Полное...счастье

Последнее время после просмотров новых спектаклей, руку, зависшую над клавиатурой, останавливало нежелание сделать больно самым ранимым и беззащитным людям в театре – артистам. Но всему есть предел. Очередной «шедевр» Радиона Букаева «Полное счастье» представленный в «Одном театре» довел до края.

История, рассказанная голландскими драматургами ден Тексом и де Бааном, кажется дикой для российского зрителя, но довольно банальна для западного менталитета. Две подруги, один мужчина. Обе дамы успешны в карьере. Элен (Анна Еркова), супруга героя, ради работы пожертвовала ребенком и теперь бездетна. Мара (Алла Мосолова), преуспевающий банкир-инвестор, хочет ребенка, но от проверенного мужчины. Том (Виталий Борисов) бизнесмен, как выяснилось, хочет наследника. Мара предлагает Тому стать донором, но его больше привлекла возможность сделать ребенка натуральным способом. В результате дочь остается с отцом и его женой, Мара получает финансовую свободу и становится частью новой семьи.

Герои пьесы по велению авторов рассказывают нам о том, что главное в жизни. Счастье, карьера, деньги, дети, душевное спокойствие или власть. Об этом в принципе и спектакль, который нам показали. И вот тут у меня возникли вопросы. Точнее непонимание. Зачем нам старательно прочитали пьесу? Почему на площадках (начало второго акта перенесли в буфет) ничего не происходит? Ни внешне, ни внутренне. Герои, какими пришли в эту историю, такими ее и закончили. Единственная работа, которую хочется отметить, это Мара. Финальная сцена прощания с дочерью, когда она судорожно сжимает бутылочку и кажется, что она сейчас раздавит ее, как раздавили сердце героини, наверное, самая сильная в спектакле. На этом приятные впечатления от спектакля заканчиваются. Не буду углубляться в актерские работы, на фоне полного отсутствия режиссуры артисты сделали все, что смогли, оставшись совершенно «обнаженными» перед зрителем.

Бездейственное чтение текста можно конечно принять за режиссерский прием, но — увы. Мастерство молодых артистов, к сожалению, не захватывает до такой степени, что бы принять полное отсутствие действия и минимализм выразительных средств. Не внятен режиссерский замысел: зачем и для чего.

Показать нам, что меркантильное начало превалирует в современном человеке и убивает в нем все доброе и светлое? Спасибо, но показать не удалось. А прочитать каждый мог бы и сам. Одним из персонажей спектакля является половик, изображающий картину «Сад земных наслаждений» Босха. Если идти за мнением некоторых искусствоведов, то это «мир растленный любострастием». Мир наполненный страстью, наслаждением и любовью. И его попирают герои пьесы. В их мире нет страсти, нет любви, нет удовольствий, а только холодный расчет и взаимовыгода в отношениях.

И в таком контексте понятны пустые глаза, монотонные интонации и скупая сценическая жизнь артистов. Но это из серии: «критики придумают». Потому что не цепляет. Нет развития героев, они не меняются за полтора часа показанного нам действа. И проблема, заявленная авторами пьесы не получает решения в увиденной мной режиссерской версии.

Мало того, у меня даже не возникает вопрос, а что будет с героями дальше. Потому — что какими были, такими и остались. И останутся навсегда. Поэтому полтора часа кажутся вечностью, во время которой очень ждешь окончания этой литературной пытки и прихода «полного счастья» за пределами зрительного зала.

Александра Горбова.
Фото Юрия Корчагина.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.