Последний раз редактировалось
"Иван Дубяга вываливает черновики": арт-критика Татьяны Зубковой
До 27 июля в Super gallery при «Типографии» открыта выставка молодого краснодарского художника Ивана Дубяги под названием «Самое необходимое». 20 новых работ художника посмотрела фотограф и обозреватель Кублога Татьяна Зубкова.
Итак, в Краснодаре открылась очередная выставка самого плодовитого из краснодарских авторов — Ивана Дубяги. Подтверждение невероятного количества его творческих «высказываний» можно найти на страницах автора в «Живом Журнале» и «Фейсбуке» (тут и тут).
Начало знакомства – читаешь текст из анонса:
«Человек окружает себя огромным количеством вещей, событий, людей и информации: второй, третьей и десятой степени важности. Попросту лишних. Лишнее отнимает время, отвлекает внимание, забивает необходимые для жизни пустоты. На выставке будет только Самое необходимое: живописные работы, выполненные минимальными средствами (бумага, краска), несколько полезных магических предметов самой крайней необходимости (внутренний карман, волшебный выключатель, прибор для вгробувидения) и алкоголь для прилива крови в мозг.»
Потом идешь по выставке и пытаешься связать слова художника из пресс-релиза с тем, что видишь.
Не получается.
С таким же успехом можно написать любой другой текст «о жизненных смыслах» или поставить этот же текст в анонс к другой его выставке (ну, заменив описание арт-поделок, так как к следующей выставке те, что демонстрируются на нынешней, уже развалятся).
Я старомодна/не в краснодарском тренде (нужное оставить) и надеюсь получать какую-то взаимосвязь между тем, что автор говорит о выставке, и изображениями с выставки.
Несколько ранее художник Эльдар Ганеев характеризовал творчество Дубяги так:
«Это компиляция арт-брюта, неоэкспрессионизма второй половины 20 века и ленинградского неформального искусства 80-х».
Что видит зритель? Арт-брют, наивное искусство, примитивизм? Как ни называй, а по форме рисунок Дубяги — это подражание рисунку ребенка возраста 2-4 лет.
Детский рисунок – отображение мира человеком, который еще не усвоил информации от общества о том, как нужно изображать мир. Это акт познания мира. При этом лучшие образцы детского рисунка часто восхищают и профессиональных художников.
Дети очень свободно работают с масштабом: важное становится большим на картинке, неважное – маленьким. И приоритеты выбираются абсолютно субъективно. Ребенок легко отказывается от «несущественных» деталей, будь то уши, шея, да что угодно. В лучших детских рисунках профессиональные художники подчас находят потрясающие композиционные решения, которые не приходят в голову профессионалу, да и любому взрослому, чей глаз уже давно в курсе, КАК должно быть. Эта удивительная свобода и приводит в восторг взрослых.
У Дубяги, при формальном сходстве с детскими рисунками, нет этой свободы. Ставить это в вину художнику невозможно, потому как ни одному взрослому еще не удавалось ощутить мир абсолютно внове.
Но помнить о том, что форма, которую ты выбрал для своего творческого поиска, обратит память зрителей к «первоисточнику» (и сравнение может оказаться не пользу художника), имеет смысл. Требуется чем-то заполнить «провал».
Другая заявка – нео-экспрессионизм. Экспрессия – это когда для художника важно передать его собственные переживания. Важнее «правильного» воспроизведения действительности. Главное – эмоции и восприятие.
И чаще частого у Дубяги это отрицательные эмоции, непозитивное видение. Ну что ж, каков мир художника, таковы и эмоции.
Я собралась пойти на эту выставку, потому что в одной картинке, которую увидела в интернете, почувствовала эту экспрессию. Никакого объяснения не требовалось, просто на эмоциональном уровне все считывалось.
Но из того, что сейчас висит в Super Gallery, единственная работа, которую можно назвать наполненной экспрессией – это цитирование Дубягой «Крика» Мунка. Тут срабатывает достаточно точное воспроизведение композиции, плюс узнавание.
Еще одно мое разочарование от знакомства с работами автора вживую – иная цветовая насыщенность работ, чем та, что демонстрирует нам интернет. А ведь одна из главных «фишек» экспрессионизма — яркий цвет. На нынешней выставке (все работы — акрил по бумаге) — блекло, вяло.
Кажется, что и сам автор ощущает недостаточность визуального ряда. И дополняет его текстами. Например: «Они не хотят мочиться» — и условные человечки под зонтами.
Игра слов и понятий, которые идут от современного сленга. Такой юмор никак не сочетается ни с экспрессией, ни с каким иным ощущением мира, кроме как тем, что современный молодежный язык обозначает словом «ржака». Но зрителю, не интересующемуся «ржаками», такие работы совершенно скучны.
Иные работы и еще более грустно смотреть. Вот автор нарисовал три фигурки рядом (абстрактно-детско-рисованные), закомпоновал скучно – три вертикальные колбасы рядом. Ни о чем. Пишет «Секс втроем». Ага, вот уже вроде бы и смысл появился.
Пойду ли я на следующую выставку этого автора? Скорее всего, пойду. Пока писала свой отзыв, покопалась у него на страницах, посмотрела работы. Кое-что мне было интересно. Из предыдущих.
Нынешняя выставка порождает ощущение, что автор все убыстряет темп работы над картинкой. Писатель в кризисе швыряет в мусорную корзину недописанные скомканные листы, но художник Иван Дубяга зачем-то вываливает черновики на зрителей — выставкой. Неужели уже ощутил безусловную гениальность любой своей почеркушки?
Но есть надежда, а вдруг количество перейдет в качество? А вдруг и совсем прекратит свой бег ради бега, сделает остановку, оглядится, подумает и на следующей выставке мы увидим… В принципе интересно – что?
Татьяна Зубкова
События
Места:
- 6358
- AnnaChervyakova
последняя фотография хорошо вписывается в текст — типа художники смотрят на критика)
Владимир, хахаха
Последний раз редактировалось
Не, это не на меня смотрят. Хотя как реакция на критику нормально — скепсис. Главное чтобы не набычились.
Последний раз редактировалось
Вот тут в комментариях тоже интересное высказывание Татьяны Зубковой: www.kublog.ru/blog/322.html
Последний раз редактировалось
рассуждения про детские рисунки напомнили о Сае Твомбли ^_^
Последний раз редактировалось
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Комментарии