Новый роман Пелевина: Событий много, забываются быстро



Многие читатели-классики, сохраняющие верность русскому реализму, видят в Викторе Пелевине главного беса новой словесности.

Священные имена и события погружаются в фарс. Дурацкий смех и лихой мат доносятся из-за каждого сюжетного угла. Слово о Пустоте настойчиво доказывает отсутствие личности. Обязательно происходит заигрывание со смертью, чьи бутафорские образы взрываются на наших глазах, образуя воронки цинизма, порою смешанного с отчаянием и злобой на мир.

Три месяца назад вышел «Бэтман Аполло» — новый роман Пелевина. Молодой вампир Рама учится быть посмертным ныряльщиком, доставляющим богатых клиентов в заказанные ими загробные отделы.

Событий много, забываются они быстро. Герои – маски, ценности в них никакой. В пелевинском кукольном театре событие и герой – крючки, на которые автор ловит продвинутого потребителя модных образов и начинает вещать – проповедовать, а не вступать в диалог.

И здесь читателям-классикам стоит оценить одно важное русское движение: речь о гибели и спасении, заставляющая стихнуть всемирную болтовню, значимее самого затейливого сюжета.

Виктор Пелевин. Роман «Бэтмен Аполло». Коллаж Яндекса.

В границах этой речи роман «Бэтман Аполло» предстает познанием четырех маленьких истин.

Есть ЩИТ РОДИНЫ. Жизнь в России невыносима. Именно здесь, где «выведен тонкий и рафинированный ум», страдание ощущается сильнее. Русский человек, занятый национальными ужасами, настолько сконцентрирован на исторических катастрофах, что не успевает добраться до разрушительной мысли: «человеческая жизнь сама по себе и есть страдание, полностью лишенное смысла».

На просторах Родины перекатываются в вальяжном самообольщении МИРСКИЕ СВИНКИ. Это очень состоятельные соотечественники, которые уверены: должен быть «золотой парашют», обеспечивающий победу над смертью, благополучное приземление в купленном за немыслимые деньги раю.

Увы, парашют – обман правящих вампиров: миллионеры и миллиардеры будут принесены в жертву чернейшим силам ада. Их разложившиеся души – лучшие дрова для инфернальной печки.

Всем нам грозит стать жертвами ВЕЛИКОЙ ЧАСТОТНОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Да, войн и репрессий стало меньше. Но хитрые вампиры, питающиеся людскими страданиями, не дремлют. Для этого и придумана массовая культура, загоняющая нас в кинотеатры, компьютерные игры и ленты новостей.

Теряя дыхание с героями эффектных фильмов, погибая под ударами виртуальных монстров, дрожа над разорванными машинами и упавшими самолетами, мы множим страдания, делаем их непобедимыми.

Не стоит ли избрать ПУТЬ АБСОЛЮТНОЙ ПОДЛОСТИ? Остановить движение хлюпающих страстей и отказаться от обслуживания жаркого агрегата, на котором «Великий Вампир» готовит свою пищу.

Речь не идет о самоубийстве. Как и прежде, Пелевин рассуждает о достижении свободы во внутреннем исходе из скрипящей мнимыми богатствами цивилизации. Она стремится превратить человека в раба разноцветной повседневности.

Главная фигура романа — современник, измученный рекламой и шопингом, интернет-сообществами, компьютерными играми и офисным идиотизмом.Возможно, он хочет сесть в пустынном месте, открыть Достоевского, думать о жизни и смерти.

Хочет, но не может: вечно нет времени, воля к преображению слабенькая. Поэтому с интересом и не без пользы он листает Пелевина – опытного специалиста по организации встречи с Духом на территории, порабощенной гламуром и дискурсом.

Алексей Татаринов

Комментарии

  • avatar
  • LevRyzhkov
  • написано
Читать-то стоит, дядь Леша?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Пелевина стоит читать всегда.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • DmitryMiroshnikov
  • написано
Коротко, но хорошо. Можно было бы добавить, что роман местами скучный, но довольно глубокий)
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Да все поздние вещи такие) Не так хороши в литературном плане. В принципе, Пелевин уже давно не литератор, а проповедник. Книги тем и интересны — по ним наблюдаешь за развитием самого автора.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • prozak
  • написано
Живой классик !!))
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • Zubkova
  • написано
Прочитала книгу. Перечитала эту рецензию. В очередной раз удивилась, как по разному понимают люди, о чем собственно пишет Виктор Олегович. Особенно литературные критики)
Хотя и их понять можно. Именно в «Бэтман Аполло» Пелевин раза три очень лихо пнул именно эту подгруппу «дискурса».
Раньше он до такого не снисходил, видимо, достали.
И в очередной раз поразилась, как человек давно (вроде бы) живущий заграницей ТАК знает чем мы тут сейчас живем.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.