Пасха не по правилам

Каждая Пасха — откровение. Каждая дарит свои подарки. Никогда не знаешь какие.

В этом году мы отправились в Свято-Екатерининский храм.

Фото Тимура Громова. Кублог

Во дворе было море людей, среди них что-то олицетворяли и, наверное, делали важное казаки и милиция,

Фото Тимура Громова. Кублог

перед храмом и в его пределах активно торговали,

Фото Тимура Громова. Кублог

но в противовес коммерческому началу посреди двора стоял самовар величиной с часовню (никода таких не видела), из которого все желающие могли себе налить чаю бесплатно.

Справа от крыльца за сколоченными столами, как обычно, собирались люди: раскладывали вино, куличи, яйца и даже зачем-то пачки с солью и ждали, когда выйдут святить этот огромный пасхальный натюрморт.

Фото Тимура Громова. Кублог

Освящение угощений — обряд, любимый народом. Мне он тоже нравится: священники обходят столы с красивым пением, всех благословляют и брызгают святой водой на еду и на людей, которые крестятся, подставляют лица, а еще протягивают вперед смеющихся от всего этого детей.

Фото Тимура Громова. Кублог

Но во время ночной пасхальной литургии в Екатерининском храме, как мне сказал один из священников, еду не святят — все на молитве. Ожидающим обряда нужно было продержаться два — три часа, о чем они не догадывались.

Вообще-то в строгие времена в субботу, до Воскресения, во многих храмах ничего не святили. Но уже довольно давно стало допустимым освящать куличи перед пасхальной службой — это удобно. Горожане мне говорили, что в некоторых храмах сейчас вообще святят всю ночь.

Но для людей с корзинками и пакетами, полными выпечки и яиц, основная трудность в том, что у каждого храма в этом вопросе свои представления. И непостоянным посетителям храмов в них трудно разобраться. А непостоянных среди тех, кто считает себя православными, как известно, большинство.

Так, проблемы Церкви встречают уже на входе: верующих много, а прихожан мало.

Фото Тимура Громова. Кублог

Мы пришли к началу службы, но Ярослава быстро заснула у меня на плече, и наш крестных ход прошел в такси, а закончился дома.

Я не ортодоксальный человек и могу быть сопричастной богослужению с помощью простого телевизора.

«Пятый канал», по которому показывают пасхальную и рождественскую службы из Казанского собора, — находка для людей, не имеющих возможности провести в храме Всенощную (например, для людей с маленькими детьми, как вы поняли).

Там нет президента и пафоса. Все очень искренне, а литургию ведет прекрасный Владыка — отец Владимир.

Ему 84 года. Старейший архиерей церкви. Изучая его биографию, я узнала, что этот человек — выдающийся церковный дипломат-экуменист, впрочем, невероятно много служивший не только за пределами СССР, но и по городам России, и даже в Краснодаре: с 80 по 87 годы, в том самом Екатерининском соборе, где мы были. Из Краснодара отца Владимира перевели во Псков. Краснодарские прихожане целых два года просили, а затем даже требовали на пикетах (!) в Чистом переулке в Москве возвращения своего архиепископа. Но его не вернули, увы.

Фото http://bezformata.ru/

Во время пасхального эфира я готовила пасхальную выпечку. Для меня это оказался органичный вид соучастия событию, усталости не чувствуешь, голова на одной волне, а руки сами собой замешивают и закладывают.

Надо сказать, пребывание в храме, где молящуюся людскую массу справа и слева обтекают шумные входящие и выходящие, а в центре формируют не слишком-то вежливые казаки, было, увы, даже менее духовным, чем ночь на кухне с «Пятым каналом».

Фото Тимура Громова. Кублог

Служба шла по своему сложному сценарию, и вот наступил черед Огласительного слова Иоанна Златоуста. Это гениальный текст, памятник словесности, пример веры. Отец Владимир прочитал его на церковнославянском, а потом один из ведущих телеканала перевел его часть на русский.

Дальше пошла врезка из храма Санкт-Петербургской духовной академии (такие врезки из других храмов Ленинградской области — традиция этих трансляций). И тут прямой эфир преподнес подарок.

Службы в храмах идут с разницей в несколько минут, что естественно. И то же самое Огласительное слово зазвучало в телеэфире еще раз: оно было произнесено ректором академии отцом Амвросием на русском языке. Дикторы даже не смогли это прокомментировать. В православном храме на всю страну служили на русском. Господи, спасибо Тебе за эту весть в праздничный день.

Я нашла запись вещания. Момент начался весельем с киданием яиц и пришелся на 1.31.



А второй подарок был днем.

Мы пришли христосоваться с друзьями-протестантами. У них служба шла с утра до полудня. А потом во дворе своего храма они приготовили огромное количество плова, и все угощались.

Народу пришло человек триста. Много детворы, семей, все друг друга знали, очень дружная паства.

Нас тоже накормили пловом и подарили теплое, искреннее и радостное настроение. Спасибо, братья и сестры.

Христос Воскрес!

Фото Тимура Громова. Кублог

Комментарии

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.