «Мамаше Кураж», Ольга в «Годах странствий» и Пегин Майк в спектакле «Удалой молодец — гордость Запада». Еще одной работой актрисы, оставившей значительный след в истории Краснодарского театрального искусства, стала роль Гертруды в «Гамлете», поставленном Николаем Никольским в 1991 году. Трагедия женщины, разрывающейся между сыном и любимым человеком, между идеализированным миром и миром прагматизма находила самый живой отклик в сердцах зрителя.
А дальше были: Екатерина II в пьесе «Хорош дом да морока в нем», Агата в «Детских шалостях», Дорина в «Тартюфе» и роль, о которой годами мечтают многие актрисы, это Васса Железнова в одноименной пьесе Горького. Внешне стальная, жесткая героиня в исполнении Станевич раскрывается перед нами с совершенно другой стороны. Есть в ней и любовь, и нежность, и забота о детях. Только в ее понимании благополучия близких эти чувства приобретают зловещую окраску и превращаются в диктат, который приводит практически к полной гибели семьи Железновых. В этой роли, как и всегда, Станевич обратила смысл своей работы в день сегодняшний: в вечную проблему взаимоотношения отцов и детей, которая непреходяща и всегда актуальна. А потому ее Васса вызывала не только возмущение или отторжение, но и сострадание и жалость. Эта роль очень дорога для Инны Эдуардовны и потому на юбилейном вечере она сыграла отрывок из спектакля вместе со своими партнершами з.а. России Верой Великановой, з.а. Кубани Марией Грачевой и молодым артистом театра Виталием Стеблецовым. И как в прошлые годы, в награду получила шквал аплодисментов от благодарных зрителей. Но не менее дороги и любимы для Станевич ее острохарактерные, комедийные и трагикомические роли, такие как: Арина Пантелеймоновна в «Женитьбе», Белиса в «Хитроумной влюбленной», Арина Аркадьевна в «Как я стал...», Алиса Витальевна в «Покровских воротах», Тэкле в «Хануме». Отрывки из этих спектаклей стали украшением юбилейного вечера поставленного з.а. России Андреем Светловым в содружестве Верой Великановой и Марией Грачевой и конечно же при огромной помощи и поддержке всего коллектива театра.
Кружат зеркала калейдоскопа, пересыпаются картинки воспоминаний, складываясь в причудливые узоры, а мысли героини уже несутся дальше, вперед. Что волнует Инну Станевич сегодня? О чем она мечтает?
— Конечно о новых работах. Только хочется настоящих ролей и спектаклей, таких, как ставили Михаил Алексеевич Куликовский, Михаил Владимирович Нагли, Николай Никольский, Геннадий Николаев. Хочется стабильности в театре, постоянного и достойного художественного руководителя, способного увлечь труппу и повести за собой. И очень хочется, что бы «Золотой век» Краснодарской драмы вернулся.
Александра Горбова

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.