Что такое "не везет" и как с этим бороться?

Завершился девяносто седьмой сезон Краснодарского академического театра драмы, который можно смело вписать в анналы истории как «букаевский». Все три премьеры этого театрального года сотворены новым приобретением драмы — режиссером Радионом Букаевым.
"#Он_она_собачк@" по мотивам рассказа Чехова «дама с собачкой» насторожила, покоробила но… как то прижилась. Мало ли что «музыка навеяла». И у Антона Павловича можно найти вдохновение для типично сериального сюжета. А то, что это «добро» на нас тоннами выливают со всех главных телеканалов страны и в театр хочется сходить за светом, теплом и мыслью, это отвлеченные мечты рядового зрителя. И они ни как не совпадают с желаниями современной «высокообразованной» режиссуры самоутвердиться и самореализоваться. Правда самореализация, почему-то, происходит за счет самостоятельных (простите тавтологию) актерских этюдов, которые становятся на фоне серого полотна основной истории милым украшением печального действа. Одно радует, пользуясь формулировкой «по мотивам» театр смог выехать на фестиваль «Мелиховская весна» (фестиваль традиционно проводится в усадьбе Антона Павловича Чехова), а это на сегодняшний день редкий и большой подарок для артистов.
Новогодний спектакль для краснодарских малышей попал в цель на все сто процентов. Сказку более «горшечного» направления представить трудно. «Три поросенка» — кукольная пьеса, изначально предназначенная для детей младшего дошкольного возраста. Конечно, в городе много яслей и садиков и план продажи билетов театр выполнил. Вот только такого ли подарка ждал город от главного театра края? Уже знакомые линейные мизансцены, присущие отличникам режиссерских курсов где-то так на втором году обучения, мягко говоря, странное оформление и совершенно «оригинальный, никогда не виденный и ни кем не используемый» интерактив с детьми. Книга сказок, забежавшая на большую сцену драмы из ближайшего ДК, выглядит в пустом пространстве так сиротливо, что хочется подойти, погладить по корешку и срочно проводить домой, а все действо стойко напоминает кадры из фильма «Джентльмены удачи», а именно репетицию новогоднего утренника в детском саду. Не спасают «волшебное» представление ни актерские придумки, ни музыка В. Демина, немного оживившая привычный, давно заезженный звукоряд. Увы.
Но как пишет классик "… Все ждали третий день! И вот..". «КРАС PLACE» или место под солнцем в первом ряду" заключительная часть триптиха, созданного Букаевым на Краснодарских подмостках. Здесь театр решил осчастливить своих зрителей «по полной». И пьеса написана специально для нашего театра, и музыку написал САМ правнук Тихона Хренникова, то же эксклюзивно для Краснодара, и стихи, или «рифмовки», как их называют герои пьесы, только здесь и сейчас и только для нас. Ах, Буба Касторский, ты бы плакал услышав эти вирши. (Но это так, «музыка навеяла»). И весь набор «стильного» режиссерского почерка. Мизансцены «елочкой», статичные диалоги, декорации позаимствованные у коллег из самодеятельности, жуткая эклектика в жанровой работе артистов и всенепременный «изящный» штрих каждой работы молодого режиссера, видео кадры. Здесь они и недостающие декорации для определения места действия, и просто видео клипа, и возвышенная душа поэта, отлетевшая в синие дали. К слову, вялая попытка режиссера приблизить социальную комедию к трагикомедии потерпела сокрушительное фиаско. Совершенно неоправданный эпизод, вызывающий у зрителя только недоумение и вежливый вопрос: «Зачем?». Зачем в надуманный сюжет о трех пенсионерах и трех «пионерах» решивших покорить Олимп славы, и получить заветный приз вводить «шекспировские страсти»? Зачем усугублять заявленные драматургией проблемы о «беспризорных» поколениях старых и малых, об отсутствии финансирования и адекватного руководства в культуре красивеньким эпизодом, не имеющим к действу никакого отношения? Может лучше плотно заняться жанром спектакля и привести разнородное актерское брожение в какое-то одно русло. Или это действительно социальная комедия и все живут в стиле старых добрых фильмов Гайдая, или это сатирическая пародия с элементами маразма. Но под это определение попадает лишь несколько, увы, не самых главных героев спектакля. Большинство вообще заглянули к нам из пьес Арбузова, Вампилова и прочих корифеев (в хорошем смысле) соцреализма. По-доброму повеселили в эпизодических ролях «двое из ларца», забежавшие на огонек с окраин шальных девяностых. И получается, что нет у нас ни комедии, ни трагикомедии, ни фарса, ни мюзикла, элементами коего пытаются прикрыть несостоятельность спектакля, а есть среднехудожественная невнятная история очередного кризиса режиссерского искусства в драме.
— Ох, как мне не везет! — воскликнул бессмертный герой Булгакова, кстати, очень любимый краснодарским зрителем. Нашей драме впору использовать эту фразу как девиз. Как же ей не везет! С интересными, профессиональными, пусть и спорными режиссерами не сложились отношения у руководства и театр, на долгий срок, остался без художественной головы. Два года на постановки приглашали молодых, стремящихся к творчеству и самореализации специалистов, использовали внутренний потенциал. Мимо. Слишком самостоятельно мыслящие пришлись не ко двору. Ну а результат последнего, авторского сезона вообще превзошел все ожидания. И в силу вступают главные риторические российские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».
Единственной «вишенкой» на пироге сезона 2016-17 стал творческий вечер з.а. России Инны Станевич, сделанный силами артистов без участия профессиональной режиссуры и при минимальной поддержке руководства. И именно этот вечер показал, что есть еще порох в пороховницах актеров, есть желание работать и дарить нам, зрителям радость встречи с хорошей драматургией и высоким творчеством. Есть мастерство, эстетика и Театр в Артистах. Осталось найти того, кто примет это наследство и займется классическим театром, а не проходными однодневками, не требующими ни глубокой мысли, ни сильного чувства, ни яркого таланта. А сочную вишенку хочется видеть на праздничном торте, а не на подгоревшей кулебяке.
Александра Горбова
Сегодня сердитый зритель.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.