Чума в умах не помеха пиру духа.

За последние пять лет театральное сообщество Краснодара пополнилось сразу несколькими профессиональными и любительскими коллективами. Это «Черный театр», театр «Люди – Игры», «Не Чехов» и некоторые другие. Конечно, флагманом этого движения стал «Один театр», собравший в своих стенах артистов разных театров города, желающих работать не только на «потребу публики», но и для души. А совсем недавно произошло рождение еще одного творческого содружества. Театральная мастерская Анатолия Тучкова (ТМТ) созданная на базе арт-центра «Бронзовая лошадь». Сам центр появился сравнительно недавно, 15 сентября этого года благодаря содружеству известного художника Сергея Воржева который придумал скифскую лошадку, поселившуюся на стене нового зала и неравнодушного к искусству человека Юлии Григорян.

За время своего недолгого существования «Бронзовая лошадь» уже полюбилась краснодарцам своим аристократическо – минималистическим интерьером, теплой домашней атмосферой и конечно, обилием интересных, разноплановых мероприятия, таких как художественные и фото выставки, мастер-классы художников и скульпторов, различные творческие вечера.

И вот новый проект. ТМТ это не лаборатория или альтернативный театр. Это содружество единомышленников, связующим центром которого является заслуженный деятель искусств России Анатолий Тучков.

После ухода из ТО «Премьера» в котором он более 20 лет возглавлял «Новый театр кукол» первой работой признанного мастера стала постановка на новой территории спектакля «Чума». Тучков взял две одноактовки из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина: «Моцарт и Сальери» и «Пир во время чумы».

Характерной особенностью постановок Анатолия Семеновича является соединение на одной площадке артистов работающих в «живом» плане и кукол. А так же введение в канву спектакля персонажей, несущих дополнительную смысловую нагрузку.

Не стала исключением и «Чума». В небольшом, всего на пятьдесят мест зале медленно гаснет свет, и из зала выходит Автор (А. Тучков). Звучат замечательные строки Андрея Дементьева «Я последний романтик ушедшего века…», а на экране мы видим портреты Высоцкого, Есенина, Пушкина. И начинается Театр. В центре сцены стоит стол с шахматной доской за которой начинают свою игру двое. Белый и Черный, Добро и Зло, Свет и Тьма (А. Сидоров и М. Ведерников). Как сложится партия? Какую историю они разыграют?

Прямо из зала Автор выводит молодого человека, который на наших глазах преображается в Сальери ( М. Михайличенко). Звучит знаменитый монолог «Нет правды на земле..». И вот Автор представляет нам второго героя.

Легкий, беззаботный Моцарт (А. Сергеев)так же появляется из зала. Он весел, легкомыслен. Он весь под впечатлением от «Скрыпача» из трактира, которого притащил с собой повеселить приятеля. Но Сальери оскорблен такой профанацией искусства. Знаменитый диалог Моцарта и Сальери сделан режиссером сразу в нескольких планах. Появляются куклы (очень интересная работа художницы Юлии Тучковой), которыми манипулируют Белый и Черный, а текст произносят артисты на авансцене. Следом звучит «Реквием». И вот это сочетание легкомыслия и гениальности молодого товарища порождает чувство черной, все разрушительной зависти, которая приводит Сальери к преступлению.

Во втором действии Автор представляет нам персонажей, которые по его желанию превращаются в семь смертных грехов. Гордыня, зависть, алчность, гнев, похоть, лень, чревоугодие. Это их пир во время чумы. Вакханалия бездуховности, разврата и бездумного веселья. Разве не это происходит сейчас в нашем многострадальном государстве? Шоу и мюзиклы заполонившие сцены театров, мыльные оперы и дешевые сериалы на экранах ТВ, безумные празднества при разбитых дорогах и голодающих пенсионерах. И как некая иллюстрация к этому звучит песня «грустной» Мери в исполнении Полины Тучковой. Нежный, пронзительный вокал выступает контрапунктом к тексту песни, утверждает нас в мысли о бренности всего сущего.

Отдельно хочется сказать о работе юного хореографа Ольги Моисеевой, которая будучи студенткой второго курса театрального факультета Краснодарского краевого колледжа искусств поставила все пластические и танцевальные композиции спектакля. Жесткая, скупая пластика и потрясающая музыка Валентина Демина ярко и органично вплелись в канву сценического действия и стали его подлинным украшением.

А песнь председателя (Руслан Копылов) становится настоящим гимном безумству, заполонившему день сегодняшний. Очень впечатляет преображение кукол. Вот они монстры, разрушающие наши умы и сердца. И апофеозом спектакля становится гибель проповедника (творца, созидателя) ушедшего от нас в Свет.

Премьера состоялась. Еще одна театральная площадка открыта и ждет ярких, талантливых работ, которые станут настоящим пиром духа для всех поклонников театрального искусства. В планах «ТМТ» новые постановки, но о них Анатолий Тучков пока умалчивает. Пусть они станут сюрпризом для краснодарских театралов. Счастливого пути «Бронзовая лошадь».

Александра Горбова
Фото Николая Хижняка

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.