Роман Глуховского "Будущее": "Предчувствие щупает мои внутренности"

Коллаж Лорикс Позняк. Кублог

Может ли бестселлер, созданный сегодня, не только тешить элементарные страсти в границах маскульта, но и работать с серьезными идеями? С подозрением отношусь к книгам, разбегающимся по миру сверхуспешными тиражами. Но на поставленный вопрос вынужден ответить: да.

В начале осени в России были изданы две подобные книги: «Инферно» Дэна Брауна и «Будущее» нашего Дмитрия Глуховского. Оба романа транслируют в толпу читателей единый страх: земля перенаселена, до катастрофы остались последние шаги!

Что будет, когда нас станет слишком много? Где разместимся? Чем питаться станем? Не съедим ли друг друга на итоговой трапезе?

Напомню, что России актуальнее иной страх: русских слишком мало. Размножаемся неохотно. Рискуем быть вытесненными теми, кто воспроизводит себя в согласии с природой, а не с цивилизацией. Но Глуховский пишет не национальный роман, а интернационально-урбанистический бестселлер.

Дмитрий Глуховский. Фото по исковому запросу в Yandex

XXV век. «Гигаполис Европа, попирающий землю и подпирающий небеса», застроен многокилометровыми зданиями, оставившими Лувр и собор святого Петра в темных подвалах победившей утопии. Обыденностью стала Вавилонская башня: «дело не в гордыне, просто жить негде». Давно изобретена вакцина бессмертия, прекратившая процессы увядания. Бога, потерявшего запредельную вечность, из этого мира «просто выселили».

Ключевая сцена романа возвращается не один раз – как наваждение. Спецназ Бессмертных, получив сигнал об очередном незаконнорожденном, спешит к месту преступления. Преодолев узкие квартиры-коробки, бойцы хватают ребенка и забрасывают его в интернат, ничем не отличающийся от тюрьмы. Одному из родителей делают «укол старости», чтобы за десять лет виновник перестал быть бессмертным, заплатив жизнью за выпущенное в мир дитя.

Главный герой – Ян Нахтигаль. Он – из этого спецназа, который пополняется выпускниками интерната, сумевшими пережить страшное детство. Значит, в свой час Ян тоже был вырван из рук отца и матери.

Герой получает серьезное карьерное предложение. Чтобы возвыситься, надо поймать «террориста», отстаивающего право рождаться, и убить его подружку. «Террориста» Рокамору Ян отпускает, а в Аннели влюбляется, начиная постепенное движение от холодного, формализованного «аполлонизма» к человечности. В жизни Яна появляются Бог, дочь и близкая смерть – следствие полученного от врага «укола старости».

Есть в романе основное нравственное движение, которое Глуховский всеми силами поддерживает. Красочная хула на Бога, занимающая многие страницы, сменяется осторожным религиозным движением, верой в необходимость спасти классическую душу человека. Она способна любить и молиться. Чтобы это спасение состоялось, необходимо вернуть людям смерть. Существует вакцина против вечной жизни на земле! Ян находит ее, и в финале романа успевает заразить человечество.

Какова же центральная мысль романа, его господствующая интуиция?

Мрачна жизнь человека, умученного собственным телом, государством и даже наконец-то достигнутым бессмертием. Все жители утопии охотно глотают «таблетки безмятежности и счастья», да вот помогают они плохо.

Жестокость переполняет новый текст Глуховского. Сначала Аннели зверски насилует бригада Бессмертных, превращая женскую плоть в кровавый фарш. Порванная вдоль и поперек, с едва теплящейся мечтой о рождении ребенка, она чудом зачинает от Яна. Чтобы быть разъятой и уничтоженной вторично. На этот раз, во время смертельных для нее родов.

«Дурное предчувствие резиновой рукой хирурга щупает мои внутренности», — таков стиль «Будущего».


«Зачем ты родила меня мама?», — едва ли не главный риторический вопрос в романе Дмитрия Глуховского.

Алексей Татаринов

Комментарии

  • avatar
  • PavelBelyaev
  • написано
А я, пожалуй, прочитаю. Заинтересовало.
Последний раз редактировалось
  • avatar
  • natasha_nyasha
  • написано
+ 1 к чтецам)))
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.