"Лермонтов" Владимира Бондаренко: "Британский боевик на просторах русской поэзии"

Коллаж Лорикс Позняк. Кублог

7 октября в Краснодаре будет Владимир Бондаренко. Официально он – литературный критик, редактор газеты «День литературы», автор многих книг, посвященных современной словесности. По сути Бондаренко всю жизнь занимается главным русским делом – борется с новейшими формами зла, выявляя источники смертельной опасности для души и страны.

Впервые я услышал Бондаренко в краснодарском Доме учителя. Была поздняя весна 1992 года: одно государство только что рухнуло, второе не успело оформиться. Еще недавно Ельцин казался избавителем от коммунистического абсурда, и вдруг выяснилось, что все сложнее, значительно сложнее…

Бондаренко приехал как литератор, но переполненный зал услышал не разборы романов, а речь о битве Русской империи со своими многовековыми врагами, которые в данный момент истории явились под отечественными именами и владеют механизмами внутреннего разрушения. Для многих присутствующих в зале вера в «праздник демократии» закончилась именно в этот день.

Владимир Бондаренко. Фото по поисковому запросу в Google

Новая книга «Лермонтов. Мистический гений» (вышла в серии ЖЗЛ) — один из этапов духовной борьбы автора. Нерв текста – гнев автора, разбивающий два модных тезиса, имеющих солидную поддержку.

Первый: наш поэт – настоящий декадент и скрытый самоубийца, мечтавший о смерти и создававший ее сюжет собственными руками.

Второй: Мартынов – нормальный человек, добрый офицер и даже неплохой мастер слова. Он ни в чем не виноват, потому что поведение Лермонтова не оставляло Мартынову шанса на примирение.

Бондаренко уверен: Лермонтов погиб из-за подлости и равнодушия. В его лице был нагло уничтожен «русский Шекспир». Те, кто сейчас защищает Мартынова (автор называет много имен), убивают Лермонтова еще раз.

В литературе наших дней мало глубины. Порою солидный прозаический текст напоминает комикс. Книга Бондаренко – в большей степени роман, чем ранее рецензированные нами тексты Гуцко или Фигля Мигля. Автор «Лермонтова», будто зная о кризисе современной прозы, создает роман о жизни, пытавшейся достучаться до Бога, и смерти, которая стала навсегда русским вопросом о соотношении личной дороги к смерти и банального убийства, которым гения выметают из существования железной метлой.

Бондаренко отправляется в Шотландию, чтобы доказать: поэт – наследник шотландской мистики, его отношения с Богом – сложные. Но главное, что они есть. Лермонтов – британский боевик на просторах русской поэзии.

«Одинокое несмирение шотландского горца, нашедшего покой среди гор Кавказа», — отличная фраза.

Типология эпох – одна из центральных проблем книги.

Владимир Бондаренко находит у царя Николая и Владимира Путина одну, фатально повторяющуюся ошибку: борясь с опасной для страны революцией, они опираются на серость, на жиреющих лицемеров, догрызающих куски, украденные и у самых обездоленных соотечественников.

Страх перед талантом и доверие к мелким подпевалам туманит сознание нашей власти, советуют ей хвататься за лапы вампиров, сумевших в очередной раз притвориться достойными традиционалистами. Они – эти двуличные бездари – и привели Лермонтова к смерти. Так считает Владимир Бондаренко.

«Легко и просто от гордыни одинокого демона, от певца стихийной воли переходит к христианской всеобщности, к чувству народного самосознания», — мысль автора ведет Лермонтова в рай.

Но есть место и фразам, не допускающим иллюзий:

«Лермонтову всегда было чуждо смирение. Он бунтовщик по натуре, не желающий сдерживать свои страсти. Он и в творчестве пишет как бы рывками, с налетающей на него стихией творчества, и вдруг божественный свет высокой поэзии освещает все пространство мира. И уже не поймешь, откуда этот свет – то ли с надземных шотландских кельтских высот, то ли из адского пекла».

«Суровый русский северный путь» проповедует Владимир Бондаренко. Поэт ошибся: надо было идти в сторону русского Севера – не Пятигорска! «Филиал Петербурга» погубил поэта. Его ждали Карелия, Новгород, неизвестные нам селения с возрождающим холодом. Лермонтов не дошел, не сменил вектор движения. Был убит Мартыновым, который «уничтожил ненавистный ему символ таланта и вольномыслия». Погиб поэт на пошлом юге!

От нас зависит – об этом книга Бондаренко – какими будет Лермонтов в будущем: аутсайдером, проигравшим главный бой, или духовидцем, спасающем современного человека от беспамятства.

Комментарии

  • avatar
  • bonilena
  • написано
У меня совершенно другое представление о Лермонтове. А возможно попасть на встречу с авторами? Или все же там будет действительно закрытое мероприятие?
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • ToT
  • написано
bonilena приходите лучше к нам есть собачью еду: www.kublog.ru/companies/item/kublog/blog/2259.html
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • AnnaChervyakova
  • написано
Ну, думаю, попытаться можно. На входе, главное, паспорт показать.
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.