Алексей Татаринов о романе "Бета-самец": "Прочитай и сделай все наоборот"

Коллаж Евгения Маханько. Кублог
… не должен человек отдавать свою свободу!

Мужеподобные зайцы водят лапкой по газетным гороскопам, оценивая по звездам потенциальную спутницу жизни. Толстозадые купчихи протирают кожу дорогих авто, застывшими глазками провожая купленный мир, так и не ставший любимым. Серийные девочки с кукольными рожицами киснут в стеклянных тюрьмах, впаривая айфоны или роясь в торговых бумажках. Житейские прокуроры, раздувая розовые щеки, вещают о силе судьбы, о правильности приговора и неотвратимости наказания. Простые, повседневные пессимисты, возводя очи к вечно пыльному небу, гнусавят о том, что жизнь не имеет смысла, а завтра будет точно хуже, чем вчера.

Легко человеку оказаться рабом смеющегося над ним мироздания!

… почему я так разволновался? Хороший ростовский писатель Денис Гуцко написал унылый роман с биологическим названием «Бета-самец».

Писатель Денис Гуцко. Коллаж Яндекса.

Все происходящее в достаточно объемном тексте подчинено схеме, пришедшей из мира зверей. Есть альфа-самцы: у них самые лучшие девки, громадные деньги, жажда власти и вьющиеся волосы на груди. Рядом бета-самцы: донюхивают использованных женщин, вяло осматривают чужие достижения, во всем всегда сомневаются и несут портфель шефа на новую стоянку, где им еще предстоит разжигать огонь, готовить еду, а потом догрызать белеющие кости.

Альфа – это Антон Литвинов: брутальный глава любореченского ООО «Плита». Автор ненавидит его за наглую уверенность в собственном лидерстве, за желание разрулить последствия случайной автокатастрофы, за попытку пробраться в Церковь с неумытой душой, за бездарную смерть от руки одного разгневанного юнца.

Бета – это Александр Топилин: друг Литвинова, зависимый от его воли, денег, доброго расположения и неуклюже стремящийся обрести независимость. Гуцко вроде бы сочувствует Топилину, погружает в искусственную драму, за руку подводит к позитивному итогу, в который, правда, сложно поверить.

… потому что здесь все люди вторичны, и автору скучно с ними – своими персонажами.

По всему периметру невеселого романа заторможено двигаются бета-самки. Одна, похоронив погибшего под колесами мужа, с охотой ложится с одним из участников трагедии. Другая, тихая кикимора, без особого энтузиазма изображая безумие, начинает крушить интеллигентную семью. Третья, вместо того, чтобы послать кикимору в болото, забирает ее в свой дом, начинает играть с ней в «дочки-матери» и окончательно вытесняет супруга: как оказалось, в смерть, маячившую за углом.

Избранная схема и многочисленные бета-существа победили писателя, решившего, что он создает реалистический роман.

Конечно, хватает «серых квадратных людей, обожающих складывать в бесконечную мозаику безупречные серые квадраты». Но литература своей организующей волей должна входить в инертную материю существования и разбивать волны скуки, грозящие поглотить личность. Только так можно стереть печаль угасания, которая невооруженным глазом видна в романе Гуцко. Он очень недоволен человеком.

Если ты, читатель, чувствуешь в себе грустного аутсайдера, плетущегося за сильными, красивыми и волевыми субъектами, если ядовитый червь догрызает твое сердце, внимательно прочитай «Бета-самца» и сделай все наоборот, поступи иначе – не так, как главный герой, который мечтает спрятаться между ног чужой женщины, роется в ноутбуке мертвеца, ходит в его одежде и всеми силами стремится не быть самим собой.

Алексей Татаринов

Комментарии

  • avatar
  • ToT
  • написано
Интервью с автором романа Денисом Гуцко: expert.ru/south/2013/19/nam-ploho-potomu-chto-eto-myi-takie/
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.