Совсем не «Звериные истории»

…И шел я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И бог, сотворенный из страха,
Шептал мне: — Иди и убей!

Но вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог — На поиски доброго Бога
И — ах, да поможет мне Бог!
А. Галич

Как и зачем мы живем? Что нас волнует и с какими мыслями мы засыпаем и просыпаемся? Как мы сосуществуем с близкими? Как мы уживаемся со своим внутренним миром, со своим вторым я? И каким Богам мы поклоняемся? Найти ответы на эти вопросы попытался в своей новой постановке «Звериные истории» по рассказам Дона Нигро главный режиссер Молодежного театра Даниил Безносов. Десять историй, якобы о животных, рассказывающие о самых больных вопросах дня сегодняшнего, выстроены по нарастающей силе воздействия и глубине проблем.
История начинается со скучающих подростков, ожидающих своей порции кукурузы и не знающих, куда прислониться и к чему приложить мозги. Одного все достало и он злиться на серость и примитивизм окружающего мира (Е. Парафилов). Другой любит в жизни кукурузу и жучков и его ничего не волнует (А. Теханович). А вот третий мечтает найти саксофонное дерево и научится играть на саксофоне (И. Аничкина). И уходит в бесконечный белый лабиринт искать свою мечту. В одной из новелл Пенни возвращается с саксофоном. Мечта сбылась.
Следующим появляется утконос – инвалид (А, Суханов). У него бабушка утка, а дедушка бобер. А вот он такой, ни на кого не похожий и никому не нужный. Он и хотел бы подружиться с кем либо, но непохожесть неприятна обществу. В очень трогательной и в то же время не плаксивой форме Суханов рассказывает свою историю, а потом просит зрителей принять его в свою компанию. Но понимая, что он и тут лишний уезжает в темноту.
Клетка для попугаев типичная история семейной жизни, сроком более 10 лет. Недаром ученые говорят, что чем дольше люди живут вместе, тем более похожими друг на друга они становятся. Любовь, страсть прошли, что бы понять друг друга необязательно разговаривать. А жена, повторяющая все за мужем, прекрасно описана еще А.П. Чеховым в «Душечке». Это бесит, но сила привычки всегда побеждает. А еще побеждает страх: «А что будет в другой клетке? Вдруг еще хуже!». Семейная пара попугаев (А. Алексеев и П. Шипулина) неизменно вызывает смех и сопереживание у старшей половины зрителя. Именно им близки и понятны проблемы, поднятые в этой новелле.
Синезадый Бог бабуинов – этакий монолог скинхеда (Я. Новиков) из тех, кого можно встретить в любой подворотне, в темном переулке. От кого шарахаются не только иностранцы, но и обыватели. Именно в этом эпизоде впервые открыто звучит тема Бога и тема выбора.
Кошачья теория нитки раскрывает перед нами гламурный мир жен богатых людей (А. Нежута, О. Подлипаева). Есть ниточка, за которой ты охотишься. Ходишь в салоны, бутики, светские тусовки и вроде все нормально, до тех пор, пока не поднимешь голову и не увидишь руку, которая и дергает за веревочку. И тогда, если есть мозги, возникает вопрос. А кто и зачем дергает эту ниточку. Зачем ему нужно, что бы я ходила по веревочке? И вообще – кто Он?
Летучий мышь – декларация того, что сегодняшний мир перевернулся с ног на голову и что бы в нем выжить, надо принять это как данность или стать изгоем.
Великий бурундукский лабиринт еще одна история внутренних сомнений «маленького человека» (А. Замко). В чем смысл создания бесконечного лабиринта, что за великое наследие завещал «великий бурундукский бог»? И почему он не спас беременную мать героя от когтей орла? А может «Великий бог» это пустота в тоннеле? Прочь, крамольные мысли. Копать, копать, копать и не думать.
Одна из самых сильных историй «Ожидание», повествующая о холокосте. Люди, ожидающие смерти с чисто животной покорностью и чисто человеческой надеждой о том, что все будет хорошо. Кое кого покоробило сравнение женщин с коровами. Увы, документы подтверждают, что жертвы немецких концлагерей, именно так, покорно и безропотно шли в газовые камеры. А те, кто выжили сегодня, разбирали вещи убитых, убирали их трупы и ждали своей очереди, уповая на Высшие силы.
Мышеловка – монолог мудрого, повидавшего жизнь бомжа, (Л. Дорошева) становится кульминацией спектакля. Как часто мы понимаем, что нам расставляют ловушки, что нас соблазняют «вкусняшкой» чтобы уничтожить. И мы молим Бога: «Не введи во искушение!» и тем не менее поддаемся собственной слабости и гибнем.
Финальный диалог леммингов подводит логическую черту под «Звериными историями». Смысл диалога сводится к следующему: «Мы должны бежать вперед! Но там обрыв и река. А плавать мы не умеем. А можем ли летать, не знаем. Но бежать надо!». И они бегут. Все. Куда? Неизвестно. Но хочется верить, что на поиски доброго Бога. И — ах, да поможет нам Бог!
Не смотря на серьезные темы и зачастую, печальный исход героев, спектакль оставляет светлое чувство и надежду.
Александра Горбова.
Фото Юрий Корчагин.

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.